-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в presviteros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.03.2006
«аписей: 2533
 омментариев: 18846
Ќаписано: 23544



Ќадо осмыслить в ближайшее врем€

—реда, 27 ‘еврал€ 2013 г. 23:54 + в цитатник

Ё“јѕџ —“јЌќ¬Ћ≈Ќ»я »Ќ—“»“”“ј  Ћј——Ќџ’ –” ќ¬ќƒ»“≈Ћ≈… ¬ –ќ——»»

–ыбкина “ать€на јлександровна

заместитель начальника ћ” ”правление образовани€, г. «латоуст, „ел€бинска€ область

e-mail:  251171@rambler.ru

 

ѕосле распада советского союза школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитани€, классное руководство превратилось в формальность. “ака€ ситуаци€ сохран€лась на прот€жении дес€тка лет. ¬ насто€щее врем€ положение вещей в сфере образовани€ начало мен€тьс€ в лучшую сторону: приоритет получают авторские воспитательный концепции и системы, больша€ роль удел€етс€ организации воспитани€ в стенах школы. »менно поэтому сегодн€ актуальна проблема организации и осуществлени€ внеклассной работы учащихс€, следовательно, работа классных руководителей, которые несут основную воспитательную нагрузку в школе. ƒл€ понимани€ современных особенностей работы классных руководителей необходимо изучить исторический опыт становлени€ и развити€ данного направлени€ профессиональной де€тельности учителей.

јнализ соответствующей литературы позволил нам выделить несколько этапов в становлении института классных руководителей в нашей стране:

ѕервый этап – с 1871 до 1917 года. ¬ этот период была введена должность классного наставника в гимназии и другие средние учебные заведени€ –оссийской империи, на которую назначались штатные преподаватели, отвечающие за воспитание учащихс€ и осуществл€вшие надзор над поведением [2, с. 20]. Ѕыла учреждена также должность помощника классного наставника, или классного надзирател€, который следил за поведением учащихс€ в классе и вне школы (на улицах, в театрах, на частных квартирах и т. д.) [3, с. 20]. —ледовательно, на данном этапе основна€ роль классного наставника заключалась в тотальном контроле за поведением учеников.

¬торой этап – 1917 – 1934 гг. ¬ первые годы создани€ —оветской школы организаци€ и проведение воспитательной работы в классе на уроках и во внеурочное врем€ возлагалось на всех учителей, но уже в 20-е гг. в св€зи с необходимостью согласовани€ и объединени€ воспитательной де€тельности всех учителей, стихийно стали по€вл€тьс€ руководители воспитательной работы. ќни прикрепл€лись к учебным группам и назывались групповодами. [2, с. 21]. ѕерва€ инструкци€ о групповодах была утверждена Ќаркомпросом –—‘—– в 1931 г. Ќа данном этапе основна€ роль групповодов заключалась в сопровождении учеников (группы) на различные меропри€ти€.

“ретий этап – 1934 – 1975 гг. после переименовани€ учебных групп в классы, по€вилось пон€тие классный руководитель. ѕервое ѕоложение о классном руководителе было утверждено Ќаркомпросом –—‘—– 28 июн€ 1934 г., согласно этому положению классный руководитель назначалс€ директором школы из числа лучших и наиболее опытных учителей IV-’ классов. ќсновные его функции и об€занности сформулированы в ”ставе средней общеобразовательной школы.

ќсновное содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководител€ раскрыты в методическом письме «ќ работе классного руководител€». ¬ 1960 г. было прин€то ѕоложение о классном руководителе восьмилетней и средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением. “аким образом, на данном этапе классные руководители выполн€ли общественное поручение руководства школы, осуществл€€ коммунистическое воспитание подрастающего поколени€.

„етвертый этап – 1975 – 1992 гг. классный руководитель был в школе «мастером на все руки». ¬ середине 70-х гг. ситуаци€ изменилась к лучшему: по€вилась возможность ввести в школе ставки, дл€ специалистов, обеспечивающих организацию воспитательной де€тельности с учащимис€ (педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образовани€, социальные педагоги, педагоги-психологи и т. д.), благодар€ этому введению классный руководитель получил возможность работать в коллективе единомышленников. ѕо сути это был первый вариант решени€ проблемы качества воспитательной работы. ƒокументом, регламентирующим де€тельность классного руководител€ стало методическое письмо ћинистерства просвещени€ ———– «ќ работе классного руководител€» (1975). “аким образом, на данном этапе сформировалась система воспитани€, объедин€юща€ усили€ различных специалистов в данной области.

ѕ€тый этап – 1992 – 2000 гг. отличаетс€ особой сложностью воспитани€ учащихс€ школы, так как были разрушены все идеологические ориентиры, а новые не созданы. ¬ этой св€зи по€вилась иде€ «введение должности освобожденного классного воспитател€» (классного руководител€, который занималс€ бы только воспитательной работой), но она не получила широкого распространени€ [2, с. 23]. ќтметим, что в данный период воспитательна€ работа в школах осуществл€лась стихийно, а успехи были у тех учителей, которые были безгранично преданы своему делу.

Ўестой этап – с 2001 года по насто€щее врем€. Ќеобходимость повышени€ статуса классного руководител€ в школе стала очевидна. ¬ методических рекомендаци€х по «организации де€тельности классного руководител€ в общеобразовательных учреждени€х» (от 21 июн€ 2001 г.) чЄтко прописаны права и об€занности, содержание де€тельности и формы взаимодействи€ с коллегами, родител€ми, школьниками [37]. —читаем уместным отметить, что данный этап характеризуетс€ определенной клановостью, котора€ выражаетс€ в создании воспитательной системы не в –оссии, а внутри школы. »менно поэтому кажда€ школа принимает собственную ѕолитику воспитани€, кодекс этики и т. д.

Ќа сегодн€шний день действует приказ є 21 ћинистерства образовани€ и науки –оссийской ‘едерации от 3 феврал€ 2006 года «ќб утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководител€ педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов –оссийской ‘едерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, который сохран€ет свою актуальность и сегодн€.

 ак видно из проведенного анализа, истори€ классного руководства в –оссии насчитывает более 130 лет. «а это врем€ изменились не только функции и об€занности классного руководител€, но и само пон€тие классного руководства в школе. ќсновным направлением профессиональной де€тельности современного классного руководител€ €вл€етс€ внеклассна€ работа, внутри которой выдел€ют такие приоритетные направлени€, как осуществление возрастного подхода в процессе создани€ благопри€тной среды воспитани€, укрепление духовных контактов между классным руководителем и учениками в ходе сотрудничества в общем деле и ответственного отношени€ к нему, посто€нное побуждение человека к самовоспитанию и самообразованию.

¬ качестве важнейших функций (от лат. functio – исполнение, об€занность) классного руководител€ выступают следующие: когнитивно-диагностическа€, организаторско-стимулирующа€, объединительно-сплачивающа€, координирующа€ и личностно-развивающа€. »х сущность в следующем:

а).                  когнитивно-дагностическа€ функци€(от лат.cognitio – знание, познание; diagnos – определение) св€зана с необходимостью всестороннего изучени€ особенностей развити€ и поведени€ учащихс€ и определени€ уровн€ их воспитанности в цел€х учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществлени€ индивидуального подхода к их обучению и воспитанию;

б).                  организаторско-стимулирующа€ функци€обусловливаетс€ тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере €вл€етс€ добровольным делом. ќно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием де€тельности учащихс€. ѕоэтому даже самые традиционные виды работы (например, встреча Ќового года, праздник именинников, классные часы и т. д.) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им €ркие, красочные формы;

в).                  объединительно-сплачивающа€ функци€ предопредел€етс€ тем, чтодейственным фактором воспитани€ €вл€етс€ сплочение учащихс€, здоровый психологических микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, вли€ние ученического коллектива.  лассный руководитель должен предотвращать по€вление в классе группировок с негативной направленностью, создава€ услови€ дл€ увлекательной совместной де€тельности учащихс€;

г).координирующа€ функци€классного руководител€ обусловлена необходимостью в согласовании педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихс€, координаци€ их де€тельности и осуществлени€ единого подхода к дет€м;

д).                  личностно-развивающа€ функци€предполагает придание проводимой воспитательной работе действенного педагогического вли€ни€ на развитие личностных качеств учащихс€: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностной общении и т. д.

“аким образом, институт классный руководителей на прот€жении более вековой истории своего развити€ претерпевал значительные изменени€, как в структуре, так и выполн€емых функциональных об€занностей. ƒл€ эффективной работы  в насто€щее врем€ необходимо вз€ть то лучшее, что было создано учител€ми, на основе которого разрабатывать собственные формы, методы и средства воспитательной работы.

 

—писок литературы:

1.            Ѕолдырев Ќ. ». ћетодика работы классного руководител€. ћ.: ѕросвещение, 1984. 258 с.

2.            ѕриказ є 21 ћинистерства образовани€ и науки –оссийской ‘едерации от 3 феврал€ 2006 года, «ќб утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководител€ педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов –оссийской ‘едерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» // »ст. —айт ћинистерства образовани€ и науки –оссийской ‘едерации [электронный ресурс] – [–ежим доступа]. – URL: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ruk/2234

3.            ’арламов ». ‘. ѕедагогика. ћ.: √ардарики, 1999. 520 с.

http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1643-2012-03-21-18-52-13

–убрики:  Ќаблюдаю за жизнью
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м

ќблепиха79   обратитьс€ по имени „етверг, 28 ‘еврал€ 2013 г. 00:03 (ссылка)
думала € об этом недавно, как только ƒашка в 5класс перешла..............прочту уже завтра..........как осмыслю, даже не знаю, благодарю батюшка за информацию
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку