-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в presviteros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.03.2006
Записей: 2533
Комментариев: 18846
Написано: 23544


Упоминание о Могильцах в архивах:

Пятница, 20 Апреля 2012 г. 22:59 + в цитатник

Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах ХVI- ХVIII столетий. Вып. 5, М., 1897 г. Радонежская десятина.

.

«Церковь Иоанна Богослова была построена в 1669 году в селе Фомкине деревянная, потом была перенесена в Могильцы. В приходной окладной книге Патриаршего казённого приказа записано:» во 186 (1678)г., по помете на выписке дъяка Перфилия Семенникова, по челобитной стольника князя Никиты Ростовского (       ), обложена данью, на Москве, вновь новопостроенная церковь Апостола Иоанна Богослова, в Московском уезде, в Веденском стану, в вотчине князя Никиты Ростовского в селе, что была деревня Фомкина, а на тою церковь положено дани, по сказке князя Никиты Ростовского с дворов: с попова, понамарёва, дьячкова, просвирнина, с вотчиникова, с 4-х дворов крестьянских средних, по указанной статье, 4 алтына с деньгою, заезда гривна. И по тому окладу велено на нынешний 186 год те деньги принять и записать в приходах; а вместо церковной земли, в сказке написано давать попу с причётниками руги по 9 рублёв, да на 30 четьи хлеба». (кн. 91, л. 191). В дозорных книгах Патриаршего приказа 7188 (1680) года значится: «по сказке церкви Иоанна Богослова попа Уара: та церковь в Воре и Корзеневе стану, а построена та церковь во 177(1669) году, а земли де ему попу с дьячком вотчиник князь Никита Приимков-Ростовский годовую хлебную и денежную ругу, и по наказу ему попу Уару с причетники указ св. патриарха сказан; дьячек Лукашка указ слышал; а вместо попа Уара, что он писать не умеет, по ево велению, руку приложил». (Патр. приказ, дозорн. кн. 141, л. 630).
Церковь Иоанна Богослова в приходных книгах того же Казённого приказа за 1679-1712 г.г. писалась «во вотчине князя Никиты Приимкова-Ростовского, в селе Фомкино Богословское тож», а с 1712 –1739 г.г. в вотчине князя Аврама Никиты Приимкова-Ростовского, по окладу дани 17 алтын 3 деньги (кн. 100, л. 152, кн. 151, л.112).
В селе Фомкине была построена новая церковь во имя Иоанна Богослова и ко дню освещения ея «по благославенной грамоте, 1709 г., августа в 14 день, выдан антиминс» (Патр. Пр. книга 138, л. 326). А в 1767 году, по случаю ветхой церкви, находившейся в селе Фомкине, была построена новая каменная церковь во имя Иоанна Богослова с приделом св. Дмитрия Ростовского Петром Максимовичем Щербачёвым в принадлежавшем ему имении – сельце Могильцах, Аполлонова гора тож, а священнику с причётниками оной церкви была передана земля в количестве 7,1/2 десятины в поле, а дву потомуж, которая и утверждена определением Вотчиной коллегии (Вотчиная коллегия по гор. Москве мол. л. кн. 26 № дела 41). При церкви Иоанна Богослова в 1704 – 1722 г.г. был священник Иван Иванов.
Село Фомкино в 7097 г. (1589 г.) – деревня, находившееся в дворцовом ведомстве села Новаго – Веденского, Московского уезда Воря и Корзенева стана, в 1670 г. продана из приказа большого дворца князю Ивану Приимкову-Ростовскому, а от него перешла к его сыну князю Никите (в монашестве Никодим Новоспасского монастыря). При этом владельце дер. Фомкина стала называться селом по церквиБогословским, которым потом владел его сын князь Аврам Никитич Приимков-Ростовский, а от него перешло в 1732 г. его родной сестре Елене, по муже Ладыженской, с сыном Василием Юрьевым и их родственникам Петру, Льву и Владимиру Васильевым Измайловым (дети второй сестры Аграфены Никитиной были замужем за Измайловым). В 1762 г. сын Василия Юрьевича Ладыженского Аполлон Васильевич половину села Фомкина Богословское тож с сельцом Могильцы, Аполонова горка тож, продал Петру Максимовичу Щербачёву, при котором Могильцы стало называться селом по церкви Богословским, а Фомкино – сельцом, оставшимся во владении одною половиною у Владимира Васильевича Измайлова, а после его в 1796 году у его родного внука Владимира Александровича Изчайлова (вотч. Колл. по гор. Москве, мол. л. кн. 26 № дела 40 и 41 и кн. № 67 № дела 5).
В селе Фомкине находились в 1678 году двор вотчиников, в котором жили 4 семьи деловых людей, в них 12 человек; 2 двора крестьянских, 1 двор бобыльский, в них 8 человек; в 1704 г. – дворы: Вотчиников и скотный с 18 чел. и 3 двора крестьянских, в них 7 человек; а сельцо Могильцы с 2 дворами, в которых жили 8 человек деловых людей, в 1704 г. принадлежало Семёну Никитину Твердынскому (Переписная книга 9813, л. 365 об. – 366; кн. 9817 л. 704 – 706).


Центральный государственный военно-исторический архив


Фонд ВУА, дело № 18859, 1773 год.

Лист 100, 100 об., № 979
Село Могильцы колежского советника Петра Максимовича сына Щербачёва с выделенною церковную землею.
дворов – 1
муж.    – 6 чел.
жен.    – 4 чел.    Лежит на суходоле. В том селе церковь каменная во имя Иоанна Богослова. Господский дом деревянный. При нём сад регулярный из неплодовых деревьев. Три пруда, а в них рыба щуки и караси, которые употребляются для домового расхода. Земля сероватая с песком и с посеянного на ней хлеба лучше родится рожь и овёс, а прочие семена и сенные покосы средственны. Лес еловый, берёзовый и сосновый к строению годный. В отрубе от трех до четырёх вершков, вышиною в пять саженей. Там же и дровяного довольно. В нём звери волки и птицы зайцы. Птицы соловьи, чижи, и чечетни. Отмежеванная церковная земля лежит на суходоле, обрабатывается самими церковно-служителями. Крестьян в реченном селе не имеется, оьрабатывается дворцовыми людьми. Женщины прядут лён, шерсть и ткут холсты и сукна для своего употребления.


Центральный государственный военно-исторический архив.

Фонд ВУА, дело № 18861 часть 9.
Описание города Дмитрова и его уезда…
1800 год.

Стр. 100, № 767
Село Могильцы княгини Прасковьи Федоровны Гагариной с выделеной церковной землёю
дворов  - 10
муж.  52
жен.  – 49
Под усадьбою сажень  - 30
                         десятин -  6
    На суходоле, при вырытых прудах, церковь с колокольнею каменная об одном этаже во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделом святого Дмитрия митрополита Ростовского. Дом господский деревянный об одном этаже. При оном – зверинец, в коем находятся олени; ветряная мельница о двух поставах по ветхости без действия. Лес строевой – еловый; дровяной: берёзовый, осиновый, ольховый, дубовый, липовый. Грунт земли сероглинистый ко урожаю ржи, ячменя, овса, гречи и льну способен; покосы средственны. Крестьяне на господском изделии, возят для продажи в Москву дрова, а женщины прядут лен, поскон, шерсть и ткут холсты; зажитком нужны.
Фонд ВУА, дело № 18862 часть 3

Экономическое примечание Дмитровкого уезда с краткою табелью и алфавитом.
 1800 год.

Стр. 264, № 767
Село Могильцы с пустошами княгини Прасковьи Федоровны Гагариной
дворов  -  10
муж.     -  51
жен.      -  49    На суходоле и при вырытых прудах в коих находится рыба всякого роду. Церковь каменная об одном этаже с двумя приделами. Первый святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, второй Дмитрия Митрополита Ростовского. Дом господский деревянный с огородными каменными строениями. Зверинец, в коем находится (мельница). Ветряная мушная мельница о двух поставах, коя по ветхости стоит без действия. Грунт земли сероглинистой и в урожаю хлеба, ржи, ячменя и овса средственный. Сенные покосы хороши. Лес строевой еловый. Дровяной – берёзовый, осиновый, ольховый, дубовый, липовый. В нём бывают набегом звери волки, зайцы, лисицы, белки. Налётом птицы: тетерева, рябцы, куропатки, чижи, синицы, щеглы. Крестьяне упрожняются для господина и с   в хлебопашестве, а промышляют возкою для продажи в Москву дров. Женщины в рукоделиях прядут лен, поскон, шерть, ткут холсты. Зажитком недостаточны.


Центральный государственный архив древних актов

Фонд 1320, оп. I, ч. I,  1755 – 1796 г.г. Каталог полевых заметок
Московской губернии.

ед. хр.   977. Июль  1768 года.       Землемера Шелешпанского. Пустоши Поздняковой, сельца Талиц, Могилец, ……………, Сафарина. 398 страниц.

В документе описывается межевание земель. Сведений о церкви и усадьбе нет.

ед. хр.  877. землемера Шелешпанского сказки и верующие письма с. Даниловского, Сафарина, Рахманова, Покровского, Могилец.  361 стр.

стр. 99 об.   1767 года, сентября   18 дня.
… в сем селе за господином моим по последней поданной ревизии сказкам крестьянских дворов не имеется, а токо стоит во оном селе господский дом, а в нём жительствуют дворовые люди мужского полу ……; женского ……:

ед. хр. 797   1768  года июня  20 дня
стр. 13,  13 об.  Таже запись, что и в ед. хр.  877



М.Н. Макаров. Журнал пешеходцев от Москвы до Ростова и обратно в Москву, Москва, 1830 г., стр. 40

… Подле Спасского – на возвышенном месте, вы видите село Богословское,  
  принадлежавшее князю Гавриле Петровичу Гагарину, поэту, вельможе и
  совоспитанику императора Павла I. Государь, на обратном пути с богомолья,
  здесь имел отдых  и был угощаем подданым – товарищем юности: как государь   
  и как друг-благодетель!

К.Нистрем. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии Москва, 1852 г., стр. 766.

             Богословское, село I – го стана, Гагарин, князя Павла Гавриловича, крестьян 75
             мужского полу душ; 91 женского; 40 дворов; 43 версты от столицы, 48 от уездного
             города на Ярославском шоссе.


Газета «Московский листок», № 4, 1891 г. стр. 3

В 1891 году 2-го января в церкви села Богословского происходило празднование 40- летней службы ктитора местной церкви потомственного почётного гражданина В.П. Аигина.
… настоятель храма о. Буравцев приветствовал его (В.П. Аигин – С.Д.) прочувственной речью, в которой перечислил, между прочим, все труды и пожертвования на украшение храма в течении 40 летней его службы. Благодаря щедротам старосты церкви, в настоящее время храм имеет свой капитал, который вполне обеспечивает его. Иконостас в церкви резной, сплошь вызолоченный, художественной работы; иконы и стенная живопись прекрасной работы, так что едва ли в этом отношении храм уступает столичным церквам. Богослужение совершается постоянно при пении хора певчих, что в наших подмосковных сёлах редко можно встретить. Близ церкви, в просторном каменном доме помещается училище, содержимое г. Аигиным на своём иждевении около 20 лет, из которого немало уже вышло детей, получивших начальное образование.


И.Токмаков. Историко-статистическое и Археологическое описание г. Дмитрова с уездом и святынями. Москва, 1893 г.  (часть I I).

Стр. 166 № 167.  Богословское (Могильцы).
В 1892 году 8 июля в селе Богословском, около ст. «Талицы» Московско-Ярославской
железной дороги было освящение двух возобновлённых приделов в местном приходском храме. Первый придел во имя св. мчц. Василия Херсонского и Татьяны мчц., имена которых носят храмоздатель и его супруга, освящены за раннею литургиею наместником Троицкой лавры архимандритом Павлом, а освящение другого придела во имя Поклонения веригам апостола Петра и во имя Анны Пророчицы за поздней литургией совершил высокопреосвящений Леонтий. Оба придела возобновлены на средства церковного старосты купца Василия Петровича Аигина, который состоит старостою этого храма сорок третий год и устройством этих 2-х приделов завершена заветная мечта о благолепии дома Божия. Храм украшен весьма богато золочёные иконостасы работы г. Фролова, иконы написаны г. Гавриловым, паникадила и лампады фабрики Постникова, орнаментальная живопись по стенам г. Коротаева. Шития художественной работы, одежды на св. престол принесены в дар храму г-жей Кротковой.

Описание фотографий.

Фото 1.  Вид церкви с юго-востока. Фото 1948 г. На переднем плане видна церковная
               ограда с восточной калиткой. На церкви сохранились водосточные трубы. Южный
               неф зимней церкви завершают кирпичные оштукатуренные парапеты с лепными
               профилями. Фото из частного собрания.

Фото 2.  Вид церкви с северо-востока. Фото конца 1948 г. начала 1949 г. На переднем     
               плане церковная ограда с калиткой. В правом углу фотографии виден восточный
               фасад церковных ворот, выходящих в парк. На церкви сохранились водосточные
               трубы. На северном нефе зимней церкви сохранились кирпичные оштукатуренные
               парапеты с лепными профилями. Фото хранится в архиве Производственного
               бюро по охране и реставрации памятников культуры Московской области.

Фото 3.  Вид церкви с северо-востока. Фото 1949 года. На переднем плане видна ограда.
               Переснято с фото, хранящегося в архиве Производственного бюро по охране и
               реставрации памятников культуры Московской области.

Фото 4. Вид церкви с северо-запада. Фото 1949 года. На переднем плане церковная ограда
              с башней. Левее башни видна створка ворот. На северном нефе зимней церкви
              сохранился парапет. Переснято с фото, хранящегося в архиве Производственного
              бюро по охране и реставрации памятников культуры Московской области.

Фото 5. Вид церкви с запада. Фото 1949 года. На переднем плане видна ограда с западной
              калиткой. В левом углу фотографии виден западный фасад ворот ограды.
              Переснято с фото, из архива  Производственного бюро по охране и реставрации
              памятников культуры Московской области.

Фото 6. Вид северо-восточной башни ограды со столбами и решеткой. Фото 1949 года /?/.
              фото из частной коллекции.

Фото 7. Фрагмент колокольни. Вид с северо-востока. Фото начала 50-х годов. Переснято с
              фотографии из архива Производственного бюро по охране и реставрации
              памятников культуры Московской области.

Фото 8. Вид церкви с северо-востока. Фото 1950-х годов. Из частной коллекции.

Фото 9. Вил кровли и барабана западного притвора зимней церкви. Вид с востока. Фото
              середины 1950-х годов. Из частной коллекции.

Фото10. Икона «Походный иконостас» из церкви. Размер 44,5 х 54 см. Строгоновское
               письмо конца ХVII века. Оклад медный вызолоченный. Из частной коллекции.

Фото 11. Икона «Походный иконостас» после снятия оклада.

Фото 12. Фрагмент иконы «Походный иконостас».

Фото 13. Запрестольная икона Богоматери. Сторона с изображением Богоматери
                «Умиление». Размер 59,5 х 45 см. Живопись по доске без левкаса конца ХIХ века.
                Из частной коллекции.

Фото 14. Запрестольная икона Богоматери. Сторона с изображением Николая Чудотворца.
                 Живопись по доске без левкаса конца ХIХ века.

Фото 15.  Икона «Архангел Гавриил» из царских врат зимней церкви. Размер 39 х 53 см.
                 Живопись по левкасу кон. ХIХ в. Художник Гаврилов. Из частного собрания.

Фото 16.  Икона Богоматери «Всех скорбящих радость» из зимней церкви. Размер 71,3 х
                 105,5 см. Живопись по левкасу 1921 года. Художник Колыхаков. Возможно, что
                 им икона переписана. Из частного собрания.

Фото 17.   Ангел. Роспись юго-восточного столба колокольни. Фото 1949 г. переписано с
                  фото из архива Производственного бюро по охране и реставрации памятников
                  культуры Московской области.

Фото 18.  Письмо владельца Могилец П. Щербачёва Семёну Петрову о межевании
                 земель.
                 ЦГАДА, фонд 1320, опись 1,  ед. хр.  797 стр. 13

Фото 19.  Неизвестный художник.  Село Могильцы.  1949-1950 г.г.  Холст, масло. Размер
                54 х 71 см. Хранится в Софринском краеведческом музее.
 

Рубрики:  Богословское-Могильцы
Метки:  

K_Nathalia   обратиться по имени Суббота, 21 Апреля 2012 г. 07:16 (ссылка)
Вот бы рядышком где-нибудь с храмом открыть бы музейчик небольшой... краееведческий такой...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Апреля 2012 г. 07:23ссылка
вот написала и уж так расфантазировалась - не унять... тока это ж денег опять немерено - аренда, регистрация, коммуналка и проч. проч. ...((
presviteros   обратиться по имени Суббота, 21 Апреля 2012 г. 23:08 (ссылка)
будет, будет музеум)
с Божьей помощью
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 22 Апреля 2012 г. 01:22ссылка
Вот это новость! Может дозволите как-нибудь когда-нибудь немного поучаствовать?.. Многолетняя, в силу всё тех же, будь они неладны, причин, неосуществимая пока мечтища... )
Перейти к дневнику

Воскресенье, 22 Апреля 2012 г. 10:42ссылка
Вот ведь, умеете Вы задеть за живое - сутки уже экскурсии по нему вожу, и исторические, и тематические, и разновозрастные...=)))))))))
Такая идея у Вас чудесная, ну и, традиционно, нужная, Бог Вам в помощь!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку