-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в presviteros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.03.2006
«аписей: 2533
 омментариев: 18846
Ќаписано: 23544



–усский «латоуст

—реда, 03 ќкт€бр€ 2012 г. 22:38 + в цитатник

¬ 1757 он был причиcлен к лику св€тых. ¬ 1767 при постройке домового храма в усадьбе кн€зей √агариных, один из престолов был посв€щен этому великому св€тому.

—в€титель ƒимитрий его им€, митрополит –остовский.

ќдин из престольных дней у нас завтра.

в€титель ƒимитрий, в миру ƒаниил, родилс€ в декабре 1651 года, в местечке ћакарове 1 , наход€щемс€ в сорока верстах от города  иева. ќтец его, —авва √ригорьевич “уптало, из простых казаков дослужилс€ до звани€ сотника и остаток дней своих посв€тил на служение ÷еркви, прин€в на себ€ об€занности ктитора  ирилловской обители 2 . » он и супруга его ћари€ ћихайловна были благочестивые люди и проводили добрую христианскую жизнь. Ќо отец был посто€нно отвлекаем от дома военными зан€ти€ми, и отрок воспитывалс€ преимущественно под руководством матери. — нежной любовью и похвалой отозвалс€ о ней сам св€титель по поводу ее кончины: «¬ самый великий п€ток спасительные страсти, мать мо€ преставилась в дев€том часе дн€, точно в тот час, когда —паситель наш на кресте страждущий за спасение наше, дух —вой Ѕогу ќтцу в руки предал. »мела лет от рождени€ своего более семидес€ти… да пом€нет ю √осподь во царствии —воем небесном! —кончалась с хорошим расположением, пам€ти и речью. ќ, дабы и мене таковой блаженной кончины √осподь удостоил ее молитвами! » подлинно, христианска€ была ее кончина: ибо со всеми обр€дами христианскими и с обыкновенными таинствами, бесстрашна, не постыдна€, мирна€. ≈ще же да сподобит ю √осподь доброго ответа на страшном —воем суде, €ко же и не сомневаюсь о Ѕожием милосердии, и о ее спасении, веда€ посто€нную добродетельную и набожную ее жизнь. ј и то за добрый знак ее спасени€ имею, что того же дни и того же часа, когда ’ристос √осподь разбойнику, во врем€ вольные страсти, рай отверзл, тогда и ее душе от тела разлучитьс€ повелел» 3 . ѕод вли€нием такой добродетельной матери отрок ƒаниил возрастал в страхе Ѕожием и благочестии, восход€ от силы в силу и укрепл€€сь в добродетел€х.

Ќачальное образование ƒаниил получил дома. –одители обучили его читать, и когда исполнилось ƒаниилу 11 лет от роду, отправили его в  иевское Ѕратское училище 4 . Ѕлагодар€ отличным способност€м и пламенному усердию в зан€ти€х, ƒаниил скоро стал преуспевать в науках и превзошел всех своих сверстников. ¬ классах риторики он обратил на себ€ особенное внимание искусством стихотворства и витийства. ѕод руководством знаменитого проповедника и полемического богослова √ал€товского 5 ƒаниил в совершенстве изучил те приемы и обороты речи, которые невольно поражали потом слушателей его поучений, и приобрел ту энергию и непобедимую силу убеждени€, которые про€вились впоследствии в борьбе с раскольниками. Ќо, успева€ в науках, ƒаниил в то же врем€ отличалс€ и замечательным благонравием и рано обнаружил склонность к жизни созерцательной и подвижнической. ќн не принимал никакого участи€ в детских играх и избегал вс€ких утех и увеселений. —вободное от школьных зан€тий врем€ он проводил в чтении —в€щенного ѕисани€, творений и житий св€тых мужей и в молитве. — особенным рвением посещал он храм Ѕожий, где благоговейно возносил свои усердные молитвы √осподу. „ем чаще и прилежнее читал он Ѕожественное ѕисание и жити€ св€тых отцов, тем более усиливалось в его душе желание подражать св€тым угодникам.

ѕ€тнадцати лет от роду ƒаниил должен был оставить училище. ¬ то бедственное дл€  иева врем€ город этот непрестанно переходил то под польскую, то под русскую державу. Ёто отзывалось и на состо€нии училища, которое в 1665 г., когда  иевом овладели пол€ки, потерпело совершенное разрушение и долгое врем€ оставалось в запустении. ѕоэтому ƒаниил не мог окончить курса и должен был прекратить свои научные зан€ти€, пробыв в школе всего три года.

— отроческих лет пита€ склонность к жизни иноческой, ƒаниил, вскоре по выходе из училища, оставил мир этот со всеми его благами. »спросив благословение своих родителей, он, на восемнадцатом году своей жизни, поселилс€ в  ирилловском монастыре. »гумен монастыр€ ћелетий ƒзик давно уже знал ƒаниила, так как раньше был ректором  иевского училища. 9 июл€ 1668 года он совершил пострижение ƒаниила в иночество и нарек его ƒимитрием. Ќовопостриженный инок всецело поручил себ€ воле и ѕромыслу Ѕожьему. —трого и неуклонно стал он соблюдать все монастырские правила и ревностно в смирении и послушании проходил иноческие подвиги. ¬семи силами старалс€ подражать в добродетел€х преподобным јнтонию и ‘еодосию и прочим печорским подвижникам. ќтнюдь не заботилс€ он о приобретении имений и богатства, но всей душой стремилс€ лишь угодить Ѕогу, верно и нелицемерно служить ≈му ќдному и через то ст€жать себе богатство нетленное.

Ќе прошло и года после пострижени€ ƒимитри€, как, по просьбе насто€тел€, он был посв€щен в сан иеродиакона. Ёто посв€щение совершено было в день Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы в 1669 году, нареченным на  иевскую митрополию, »осифом “укальским 6 , жившим тогда в городе  аневе. ¬ сане иеродиакона ƒимитрий оставалс€ в  ирилловской обители довольно долгое врем€. ¬о всем повиновалс€ он насто€телю, смиренно и усердно служил братии, беспрекословно исполн€л вс€кое послушание, в церковь приходил первым и уходил из нее последним; в храме сто€л со страхом, благоговейно внима€ словам —в€щенного ѕисани€; в келии он часто молилс€, писал и сочин€л, что ему поручал игумен, и усердно продолжал свои научные зан€ти€.

“ак подвизалс€ ƒимитрий до 1675 года. ¬ это врем€ в √устынском монастыре находилс€ „ерниговский архиепископ Ћазарь Ѕаранович 7 . «десь ему был представлен св€той ƒимитрий дл€ посв€щени€ в иеромонаха, которое и было совершено 23 ма€ в день —ошестви€ —в€того ƒуха. —в€тому ƒимитрию в это врем€ было только 24 года, но он уже был искусен в деле проповедовани€ слова Ѕожи€. ѕознакомившись с ним поближе и узнав его высокие духовные качества, архиепископ пригласил св€того ƒимитри€ быть проповедником 8 при „ерниговской соборной церкви. Ѕолее двух лет св€той ƒимитрий проповедовал в соборной и других церкв€х „ерниговской епархии. ѕоуча€ народ закону ’ристову, он приносил большую духовную пользу всем своим слушател€м и доставл€л им великое наслаждение: жива€ и увлекательна€ речь его была растворена солью премудрости, так что все стремились его слушать.

—лава о св€том ƒимитрии, как великом проповеднике, быстро разнеслась по ћалороссии и Ћитве, и обитель за обителью стали приглашать его к себе, чтобы воспользоватьс€ его красноречивым назиданием. Ѕлижайшим поводом к таковым приглашени€м послужило следующее событие. ¬ июне 1677 года, движимый благочестивым усердием, ƒимитрий отправилс€ из „ернигова в Ќоводворский монастырь 9 дл€ поклонени€ чудотворной иконе ѕресв€той Ѕогородицы, писанной св€тым ѕетром, митрополитом ћосковским, и должен был остатьс€ в Ћитве. ¬ то врем€, когда прибыл св€той ƒимитрий, в монастыре готовились к торжественному перенесению этой иконы из старой церкви в новую. ƒл€ этого прибыли Ѕелорусский епископ ‘еодосий и насто€тель ¬иленского —в€то-ƒухова монастыр€  лимент. ѕо окончании праздника  лимент вз€л с собой ƒимитри€ в свой монастырь. Ѕолее двух мес€цев ƒимитрий пробыл в ¬ильно и произнес здесь две проповеди. ¬скоре, однако, по просьбе епископа ‘еодоси€ св€той ƒимитрий отправилс€ в —луцк и, поселившись в Ѕратском ѕреображенском монастыре 10 , четырнадцать мес€цев неустанно трудилс€ в проповедовании слова Ѕожьего. ƒимитри€ сильно полюбил и благодетельствовал ему ктитор монастыр€ »оанн —кочкевич, на средства которого и был построен ѕреображенский монастырь. —в€той ƒимитрий также глубоко уважал и любил своего благодетел€, прожил в —луцке до самой его кончины и почтил его пам€ть, сказав на погребение его проповедь.

ћежду тем св€того ƒимитри€ неоднократно уже приглашали возвратитьс€ в ћалороссию. ≈го призывали и гетман —амойлович 11 и прежний его насто€тель ћелетий, управл€вший теперь  иевским ћихайловским монастырем. ¬ феврале 1679 года св€той ƒимитрий прибыл в Ѕатурин 12 и был прин€т гетманом 13 весьма ласково и милостиво. ѕоселившись в Ќиколаевском  рупицком монастыре 14 , наход€щемс€ недалеко от Ѕатурина, ƒимитрий продолжал ревностно подвизатьс€ в посте, молитве, непрестанном чтении душеполезных книг; с особенным же усердием проповедовал он слово Ѕожие. —лава о его добродетельном житии распространилась по всем обител€м. ћногие из них приглашали св€того ƒимитри€ к себе дл€ управлени€. “ак брати€  ирилловского монастыр€ обратились к нему с убедительной просьбой прин€ть над ними начальствование. Ќо св€той ƒимитрий, веро€тно, по смирению своему, а также удерживаемый и гетманом, отклонил эту просьбу и отправил в  ириллов монастырь благодарственное письмо. ¬скоре после этого, в 1681 г., скончалс€ игумен ћаксаковского ѕреображенского монастыр€ 15 . Ѕрати€ обратились также к св€тому ƒимитрию, прос€ его быть у них игуменом. ѕо своему уединенному местоположению ћаксаковска€ обитель как нельз€ более соответствовала строгой иноческой жизни ƒимитри€. ѕоэтому, с согласи€ гетмана, он прин€л предложени€ максаковских иноков и отправилс€ с гетманским письмом в „ернигов к архиепископу Ћазарю Ѕарановичу за указом.

јрхиепископ прин€л ƒимитри€ весьма милостиво.  ак бы провид€ будущее, Ћазарь, как только распечатал гетманское письмо, сказал ƒимитрию: «Ќе чита€ письма, говорю: да благословит вас √осподь Ѕог не только игуменством, но по имени ƒимитри€ желаю вам митры: ƒимитрий да получит митру».

¬ тот же день, после посв€щени€ в игумена 16 , Ћазарь так приветствовал ƒимитри€: «—егодн€ пам€ть пророка ћоисе€ Ѕоговидца; этого дн€ сподобил вас √осподь Ѕог игуменства в монастыре, где храм ѕреображени€ √осподн€, €ко ћоисе€ на ‘аворе. » иже сказа пути сво€ ћоисеоей, да скажет и вам на этом ‘аворе пути —во€ к вечному ‘авору».

«Ёти слова, — свидетельствует сам св€той ƒимитрий, — € грешный прин€л за хорошее предзнаменование и пророчество и заметил дл€ себ€. ƒай Ѕоже, чтобы пророчество его архипасторства сбылось».

ѕроща€сь на другой день с ƒимитрием, Ћазарь подарил ему хороший посох.

«» так хорошо отпустил мен€, — говорит св€той ƒимитрий, — как отец родного сына. ѕодай ему, √осподи, вс€ блага€ по сердцу его».

¬ступив в управление обителью, св€той ƒимитрий нисколько не изменил прежней своей строгоиноческой жизни. ѕодвиза€сь по-прежнему в бдени€х, молитве и добрых делах, он всем подавал пример христианского смирени€. ¬сегда помн€ слова √оспода: «а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (ћф. 20:26), он так жил сам, так жить учил и других, служа дл€ всех образцом веры и благочести€. Ќесомненно, что такие игумены — слава и украшение дл€ управл€емых ими обителей. ¬от почему св€той ƒимитрий ни в одной обители долго не оставалс€, и был, как увидим, перемещаем из одного монастыр€ в другой.

Ќедолго максаковские иноки навидались словом и св€тою жизнью ƒимитри€. 1 марта 1682 года он был назначен игуменом в Ќиколаевский Ѕатуринский монастырь. Ќо от этого монастыр€ сам он вскоре отказалс€. ќн жаждал тихого и безмолвного жити€, чтобы беспреп€тственно предатьс€ богомыслию, молитве и другим богоугодным зан€ти€м. ѕоэтому на другой же год своего игуменства в Ѕатурине, вдень своего ангела, 26 окт€бр€ 1683 года, он сложил с себ€ управление обителью, оставшись в ней простым иноком. ¬скоре, однако, ѕромыслом Ѕожиим св€той ƒимитрий призван был к великому делу составлени€ ћиней-„етьих, которыми он принес величайшую пользу всему народу русскому.

¬ 1684 году архимандритом  иево-ѕечерской лавры был назначен ¬арлаам ясинский. ќт своих предшественников — ѕетра ћогилы и »ннокенти€ √изел€ 17 он вместе со званием архимандрита наследовал мысль о великом труде составлени€ житий св€тых. Ётот труд был тем более необходим, что вследствие татарских набегов, литовских и польских разорений, ÷ерковь лишилась многих драгоценных духовных книг и жизнеописаний св€тых. ќтыскива€ человека, способного дл€ этого важного и великого труда, ¬арлаам остановил свое внимание на св€том ƒимитрии, который уже прославилс€ своею ревностью к душеспасительным трудам. ¬ыбор его был одобрен единодушным согласием прочих отцов и братии лавры. “огда ¬арлаам обратилс€ к ƒимитрию с просьбой переселитьс€ в  иевскую лавру и прин€ть на себ€ труд исправлени€ и составлени€ житий св€тых.

”страшенный т€жестью возлагаемого на него труда, смиренный подвижник старалс€ отклонить его от себ€. Ќо, страшась греха непослушани€ и хорошо сознава€ сам нужды ÷еркви, он предпочел покоритьс€ насто€тельным требовани€м ¬арлаама. ¬озлага€ надежду на помощь Ѕожию и на молитвы ѕречистой Ѕогоматери и всех св€тых, ƒимитрий в июне 1684 года приступил к новому своему подвигу и с великим тщанием начал проходить возложенное на него послушание. ƒуша его, наполненна€ образами св€тых, жизнеописанием которых он занималс€, сподобл€лась духовных видений во сне, которые укрепл€ли его на пути к высшему совершенству духовному и ободр€ли его в великих трудах.

«јвгуста дес€того 1685 г., — повествует сам св€той ƒимитрий, — в понедельник, услышал € благовест к заутрене, но, по обыкновенной своей лености, разоспавшись, не поспел к началу и проспал даже до чтени€ ѕсалтири. ¬ это врем€ видел следующее видение: казалось, будто поручена была мне в смотрение некотора€ пещера, в которой почивали св€тые мощи. ќсматрива€ со свечой гробы св€тых, увидел там же, €кобы почивающую, св€тую великомученицу ¬арвару. ѕриступив к ее гробу, узрел ее лежащую боком, и гроб ее €вл€ющий некоторую гнилость. ∆ела€ оную очистить, вынул мощи ее из раки, и положил на другом месте. ќчистив раку, приступил к мощам ее, и вз€л оные руками дл€ вложени€ в раку; но вдруг узрел в живых ¬арвару св€тую.

- —в€та€ дева ¬арварa, благодетельнице мо€! ”моли Ѕога о грехах моих, — воскликнул €.

—в€та€ ответствовала, будто бы име€ сомнение некоторое:

- Ќе ведаю, умолю ли, ибо молишьс€ по-римски.

ƒумаю, что это мне сказано дл€ того, что € весьма ленив к молитве, и уподобл€лс€ в этом случае римл€нам, у которых весьма краткое молитвословие, так как у мен€ кратка€ и редка€ молитва. —лова эти услышав от св€той, начал € тужить, и акибы отча€ватьс€. Ќо св€та€, спуст€ мало времени, воззрела на мен€ с веселым и осклабленным лицом, и изрекла: «не бойс€», — и иные некоторые утешительные произнесла слова, которых€ и не вспомню. ѕотом, вложив в раку, € облобызал ее руки и ноги; казалось, тело живое и весьма белое, — но рака убога€ и обветшала€. —ожале€ о том, что нечистыми и скверными руками и устами дерзаю касатьс€ св€тых мощей, и что не вижу хорошей раки, размышл€л, как бы украсить этот гроб, и начал искать новой и богатейшей раки, в которую бы переложить св€тые мощи: но в то самое мгновение проснулс€. ∆але€ о пробуждении моем, почувствовало сердце мое радость».

«аключа€ этот рассказ, св€той ƒимитрий смиренно замечает: «Ѕог ведает, что этот сон знаменует, и каково оного событие воспоследует! ќ, когда бы молитвами св€той ¬арвары, покровительницы моей 18 , дал мне Ѕог исправление злого и ока€нного жити€ моего!»

ƒругое сновидение, случившеес€ через три или четыре мес€ца после первого, было следующее: «¬ 1685 г. в ‘илиппов пост, — пишет св€той ƒимитрий, — в одну ночь окончив письмом страдани€ св€того мученика ќреста, которого пам€ть 10 но€бр€ почитаетс€, за час или меньше до заутрени, лег отдохнуть не раздева€сь, и в сонном видении узрел св€того мученика ќреста, лицом веселым ко мне вещающего этими словами:

- я больше претерпел за ’риста мук, нежели ты написал.

Ёто изрек, открыл мне перси свои и показал в левом боку великую рану, сквозь во внутренность проход€щую, сказав:

- Ёто мне железом прожжено.

ѕотом, открыв правую по локоть руку, показал рану на самом против локт€ месте, и сказал:

- Ёто мне перерезано.

ѕри этом видны были перерезанные жилы. “акже и левую руку открывши, на таком же месте такую же указал рану, сказал:

- » то мне перерезано.

ѕотом, наклон€сь, открыл ногу и показал на сгибе колена рану, также и другую ногу до колена открывши, такую же рану на том же месте показал и сказал:

- ј это мне косою рассечено.

» став пр€мо, взира€ мне в лицо, промолвил:

- ¬идишь ли? Ѕольше € за ’риста претерпел, нежели ты написал.

я, против этого ничего не сме€ сказать, молчал и мыслил в себе: кто этот есть ќрест, не из числа ли п€точисленных (13 декабр€)? Ќа эту мою мысль св€той мученик ответствовал:

- Ќе тот € ќрест, иже от п€точисленных, но тот, его же ты ныне житие писал.

¬идел € другого некоего важного человека, за ним сто€вшего, и казалс€ мне также некий мученик был, но тот ничего не сказал. ¬ то самое врем€ учиненный к заутрени благовест пробудил мен€, и € жалел, что это весьма при€тное видение скоро окончилось.

- ј что это видение, — прибавл€ет св€той ƒимитрий, записав его спуст€ более трех лет 19 , — € недостойный и грешный истинно видел, как написал, а не иначе, это под кл€твою моею св€щенническою исповедую: ибо все оное как тогда совершенно пам€товал, так и теперь помню».

ѕрошло с лишком два года с того времени, как св€той ƒимитрий сложил с себ€ игуменство и в уединенной келии совершал свой великий труд. —лучилось ему быть вместе с архимандритом ¬арлаамом в Ѕатурине. — радостью встретили его гетман и новый митрополит √едеон 20 и стали убеждать снова прин€ть на себ€ управление Ќиколаевскою обителью. ƒолго ƒимитрий отказывалс€ от этого, но, наконец, должен был уступить усердным просьбам и 9 феврал€ 1686 года переселилс€ в Ѕатурин. Ќо, оставив  иевскую лавру, св€той ƒимитрий не оставил своего дела. — тем же усердием, как и в лавре, он продолжал составл€ть жити€ св€тых, и здесь окончил первую четверть ћиней-„етьих, заключающую в себе три мес€ца — сент€брь, окт€брь и но€брь.

“руд свой —в€той ƒимитрий представил архимандриту ¬арлааму. ѕрочитав и рассмотрев рукопись вместе с соборными старцами и другими благоразумными мужами, ¬арлаам решил приступить к печатанию житий св€тых. —в€той ƒимитрий прибыл из Ѕатурина в лавру, и под его личным наблюдением в 1689 г. была напечатана перва€ книга ћиней-„етьих.

¬скоре после этого св€тому ƒимитрию представилс€ случай быть в ћоскве.  н€зь √олицын отправил в ћоскву гетмана ћазепу 21 с донесением об окончании похода в  рым 22 . ¬месте с гетманом были отправлены дл€ объ€снени€ с патриархом по некоторым церковным вопросам св€той ƒимитрий и »ннокентий, игумен  ириллова монастыр€. Ёто было 21 июл€ 1689 г. ѕо прибытии в ћоскву они были представлены царю »оанну јлексеевичу и царевне —офии. ¬ тот же день св€той ƒимитрий представл€лс€ патриарху »оакиму 23 . —пуст€ мес€ц после своего приезда, св€той ƒимитрий вместе с гетманом были в “роице-—ергиевой лавре. «десь тогда жил царь ѕетр јлексеевич, скрывавшийс€ от покушений царевны —офии. ќн милостиво прин€л ƒимитри€. ¬ лавре же ƒимитрий имел случай видеть патриарха. «ћы посещали его часто, — говорит сам св€той, — он благословил мне, грешному, продолжать писанием жити€ св€тых и дал на благословение мне образ ѕресв€той Ѕогородицы в окладе».

¬озвратившись в свой монастырь, св€той ƒимитрий с большой ревностью стал трудитьс€ над составлением житий св€тых. „тобы удобнее заниматьс€ своим богоугодным делом, он оставил свои насто€тельские покои и устроил себе в уединенном месте близ церкви св€того Ќикола€  рупицкого особенную келию, которую в своих записках называет «скитом».

¬ то врем€, как св€той ƒимитрий трудилс€ над второй книгой ћиней-„етьих, новый московский патриарх јдриан 24 прислал ему похвальную грамоту. √рамоту эту привез ¬арлаам, возведенный и посв€щенный в ћоскве (31 августа 1690 г.) в сан митрополита  иевского.

«—ам Ѕог, — писал патриарх, — воздаст ти, брате, вс€цем благословением благостынным, напису€ т€ в книге живота вечного, за твои богоугодные труды в писании, исправлении же и типом издании книги душеполезные житий св€тых на три мес€ца первые, септемврий, октоврий и ноемврий: “ой же и впредь да благословит, укрепит и поспешит потруждатис€ тебе даже на всецелый год и прочие таковы€ же житий св€тых книги исправили совершенно и типом изобразити».

¬месте с тем патриарх просил и нового митрополита и будущего архимандрита лавры о содействии во всем св€тому ƒимитрию, «искусному, благоразумному и благоусердному делателю».

ќбодренный вниманием патриарха, св€той ƒимитрий с чувством смиренной благодарности так отвечал ћосковскому иерарху: «ƒа похвален и прославлен будет Ѕог во св€тых и от св€тых славимый, €ко даровал есть ныне ÷еркви —воей св€той таковаго пастыр€ добра и искусна, ваше архипасторство, иже в начале своего пастырства, первее всех печешис€ и промышл€еши о умножении Ѕожи€ и св€тых ≈го славы, желающи жити€м оным в мир типом изданным быти, на пользу всему христианскому православному российскому роду. —лава си€ всем преподобным есть. Ќыне уже и аз недостойный усерднее, √осподу поспешествующему, на предлежаща€ простою бренную и грешную мою руку, имый св€тительство ваше в том деле пособствующее ми, укрепл€ющее же и наставл€ющее благословение, еже по премногу возбуждает м€, да сон лености оттр€с, повелеваемое ми творю тщательно. јще и не искусен есмь, не имый толике ведени€ и возможности, дабы все добре привести к совершенству зачатое дело: обаче, о укрепл€ющем м€ »исусе наложенный св€того послушани€ €рем носили должен есмь, скудоуми€ моего недостаточное исполн€ющу “ому, от ≈гоже исполнени€ мы все при€хом, и еще приемлем, — точию да и впредь пособствует ми со благословением Ѕогопри€тна€ јрхипасторства вашего молитва, на нюже зело надеюс€».

“еперь св€той ƒимитрий решилс€ посв€тить себ€ исключительно „етьим-ћине€м. «‘еврал€ 14-го (1692 г.), — повествует он сам, — в первую неделю поста, перед обедней, оставил € и сдал игуменство мое в Ѕатуринском монастыре дл€ спокойнейшего моего пребывани€ и писани€ житий св€тых». ∆ив€ в уединенной своей келии, он составил вторую книгу, заключающую в себе следующие три мес€ца — декабрь, €нварь и февраль, и 9 ма€ 1693 года сам привез ее в  иево-ѕечерскую типографию.

Ќо как ни стремилс€ трудолюбивый инок к тихой и уединенной жизни, люди, ценившие его высокие душевные качества, не давали ему поко€. “ак, пока св€той ƒимитрий наблюдал за печатанием своего труда, новый архиепископ „ерниговский, св€той ‘еодосии ”глицкий 25 , убедил его прин€ть на себ€ управление ѕетропавловской обителью, в 27 верстах от города √лухова 26 . ¬о врем€ пребывани€ его в этом монастыре, в €нваре 1695 г., окончено было печатание второй четверти „етьих-ћиней. » за эту книгу патриарх јдриан удостоил ƒимитри€ таких же похвал, как и за первую, прислав ему другую одобрительную грамоту. Ёто побудило ƒимитри€ усердно продолжать свой труд, и он начал готовить третью книгу, заключающую в себе мес€цы — март, апрель и май.

¬ начале 1697 года св€той ƒимитрий был назначен насто€телем  иевского  ириллова монастыр€, а через п€ть мес€цев после этого, 20 июн€, его посв€тили в архимандрита „ерниговского ≈лецкого ”спенского монастыр€ 27 . “ак исполнилось, наконец, благожелание Ћазар€ Ѕарановичи: ƒимитрий получил митру. Ќо, возведенный в сан архимандрита, св€той ƒимитрий, пам€ту€ слова ѕисани€: «кому дано много, много и потребуетс€» (Ћк 12:48), предалс€ своим трудам и подвигам еще с большим рвением и усердием. Ќе оставл€€ зан€тий жити€ми св€тых, он не забывал и монастырского благоустроени€ и всюду помогал советом и рассуждением, словом и делом.

ѕрошло еще два года, и св€той ƒимитрий был переведен в —пасский Ќовгород-—еверский монастырь 28 . Ёто был последний монастырь, которым он управл€л. «десь он окончил третью четверть ћиней-„етьих, котора€ и была напечатана в €нваре 1700 года. ѕосле этого архимандрит лавры »оасаф  роковский, 29 с братиею в знак особенного уважени€ к составителю житий св€тых, прислал ему в дар икону ѕресв€той Ѕогородицы, пожалованную царем јлексеем ћихайловичем  иевскому митрополиту ѕетру ћогиле, во врем€ венчани€ своего на царство.

¬ том же 1700 году император ѕетр ¬еликий в заботах об отдаленных област€х своих обширных владений поручил  иевскому митрополиту ¬арлааму «поискать из архимандритов или игуменов, или других иноков, доброго и ученого и благонепорочного жити€, которому бы в “обольске быть митрополитом, и мог бы Ѕожией милостью проповедовать в  итае и в —ибири, в слепоте идолослужени€ и других невежествах закоснелых человек приводит в познание и служение и поклонение истинного ∆иваго Ѕога». ¬арлааму никто в этом отношении не был столько известен, как архимандрит Ќовгород-—еверский, — и св€той ƒимитрий в начале 1701 года был вызван в ћоскву. «десь он сказал императору приветственную речь, в которой изобразил достоинство цар€ земного, представл€ющего на земле образ ’риста — ÷ар€ Ќебесного. ¬скоре — 23 марта — св€той ƒимитрий был рукоположен в митрополита —ибирского и “обольского. ¬ысокой честью украсили смиренного ƒимитри€, но она была ему не по сердцу. —ибирь страна сурова€ и холодна€, а здоровье св€того ƒимитри€ было слабое, расстроенное непрестанными зан€ти€ми. —ибирь страна далека€, а у св€того ƒимитри€ было близкое сердцу зан€тие, которое начал он в  иеве и мог продолжать только там, или близ тех мест, где сосредоточивалось тогда просвещение, а не в глухой и далекой —ибири. ¬се это так беспокоило его, что он слег в постель. —ам государь посетил больного и, узнав причину его болезни, успокоил его и дозволил остатьс€ на врем€ в ћоскве, в ожидании ближайшей епархии. ¬аканси€ на такую епархию вскоре открылась: скончалс€ –остовский митрополит »оасаф, и св€той ƒимитрий 4 €нвар€ 1702 года был назначен его преемником.

¬ –остов св€той ƒимитрий прибыл 1 марта, во вторую неделю ¬еликого поста. ¬ступив в город, он прежде всего посетил —пасо-яковлевскую обитель. ¬ойд€ в собор «ачати€ Ѕожией ћатери, где почивают мощи св€тител€ »акова –остовского, новый архипастырь совершил обычное моление и в то же самое врем€, узнав по особенному откровению свыше, что в –остове суждено ему окончить свою многотрудную и многополезную жизнь, назначил дл€ себ€ могилу в правом углу собора и сказал окружающим: «—е покой мой: здесь вселюс€ во век века» 30 . —овершив после этого в ”спенском кафедральном соборе Ѕожественную литургию, св€титель произнес новой своей пастве красноречивое и трогательное слово, где изложил взаимные об€занности пастыр€ и паствы.

«ƒа не смущаетс€, — говорил св€титель, — сердце ваше о моем к вам пришествии: дверьми бо внидох, а не прелаз€й инуде; не исках, но поискав есмь, и не ведах вас, ниже вы мене ведаете, судьбы же √осподни бездна многа; ты€ м€ послаша к вам, аз же приидох, не да послужите ми, но да послужу вам, по словеси √осподню: хот€й быти в вас первый, да будет всем слуга».

¬ступив в управление –остовскою митрополией, св€титель ƒимитрий нашел в ней великие нестроени€. — ревностью »лии он предалс€ неусыпным заботам о благоустроении церковном и спасении душ человеческих.  ак истинный пастырь, следу€ словам ≈вангели€: «“ак да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославл€ли отца вашего Ќебесного» (ћф 5:16), св€титель сам во всем €вл€лс€ образцом благочести€. ¬ то же врем€ он старалс€ искорен€ть в люд€х вс€кого звани€ злые нравы, зависть, неправду и другие пороки. ќсобенно огорчало св€тител€ духовенство своим невежеством и пренебрежением к проповедованию —лова Ѕожьего.

«ќле ока€нному времени нашему, — говорил св€той ƒимитрий в одном из своих поучений, — €ко отнюдь пренебреженно то се€ние, — весьма оставис€ —лово Ѕожие и не вем, кого первее окаевати требе, се€телей или землю, иереев ли или сердца человеческие, или обое то купно? ¬купе непотребни быша, несть твор€щий благостыню, несть до единого. —е€тель не сеет, а земл€ не приемлет; иереи небрегут, а людие заблуждают; иереи не учат, а людие невежествуют; иереи —лова Ѕожи€ не проповедуют, а людие не слушают, ниже слушати хот€т».

” многих из духовных лиц св€титель не находил и доброго нравственного воспитани€. Ќапротив, с горестью приходилось ему замечать, что отцы семейств были не внимательны к исполнению главных христианских об€занностей своими домашними.

«ј еже удивительнее, — продолжает св€той ƒимитрий, — €ко иерсйстии жены и дети мнози никогда же причащаютс€, еже уведахом отсюду: иерейстии сыны приход€т ставитис€ на места отцев своих, которых егда спрашиваем, давно ли причащалис€, многие поистине сказуют, €ко не помн€т когда причащалис€. ќ, ока€ннии иереи, нерад€щии о своем доме!  ако могут радети о св€той ÷еркви, домашних своих ко св€тому причащению не привод€щии?  ако могут приводити прихожан не пекущийс€ о спасении душ, иже в дому?»

—в€щенники плохо знали свои об€занности. ¬стречались между ними такие, которые на пирах с обличением и укором рассказывали грехи своих духовных детей, открытые на исповеди. ƒругие ленились ходить к больным дл€ исповеди и приобщени€ —в€тых “аин, особенно же к бедным.

≈ще более св€титель исполнилс€ благочестивой ревностью, еще сильнее стал он скорбеть, когда узнал, что некоторые св€щенники, забыв страх Ѕожий, не воздают должного почитани€ ѕречистым и ∆ивотвор€щим “аинам ’ристовым. ¬ одном из своих посланий св€титель повествует о таком событии.

- —лучилось нам в €нваре 1702 г. ехать в город ярославль. Ќа пути вошел € в одну сельскую церковь. —овершив обычное моление, € хотел воздать достойную честь и поклонение ѕречистым ’ристовым “айнам и спросил тамошнего св€щенника:

- √де ∆ивотвор€щие ’ристовы “айны?

—в€щенник, как будто не понима€ моих слов, сто€л в недоумении и молчал. “огда € снова спросил его:

- √де “ело ’ристово?

—в€щенник не пон€л и этого вопроса. ќдин же из опытных иереев, мен€ сопровождавший, спросил его:

- √де запас?

“огда св€щенник вынул из-за угла «сосуд зело гнусный» и показал хранимую в нем с таким небрежением великую св€тыню, на которую и ангелы взирают со страхом.

«» возболезновах о том сердцем по-премногу, — говорит св€титель, — ово €ко в таковом непочитании хранитс€ тело ’ристово, ово же €ко ни нарицани€ честного, ѕречистым “айнам подобающаго, вед€т. ”дивис€ о этом небо, и земли ужаснитес€ концы!»

—в€титель стал заботитьс€ о немедленном искоренении таких вопиющих недостатков. ∆ела€, чтобы иереи оставили свое нерадение и проходили бы со вс€ким тщанием и страхом Ѕожием свое служение, св€той ƒимитрий написал два окружных послани€ дл€ пастырей. Ёти послани€ во многих списках были разосланы св€щенникам с тем, чтобы они списывали дл€ себ€, чаще прочитывали их и согласно с ними исправл€ли свои об€занности.

¬ первом послании св€титель отечески увещевал пастырей оставить свое злонравие, запрещал им рассказывать о согрешени€х своих духовных чад и тщеславитьс€ своим званием и положением духовного отца. »менем √оспода он умол€л их не презирать нищих и убогих, но одинаково и непрестанно заботитьс€ о душах всех пасомых.

¬о втором послании св€той ƒимитрий своей архипастырской властью повелевал, чтобы св€щенники, под страхом грозного суда Ѕожи€, не только сами воздавали должное поклонение —в€тым и ∆ивотвор€щим “айнам, но и других тому поучали; увещевал хранить »х в подобающих св€тыне местах и сосудах и не называть их «запасом», убеждал иереев достойно приготовл€тьс€ к своему св€щенному служению и умол€л, чтобы они как можно чаще поучали народ и сами тщательно исполн€ли свои об€занности.

—трем€сь совершенно искоренить недостатки в среде духовенства, св€той ƒимитрий сознавал, что наиболее действительным средством дл€ этого служит доброе учение и воспитание. ѕоэтому он открыл при своем архиерейском доме училище 31 . —обрав в этом училище более двухсот человек, детей св€щеннослужительских, он разделил их на три класса и дл€ каждого класса поставил отдельного учител€. ”чилище было предметом особенного попечени€ св€тител€. ќн часто посещал классы, сам выслушивал учеников и испытывал их познани€. ¬ случае отсутстви€ учител€ он сам принимал на себ€ его должность. ¬ свободное от обычных своих зан€тий врем€ св€титель собирал способных учеников и толковал им некоторые книги из ¬етхого «авета; в летнее врем€, прожива€ в архиерейском селе ƒемь€нах, он объ€сн€л ученикам Ќовый «авет. Ќе меньше заботилс€ св€титель и о нравственном воспитании учеников. ¬ воскресные и праздничные дни они должны были приходить в соборную церковь к всенощному бдению и литургии. ѕо окончании первой кафизмы, во врем€ чтени€ какого-либо слова или жити€, ученики должны были подходить к св€тителю под благословение, дава€ таким образом знать о своем присутствии. јрхипастырь повелевал ученикам строго соблюдать не только „етыредес€тницу, но и другие посты; сам исповедывал их и приобщал —в€тых “аин.  ончившим учение св€титель давал места при церквах, смотр€ по достоинству. ƒь€чков и пономарей, дл€ внушени€ им уважени€ к своей должности, посв€щал в стихарь, чего прежде в –остове не было.

 ак, однако, ни был обременен св€титель многочисленными заботами и делами, он и в новом своем служении не оставл€л своего труда над жити€ми св€тых. ѕрошло почти три года, как прибыл св€той ƒимитрий в –остов, и в летопись ростовских архиереев, наход€щуюс€ при соборе –остовском, внесена была следующа€ запись об окончании этого великого труда св€тителем ƒимитрием: «¬ лето от воплощени€ Ѕога —лова 1705-е, мес€ца февруариа, в 9-й день, на пам€ть св€того мученика Ќикифора, сказуемого победоносца, в отдание праздника —ретени€ √осподн€, изрекшу св€тому —имеону Ѕогоприимцу свое моление: «ныне отпущаеши раба “воего, ¬ладыко», в день страданий √осподних п€тничный, в оньже на кресте рече ’ристос: «совершишас€», — пред субботою поминовени€ усопших и пред неделею —трашного суда, помощию Ѕожией и ѕречистый Ѕогоматере, и всех св€тых молитвами, мес€ц август написас€. јминь».

¬ сент€бре того же года эта последн€€ книга, заключающа€ в себе мес€цы июнь, июль и август, была отпечатана в  иево-ѕечерской лавре. “ак закончено было великое дело составлени€ ћиней-„етьих, потребовавшее от св€тител€ более чем двадцатилетних напр€женных трудов.

Ќо св€тому ƒимитрию предлежал в –остовской пастве другой важный подвиг. “ам было в то врем€ множество раскольников, главные учители которых, укрыва€сь в Ѕрынских лесах 32 , через потаенных своих проповедников всюду рассевали свое зловредное учение. Ќеправыми толковани€ми и тайными увещани€ми завлекали они в свои гибельные сети овец ’ристовых. ћногие, поверив их льстивому учению, колебались в истинной вере.

«ќле ока€нных, последних времен наших! — восклицает св€титель, — €ко ныне св€та€ ÷ерковь зело утеснена, умалена, ово от внешних гонителей, ово от внутренних раскольников, иже, по апостолу «они вышли от нас, но не были наши» (1 »н. 2:19). » уже толь от раскола умалис€ сама€ истинна€ соборна€ ÷ерковь јпостольска€, €ко едва где истинного сына ÷еркве найти: едва бо не во вс€ком граде ина€ нека€ особа€ изобретаетс€ вера, и уже о вере и простые мужики и бабы, весьма пути истинного не знающий, догматизуют и учат, €коже о сложении триех перстов глаголюще, не правый и новый крест быти и в своем упорстве ока€ннии сто€т, презревше и отвергше истинных учителей церковных».

 райне прискорбны были такие €влени€ дл€ просвещенного защитника веры ’ристовой. —в€титель решил по нескольку раз объезжать свою епархию и проживал подолгу в ярославле дл€ того, чтобы словом своим обличать закоснелое невежество отступников ÷еркви ѕравославной. ¬ один из приездов в ярославль, св€той ƒимитрий, совершив в воскресный день литургию в соборе, возвращалс€ к своему дому. ¬ это врем€ к нему подошли двое неизвестных ему людей и обратились к нему с вопросом:

- ¬ладыка св€той, как ты повелишь? ¬ел€т нам бороды брить 33 , а мы готовы головы наши положить за бороды.

—в€титель удивилс€ такому неожиданному вопросу и в свою очередь спросил:

-  ак вы думаете, отрастет ли голова, если у вас снимут ее?

- Ќет, — отвечали те.

- ј борода — отрастет? — спросил св€титель.

- Ѕорода отрастет, — отвечали они.

- “ак пусть же вам отрежут бороду, дождетесь другой.

 огда св€титель и провожавшие его именитые граждане вошли в его келию, то они долго беседовали о бородобритии. —в€той ƒимитрий узнал, что в его пастве есть немало людей, которые сомневаютс€ в своем спасении из-за того, что им по указу цар€ обрили бороды. ќни думали, что вместе с бородой они лишились образа и подоби€ Ѕожьего. ƒолго увещевал св€титель оставить эти сомнени€, доказыва€, что не в бороде и не в лице образ Ѕожий и подобие, а в душе человека. —в€титель написал после этого сочинение: «ќб образе Ѕожьем и подобии в человеке» и разослал его по своей епархии. ѕо повелению государ€ сочинение это было напечатано три раза.

¬скоре св€той ƒимитрий написал обширное сочинение «–озыск о Ѕрынской вере» 34 , раскрывшее сам дух раскола.

—в€титель €сно и убедительно доказал в этом сочинении, что вера раскольников — неправа€, учение их — душе вредное, дела их — не богоугодные.

Ќеустанно подвиза€сь на пользу ÷еркви и государства, св€той ƒимитрий предпринимал и другие труды. “ак, он намеревалс€ составить «Ћетопись, сказующую де€ни€ от начала миробыти€ до –ождества ’ристова».  нигу эту св€титель хотел составить как дл€ собственного келейного чтени€, так и по другим особенным обсто€тельствам. ќн хорошо знал, что не только в ћалой, но и в ¬еликой –оссии редко у кого есть слав€нска€ Ѕибли€. ≈е могли приобрести только люди богатые, бедн€ки же были совершенно лишены той духовной пользы, какую доставл€ет чтение этот богодухновенной книги. ћногие лица даже в среде духовенства не знали пор€дка библейского повествовани€. ѕоэтому св€титель и желал составить краткую библейскую историю, чтобы каждый мог приобрести ее за недорогую цену и познакомитьс€ с содержанием Ѕиблии 35 . Ќемедленно приступил св€той ƒимитрий к делу и начал выбирать сведени€ из —в€щенного ѕисани€ и различных хронографов 36 .

«ѕишу, — говорил св€титель, — с Ѕожией помощью нравоучени€, местами же и толкование —в€щенного ѕисани€, сколько могу € по своим слабым силам, а библейские истории € привожу только вкратце вместо вступлени€, и от них, как из источников, произвожу струи нравоучени€» 37 .

 ак ни сильно желал св€титель окончить «Ћетопись», однако не мог исполнить своего намерени€. ¬ этом большим преп€тствием было дл€ него совершенно расстроенное его здоровье. ќн успел описать событи€ только за 4600 лет. ј между тем вслед за этим трудом св€титель думал приступить с Ѕожьей помощью к составлению краткого толковани€ на ѕсалтирь 38 .

—в€титель ƒимитрий был знаменитым проповедником своего времени и часто обращалс€ к своей пастве с красноречивым словом назидани€. Ќикакие труды и об€занности никогда не отвлекали его от проповедовани€ —лова Ѕожи€. ѕроповедуемые им истины христианства, излива€сь пр€мо из души проповедника, €вл€лись всегда живыми и действенными и увлекали слушателей простотою беседы отца с детьми, учител€ с учениками. ≈сли бы возможно было отыскать и собрать воедино все поучени€ этого российского «латоуста, их должно бы оказатьс€ великое множество. Ќо, к сожалению, весьма многие поучени€ св€того ƒимитри€ утрачены 39 .

ћудро управл€л своею паствой св€титель ƒимитрий и никогда не прибегал к суровым мерам. ќтлича€сь кротостью, он ко всем — и знатным и простым — относилс€ с одинаковою любовью и без вс€кого лицепри€ти€. ¬се верные сыны ÷еркви любили его и почитали, как отца. —ам государь и вс€ царска€ семь€ глубоко уважали –остовского митрополита за его истинно добродетельную жизнь. ’ристианские добродетели св€того ƒимитри€ одинаково си€ли и в иноческой келии, и на св€тительской кафедре. ќсобенно же €рко светили в жизни его молитва, пост, смирение, нест€жательность и любовь к бедным и сиротам.

Ќесмотр€ на множество дел по управлению епархией, св€той ƒимитрий ежедневно приходил в церковь дл€ молитвы; во все воскресные и праздничные дни совершал литургию и произносил проповедь; всегда сам принимал участие в крестных ходах, как бы продолжительны и далеки они ни были. ≈сли же он чувствовал себ€ нездоровым, а это случалось нередко, то посылал в семинарию, чтобы ученики в воспоминание п€ти €зв в’ристовых 40 прочитали ему п€ть раз молитву √осподню («ќтче наш»). ѕосеща€ семинарию, он увещевал учеников посто€нно призывать на помощь Ќаставника мудрости и ѕодател€ разумени€, ¬семогущего √оспода. —луг своих и всех живших с ним св€титель поучал осен€ть себ€ крестным знамением и тихо прочитывать молитву «Ѕогородице ƒева, радуйс€», вс€кий раз, когда бьют часы. ќбращалс€ он со своими слугами очень человечно.  огда кто-нибудь из них бывал именинник, того он благословл€л образом или жаловал деньгами. ”чил их усердно поститьс€, избегать объедени€ и пь€нства. —ам св€той ƒимитрий подавал пример к тому в своей собственной жизни. ѕринима€ пищу только дл€ того, чтобы поддерживать свои телесные силы, св€титель на первой неделе ¬еликого поста вкушал только один раз, — один только раз вкушал он и на —трастной неделе, в ¬еликий четверток.

ѕам€ту€ непрестанно слова —пасител€: «¬с€кий, возвышающий сам себ€, унижен будет, а унижающий себ€ возвыситс€» (Ћк. 18:14), св€той ƒимитрий вовсю свою жизнь отличалс€ великим смирением.

«Ќесмь таков, — говорил о себе св€той, — €кова же любовь тво€ непщует м€ быти. Ќесмь благонравен, но злонравен, обычаев худых исполнен, и в разуме далече отстою от разумных; буй есмь и невежа; а светение мое есть едина тьма и прах… ћолю же братскую твою любовь помолитис€ о мне √осподу, —вету моему, да просветит мою тьму, и изыдет честное от недостойного 41 «.

ƒостигнув высшего сана св€тительского, св€той ƒимитрий сохран€л то же смирение, к высшим был почтителен, к равным благосклонен, к подчиненным милостив, к несчастным сострадателен.

—амо собой уже разумеетс€, что при таких высоких нравственных качествах св€титель должен был отличатьс€ и полным бескорыстием. ƒействительно, в его сердце не было места скупости, любост€жанию и сребролюбию. ¬се пода€ни€ и доходы он во всю свою жизнь употребл€л или на церковные нужды, или на благотворение неимущим. ќ сиротах, вдовах, нищих и бедных св€титель заботилс€ как отец о своих дет€х. ¬се, что получал, он раздавал им, призыва€ к себе в крестовую палату слепых, глухих, хромых и убогих, предлага€ им трапезу, дава€ одежды и оказыва€ другие милости. ќ своем бескорыстии и нест€жательности св€титель сам засвидетельствовал в духовном завещании, составленном им за два с половиной года до кончины.

«—удих, — говорит он, — сею духовною граматою моею вестно сотворити вс€кому, иже восхощет по кончине моей взыскивати имени€ моего келейного, во еже бы не трудитис€ ему вотще, ни ист€зовати служивших мне Ѕога ради, да весть мое сокровище и богатство, еже от юности мое€ не собирах (сие не тщеслав€с€ реку, но да искател€м моего по мне имени€ вестно сотворю). ќтнележе бо при€х св€той иноческий образ и постригохс€ в  иевском  ирилловском монастыре в осмьнадес€тое лето возраста моего, и обещах Ѕогови нищету извольную имети: от того времени даже до приближены моего ко гробу, не ст€жевах имени€ и мшелоимства 42 , кроме книг св€тых 43 , не собирах злата и сребра, не извол€х имети излишних одежд, ни каких-либо вещей, кроме самых нужд, но нест€жание и нищету иноческую духом и самым делом по возможному соблюсти тщахс€, не пекийс€ о себе, но возлага€с€ на ѕромысл Ѕожий, иже никогдаже м€ остав€. ¬ход€ща€ же в руце мои от благодетелей моих пода€ни€ и €же на начальствах келейный приход, тыи истощевах на мои и на монастырски€ нужды, идеже бех во игуменех и архимандритех, такожде и во архиерействе сый: не собирах келейных, €же не многи б€ку, приходов, но ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных, идеже Ѕог повеле. Ќиктоже убо да трудитс€ по смерти моей, испыту€ или взыску€ каковаго либо келейного моего собрани€: ибо ниже на погребете что оставл€ю, ни на поминовение, да нищета иноческа€ наипаче на кончине €витс€ Ѕогу. ¬ерую бо, €ко при€тнее ≈му будет, аще и едина цата 44 по мне не останет, неже егда бы многое собрате было раздаваемо».

«авещание это, в котором св€титель снова повторил свое желание быть погребенным в —пасо-яковлевском монастыре, он объ€вил своему другу, митрополиту —тефану яворскому 45 . “огда же они положили между собою завет: если преосв€щенный —тефан скончаетс€ прежде, то на погребении его быть митрополиту ƒимитрию; если же ƒимитрий прежде отойдет ко √осподу, то погребать его должен —тефан.

—в€титель ƒимитрий скончалс€ п€тидес€ти восьми лет от роду, на 28 окт€бр€ 1709 года, через день после своего тезоименитства. «а несколько дней до кончины, донесли ему о скором прибытии в –остов царицы ѕараскевы ‘еодоровны 46 дл€ поклонени€ чудотворной иконе Ѕогородицы “олгской, которую положено было на этот раз, по причине осенней непогоды, затруднившей путешествие царицы в ярославль 47 , перенести отсюда в –остов. —в€титель, услышав это, призвал своего казначе€ иеромонаха ‘иларета и пророчески объ€вил ему о близости своей кончины: «—е гр€дут в –остов две царицы: ÷арица Ќебесна€ и царица земна€; токмо € уже видеть их не сподоблюс€, а надлежит к прин€тию оных готовым быть тебе, казначею».

«а три дн€ до преставлени€ св€того ƒимитри€, болезнь, давно уже таивша€с€ в его груди, обнаружилась с особенной силой в кашле. Ќесмотр€ на это, св€титель старалс€ казатьс€ бодрым. ¬ день своего тезоименитства, 26 окт€бр€, он сам совершил литургию в соборе, но поучени€ своего говорить уже не мог, и одного из своих певчих заставил прочитать его по тетрадке. «а обеденным столом он сидел с гост€ми, хот€ с крайнею нуждою. Ќа другой день пришел навестить св€тител€ ¬арлаам, архимандрит ƒанилова монастыр€ в ѕереславле. ¬о врем€ их беседы к св€тителю прислала проживавша€ тогда в –остове инокин€ ¬арсонофи€, бывша€ кормилица царевича јлексе€ ѕетровича, постриженна€ в монашество самим св€тым ƒимитрием. ќна с глубоким благоговением относилась к архипастырю –остовскому и часто просила от него душеполезных наставлений. “ак и на этот раз ¬арсонофи€ усердно молила св€тител€ посетить ее в тот же день. —в€той ƒимитрий отправилс€ к ней вместе с архимандритом ¬арлаамом. Ќа обратном пути он уже едва мог дойти до своей келии, опира€сь на служителей.

“отчас он приказал позвать к себе певчих дл€ пени€ им самим сочиненных духовных песней, как то: «»исусе мой прелюбезный», «Ќадежду мою в бозе полагаю», «“ы мой Ѕог »исусе, “ы мо€ радость». ѕение это услаждало его душу словами, вылившимис€ из нее самой, и он слушал певчих, гре€сь подле печи.

ѕо окончании пени€, отпустив певчих, св€титель удержал одного из них, —авву яковлева, любимого им, усердного переписчика его сочинений. —в€той ƒимитрий начал рассказывать ему о своей жизни, как он проводил ее в юности и в совершеннолетнем возрасте, как молилс€ Ѕогу и ѕречистой ≈го ћатери и всем угодникам, и сказал: «» вы, дети, молитесь так же».

ѕотом благословил певчего и, провожа€ его из келии, поклонилс€ ему едва не до земли и благодарил его за усердие в переписке.

¬ид€, что архипастырь так смиренно и необычно провожает его и так ему низко клан€етс€, певчий содрогнулс€ и с благоговением сказал:

- ћне ли, владыка св€той, последнейшему рабу твоему, ты так клан€ешьс€?

Ќа это св€титель с тою же кротостью отвечал:

- Ѕлагодарю теб€, чадо!

ѕевчий горько заплакал и удалилс€. ѕосле этого св€той ƒимитрий приказал служител€м разойтись по своим местам, а сам заключилс€ в особенную комнату, как бы жела€ отдохнуть, и наедине предалс€ усердной молитве к Ѕогу. ”тром служители вошли в эту комнату и нашли св€тител€ скончавшимс€ на колен€х, в положении мол€щегос€. “ак молитва, услаждавша€ жизнь св€тител€, сопровождала его и к смерти.

„естное тело почившего св€тител€ было облечено в архиерейские одежды, им самим приготовленные 48 , и в тот же день перенесено в домовую церковь. ¬о гробе под голову и под все тело были постланы, по завещанию св€того ƒимитри€, его черновые бумаги. Ќемедленно весть о преставлении св€тител€ разнеслась по всему –остову.   гробу его стеклось множество народа, искренно плакавшего о неоценимой потере своего возлюбленного пастыр€ и учител€. ¬ тот же день прибыла в –остов царица ѕараскева ‘еодоровна с дочерьми своими, царевнами ≈катериною, ѕараскевою и јнной (будущей царицею) »оанновнами. Ќе застав в живых св€тител€, какой сам то предсказывал, она много плакала, что не удостоилась прин€ть от него благословение, и повелела отслужить соборно панихиду.

30 окт€бр€, по повелению царицы, тело св€тител€ перенесено было в собор с подобающей честью. ÷арица вторично отслушала панихиду, в последний раз простилась с угодником Ѕожиим и отправилась в ћоскву.

¬скоре прибыл дл€ погребени€ св€тител€ митрополит —тефан. ¬ойд€ пр€мо в собор, он поклонилс€ телу почившего друга и много плакал над ним. ѕосле этого он приказал казначею ‘иларету приготовить все нужное к погребению в яковлевском монастыре. “огда насто€тели монастырей –остовских, соборные св€щенники и многие из граждан приступили к —тефану с прошением о погребении ƒимитри€ в соборе, где обыкновенно погребались прежние архиереи. Ќо —тефан не согласилс€, говор€: «ѕреосв€щенный ƒимитрий, вступив на –остовскую кафедру, прежде всего посетил яковлевский монастырь и сам избрал себе здесь место дл€ погребени€.  ак же могу € нарушить его волю?»

¬ назначенный дл€ погребени€ день, 25 но€бр€, митрополит —тефан, верный завету дружбы, совершил литургию и погребение, при котором произнес слово, часто восклица€: «св€т ƒимитрий, св€т!» ¬след за этим, в сопровождении плачущего народа, тело св€того ƒимитри€ перенесено в яковлевский монастырь, и здесь в «ачатьевском соборе предано земле. ѕреосв€щенный —тефан написал надгробные стихи, в которых, между прочим, говорил:

¬си вы, –остова града людие рыдайте,

ѕастыр€ умершаго слезно поминайте,

ƒимитри€ владыку и преосв€щенна,

ћитрополита тиха и смиренна.

 

ќколо сорока трех лет тело св€того ƒимитри€ почивало под спудом. ¬ сент€бре 1752 года, когда разбирали ветхий пол «ачатьевского собора, нашли дерев€нный сгнивший сруб, сверх которого вместо крыши положены были вдоль толстые бревна, провалившиес€ потом внутрь сруба. –азобрали сгнивший сруб, вынули насыпавшуюс€ землю и увидели гроб св€тител€. ќн был поврежден: крыша разломана обвалившимис€ бревнами и сквозь скважины виднелись не поврежденные тлением покров, митра и вс€ св€тительска€ одежда.  огда были освидетельствованы св€тые мощи, то оказалось, что руки св€тител€, крестообразно сложенные на груди, совершенно нетленны; только у правой руки четыре перста переломились от обвалившейс€ вовнутрь гроба доски, и лева€ рука отделилась от локт€; все прочие части тела целы.

”слышав об обретении св€тых мощей, народ толпами спешил к ново€вленному угоднику Ѕожьему, и при гробе его открылс€ обильный источник исцелений 49 , которые подаютс€ верующим и до сих пор во славу дивного во св€тых —воих “риединого Ѕога, ќтца и —ына и —в€того ƒуха. јминь.

 

“ропарь, глас 8:

ѕравослави€ ревнителю, и раскола искоренителю, российский целебниче, и новый к Ѕогу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси, цевнице духовна€, ƒимитрие блаженнее, моли ’риста Ѕога, спастис€ императору нашему Ќиколаю јлександровичу, и всему наследию, и державе его.

 

 ондак, глас 8:

«везду российскую от  иева возси€вшую, и чрез Ќовград —еверский в –остов достигшую, всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, ублажим златословеснаго учител€ ƒимитри€: той бо всем вс€ написа, €же к наставлению, да всех приобр€щет, €коже ѕавел, ’ристу, и спасет правоверием душы наша.

__________________________________________________________________

1 ћакаров — ныне местечко  иевской губернии и уезда — в то врем€ принадлежал к владени€м гетмана Ћитовского.

2  ирилловский монастырь в  иеве основан кн. черниговским ¬севолодом ќльговичем в XII в.; разорен Ѕатыем; возобновлен в XVII в. и в 1786 г. упразднен.

3 ƒиарий (дневные записки св€тител€) под 29 марта 1689 г.

4  иевска€ Ѕратска€ школа (ныне  иевска€ ƒуховна€ јкадеми€) открыта в 1615 г. в одно врем€ с Ѕого€вленским Ѕратским монастырем и при этом монастыре; преобразована митрополитом ѕетром ћогилою (1633 — 1647) и с того времени надолго стала средоточием духовной и светской науки в –оссии. »з  иевской школы вышло много просвещенных пастырей и ревностных защитников православи€.

5 »оанникий √ал€товский († 1688 г.), сначала учитель, потом ректор  иевской школы (1657 — 1665), много сделавший дл€ ее процветани€, был одним из знаменитейших богословов — полемистов и проповедников своего времени. ћногочисленные сочинени€ »оанники€, направленные против латин€н и униатов, свидетельствуют о его ревности к защите православной истины.

6 »осиф (Ќелюбович — “укальский) с 1661 г. архиепископ ћогилевский, затем митрополит  иевский; был в плену у пол€ков и скончалс€ в „игирине в 1676 г.

7 Ћазарь Ѕаранович († 1693 г.) был архиепископом „ерниговским с 1657 г. Ѕывший воспитанник и ректор  иевской академии (1650 — 1656), Ћазарь славилс€ проповедованием слова Ѕожи€ и содействовал ћосковскому правительству в подчинении ћалороссии. —в. ƒимитрий называл его «великим столпом церковным».

8 ƒо конца XVI ст. в –оссии проповеди редко сказывались изустно: большей частью читались переводные поучени€ св. отцов или жити€ св€тых. —о времени же возникновени€ училищ в юго-западной –оссии стали по€вл€тьс€ образцы собственного проповедовани€ и вместе с тем образовалась особенна€ должность проповедников, которую отправл€ли при соборах, монастыр€х и братствах духовные лица, получившие образование.

9 Ќоводворский монастырь, основанный дл€ борьбы с унией в 1618 г., находилс€ в Ћитовских пределах (в нынешнем ѕинском уезде) и был подведомствен ¬иленскому —в€то-ƒухову монастырю.

10 √ород —луцк — ћинской губернии. ѕреображенский монастырь, основанный около 1600 г., принадлежал —луцкому братству, которое подобно прочим братствам охран€ло православие от притеснений католиков и униатов.

11 »ван —амойлович, сын св€щенника, избран в гетманы в 1672 г.; в 1687 г. отрешен от гетманства и умер в “обольске в 1690 г.

12 Ѕатурин — ныне местечко при реке —ейме, в 27 верстах от уездного города  онотопа — был основан в 1575 г. королем польским —тефаном Ѕаторием, который назвал его своим именем (Ѕаторин). ÷арь јлексей ћихайлович по присоединении ћалороссии назначил Ѕатурин гетманской резиденцией.

13 √етман (предводитель казаков) был главной и самосто€тельною властью в ћалороссии.

14 ќснован в XV ст., разорен крымскими татарами, возобновлен в XVI ст. ћонастырь наименован  рупицким от крупиц, падавших близ монастыр€ во врем€ голода. ѕредание об этом записано собственною рукой св. ƒимитри€ на престольном ≈вангелии.

15 Ќыне женский единоверческий монастырь, находитс€ в —осницком уезде, близ города Ѕорзны, на берегу реки ƒесны.

16 1 сент€бр€ 1681 года (ƒиарий, под 1681 г.).

17 ќ ясинском, ћогиле и √изеле — см. в предисловии к этой книге.

18 —в. ƒимитрий особенно чтил св. великомученицу ¬арвару. ≈ще в 1678 г., когда он находилс€ в —луцке, игумен ћелетий прислал ему в дар часть мощей св. ¬арвары. ј через несколько лет после описанного видени€, именно 13 €нвар€ 1691 г., св. ƒимитрий совершил торжественное перенесение части мощей той же великомученицы, хранившейс€ после смерти “укальского в Ѕатуринской казенной палате «как бы под спудом», в Ќиколаевский монастырь — и установил каждый вторник совершать св€той ¬арваре молебное пение.

19 ƒиарий, под 1689 г.

20 √едеон „етвертинский († 1690) избран в  иеве в июле 1685; посв€щен в ћоскве 8 но€бр€ того же года. ¬озвраща€сь из ћосквы, митрополит √едеон и останавливалс€ в Ѕатурине.

21 »ван —тепанович ћазепа —  олединский († 1709 г.) воспитывалс€ при дворе польского корол€ яна  азимира, окончил образование за границей. ѕосле низвержени€ —амойловича был избран в 1687 г. в гетманы и принимал участие во втором крымском походе √олицына. ¬ 1708 г. изменил царю ѕетру и –оссии, за что предан анафеме.

ѕо наводке сайте pravmir.ru

–убрики:  ƒорога домой
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



¬алера_Ѕогуславский   обратитьс€ по имени —реда, 03 ќкт€бр€ 2012 г. 23:09 (ссылка)
— престолом, отче!
ѕоздравл€ю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬алера_Ѕогуславский   обратитьс€ по имени —реда, 03 ќкт€бр€ 2012 г. 23:13 (ссылка)
я около трЄх лет (в общей сложности) прожил при монастыре, где свт. ƒимитрий был насто€телем шесть лет (на ”краине в „ерниговской области). —оставл€л там "∆ити€ св€тых"
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
presviteros   обратитьс€ по имени —реда, 03 ќкт€бр€ 2012 г. 23:21 (ссылка)
Ёто вообще, личность таких масштабов - дух захватывает!
ќн еще упоминаетс€ в —оборе —ибирских св€тых, некоторое врем€ возглавл€л “обольскую кафедру
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку