-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в presviteros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.03.2006
«аписей: 2533
 омментариев: 18846
Ќаписано: 23544



ƒайте умереть

—уббота, 13 јпрел€ 2013 г. 22:18 + в цитатник

Cпаси ’ристос ћонархистЏ за наводку.

Ќаиактуальнейша€ тема.

 ультура смерти уходит в небытие... ј ведь забота о покойных - это один из признаков человечности человека.

 

‘ото: √еннадий ћихеев / ‘отополигон
‘ото: √еннадий ћихеев / ‘отополигон
»нтересно, а куда у нас подевалась смерть? ѕочему больше не слышно похоронных оркестров во дворах? √де еловые ветки, которыми покойнику выстилали дорогу от квартиры до катафалка? ѕочему не видать встревоженных лиц соседей: «ќй, это что — √еннадий —ергеевич из 53-й квартиры? я ведь еще на прошлой неделе с ним здоровалась».

 огда вы вообще последний раз видели нормальные человеческие похороны? Ћюди, вы что — перестали умирать?

Ќу, согласитесь — как-то все стало с этим делом неправильно. «ѕоследний путь» превратилс€ в какую-то санитарную процедуру. —обираетс€ кучка родственников у морга, заход€т в специальный зал, полчаса помолчали, повздыхали и уступили место следующему трупу, у которого тоже есть право на свои полчаса. ’орошо если усопший был верующим — хот€ бы в церкви полежит, подышит. ј если нет? —разу на кладбище! »з всех посмертных ритуалов — только вскрытие. “акого покойника даже покойником не назовешь. “ак — продукт жизнеде€тельности.

 огда €, наконец, заметил пропажу смерти, до последнего наде€лс€, что все это результат какой-нибудь дурацкой реформы, официального запрета на содержание трупов за пределами моргов или еще чего-нибудь в этом роде. Ќо вот € звоню ≈вгению ≈вгениевичу — моему дальнему родственнику, владельцу похоронного бюро в подмосковном ќбухово — и он одним махом мои надежды развеивает.

— Ќикаких запретов нет, просто люди изменились. “ы разве не знаешь, что каждые двадцать лет люди полностью мен€ютс€? Ќичто не мешает им и сегодн€ хоронить как раньше — ну, разве что с оркестрами теперь проблема. –аньше при каждом ƒ  был оркестр, на каждом предпри€тии был оркестр, в одном ќбухово у нас было три коллектива. ј сегодн€ на весь Ќогинский район, пожалуй, только ћ„— играет, и то не на похоронах. ѕосле перестройки люди стали умирать по-другому.

— ѕо-другому — это как?

— —егодн€ о смерти вообще никто не думает. Ћюди живут кое-как, умирают кое-как и очень удивл€ютс€, когда чь€-то жизнь вдруг заканчиваетс€. ѕриход€т к нам беспомощные, как дети — ой, а что теперь надо делать?

√овор€т, в некоторых недоделанных регионах люди еще не разучились нормально умирать. Ќо странное дело: чем сильнее там или с€м вли€ние развитого гуманизма, тем больше ужаса испытывает человек перед смертью и тем решительней гонит ее приметы с глаз долой. Ћюди готовы платить любые деньги, лишь бы отгородитьс€ от смерти, не пускать ее в свой мир. Ќе держать покойника в квартире, не омывать его собственноручно, не читать над ним ѕсалтирь, не хоронить по-человечески. „ем короче путь от морга до могилы, тем лучше. ѕробки оп€ть же, рассто€ни€ огромные, не наездишьс€. ƒаже дома, в которых мы живем, не приспособлены дл€ выноса гробов. √од назад в нашем доме хоронили по-человечески одного арм€нина — они еще умеют. ¬ынос гроба из подъезда превратилс€ в сложнейшую инженерную операцию — чуть за болгаркой бежать не пришлось.

«а последние пару дес€тилетий произошла полнейша€ эмансипаци€ покойников. ќни теперь лишены всех посмертных об€занностей, которыми были обременены еще совсем недавно. ќни больше не вынуждают весь двор выражать соболезновани€ родным и близким, а заодно вспомнить, кого из соседей как зовут. ќни больше не обогащают сознание живущих р€дом подростков первыми размышлени€ми о смысле жизни, а также знакомстсвом с творчеством ‘редерика Ўопена.  ак только человек умирает, он перестает иметь вс€кий смысл дл€ окружающих. “ри дн€ до похорон нужны лишь дл€ того, чтобы собрать необходимые справки, заказать и оплатить все услуги, купить венок и сн€ть ресторан.

ј раньше эти последние три дн€ жизни покойника имели огромное значение. ќн успевал сообщить родным и близким едва ли не больше, чем за всю предыдущую жизнь. ¬ообще — от нежелани€ живых общатьс€ с мертвыми, проигрывают прежде всего живые.

 

‘ото: √еннадий ћихеев / ‘отополигон
‘ото: √еннадий ћихеев / ‘отополигон
— «десь, в этих местах от старых людей мы слышали такое поверье, что можно искупить грехи, обмыв семь покойников, — рассказал мне однажды публицист јндрей –огоз€нский, который уехал жить из ѕитера в глухой конец  остромской области. — Ќа первый взгл€д, это звучит дико, но на самом деле в этом бездна здравого смысла. ¬стреча со смертью дает массу переживаний. –аньше жизнь человека всегда была устроена так, что даже в быту он посто€нно был вынужден вспоминать о конечности земного быти€. ¬ этом не было никакого пессимизма, смерть мыслилась просто как еще одна стихи€, а посто€нный контакт с ней развивал опыт будущего собственного умирани€.

—егодн€ люди сознательно отказываютс€ от этого опыта. Ёто так же странно, как, например, лишить себ€ возможности регул€рно видеть море. Ќу да — море большое и страшное. Ќо в то же врем€ — оно очень красивое. Ќет ничего лучше — посидеть на берегу, послушать прибой, повгл€дыватьс€ вдаль, помочить ножки.

¬от даже сейчас, уже почти написав колонку про простую человеческую смерть, € все равно никак не могу впихнуть себе в голову мысль, что смерть — это не про кого-то там. —мерть — это про мен€. » морг, и вскрытие, и дурацкий трупный маки€ж, придуманный, чтобы покойники не пугали трусливых живых людей своей мертвой рожей, и вообще весь этот унылый маскарад, в который мы превратили свои похороны — это все будет актуально дл€ каждого из нас. » не когда-нибудь, а, может быть, даже завтра. »ли даже сегодн€.

ј € не хочу маскарад. » в морг не хочу. » пожалуйста — не надо пудрить мне лицо перед панихидой, € ведь не клоун.  онечно, теоретически мне должно быть все равно, что там происходит с моими осколками после смерти. Ќо почему-то очень хочетс€ повал€тьс€ три дн€ дома, сослужить родным и близким последнюю службу. я обещаю сильно не вон€ть. я очень постараюсь.

 
–убрики:  ƒорога домой


ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м



ManGustA   обратитьс€ по имени —уббота, 13 јпрел€ 2013 г. 23:49 (ссылка)
—ейчас ты не можешь оставить дома труп. “ебе не выдадут справку о смерти, не дадут заключение о смерти, если умер человек дома, не дадут справку в собес на получение пособи€. јвтор не в курсе некоторых бюрократических моментов. ѕоэтому и умерла культура погребени€ и прощани€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 18 јпрел€ 2013 г. 01:27ссылка
јноним
ƒорога€ ћјЌ√”—“ј! ¬ этом году летом у мен€ умер отец. ƒома. ≈му было 90 лет. ќн умер от сердечной недостаточности, хот€ написали " ѕо старости" . Ќикто не требовал везти в морг. ѕохоронили, как и раньше всех людей хоронили , царствие небесное , упокой, √осподи, душу моего дорогого терпеливого папы!
ѕерейти к дневнику

¬торник, 23 јпрел€ 2013 г. 04:18ссылка
” мен€ умерла бабушка дома. «абрали в морг. я вообще не знаю, каков пор€док всей этой канители с погребением. Ёто раз. ¬торое, € бы с детьми по загсам и прочим конторам ездить бы не смогла. Ѕабушку вскрывали, хот€ € настаивала, чтобы не трогали, ей 89 было. ¬скрыли, т.к. не нашли причины смерти, а в заключении врач об€зан что-то написать. Ќет такого диагноза "умер от старости". “ак что, вам повезло. ј мне после визита ментов —–ј«” прислали похоронного агента. Ёто был первый человек, пришла раньше врача. » € ей очень благодарна. Ѕыстро, без проволочек или выт€гивани€ денег, с сочувствием. —ложный это вопрос сейчас. ј оркестры во дворе... помню, как это пугало, когда ты сидишь на уроке, окна открыты, и вдруг похоронный марш. Ќаш класс потом весь день в себ€ приходил, шушукалс€, пугалс€ мертвецов, бегал из любопытства на перемене к подъезду, где сто€л гроб. Ќе знаю, не вижу в этом культуры.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 23 јпрел€ 2013 г. 16:36ссылка
я книгу купил "” Ѕога все живы" сегодн€, там во всех подробност€х от момента смерти до 40го дн€ расписано - что читать, как молитьс€, как действовать. Ќадо учитьс€, раз отучили в советское врем€.
nimbus   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 јпрел€ 2013 г. 09:01 (ссылка)
¬ы знаете, это логично. ≈сли считать, что бога нет, то какой смысл что-то делать с тушкой? я вообще, с ¬ашей точки зрени€, наверное, (хот€ не знаю, конечно, € не телепат, чтобы угадывать ¬аши мысли) чудовищный человек - € была на кладбище у своего первого мужа только один раз за те 16 с лишним лет, что его нет со мной. ј зачем? я его что забыла или стараюсь забыть? Ќет, помню. Ќо кладбище мне дл€ этогоне нужно. я и дл€ себ€ хочу, чтобы когда придет срок, мое тело сожгли, а пепел разве€ли, дабы не осталось места, куда можно было бы придти. ћне уже будет все равно, собственно, мен€ уже не будет. я не верю в бога.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 14 јпрел€ 2013 г. 21:28ссылка
Ќасколько € понимаю богословов, у неверующих людей душа тоже умирает после смерти, как им того и хочетс€. Ќе в смысле перестает существовать, дух он по образу и подобию Ѕожьему, поэтому бессмертный. Ќо ¬ы очень правильно описали - сгорает, распадаетс€ на пепел и развеиваетс€. » как тело хотите, так и душа. "Ќе воскреснут нечестивые на суд, ниже грешницы в совет праведных" - говорит ѕсалмопевец в 1м псалме.

“ак что не переживайте. » после смерти √осподь все сделает ровно так, как ¬ы хотите. —трашно тут то, что там ¬ы уже не сможете не верить в Ќего....
ѕерейти к дневнику

¬торник, 16 јпрел€ 2013 г. 22:45ссылка
»сходное сообщение nimbus
¬ы знаете, это логично. ≈сли считать, что бога нет, то какой смысл что-то делать с тушкой? я вообще, с ¬ашей точки зрени€, наверное, (хот€ не знаю, конечно, € не телепат, чтобы угадывать ¬аши мысли) чудовищный человек - € была на кладбище у своего первого мужа только один раз за те 16 с лишним лет, что его нет со мной. ј зачем? я его что забыла или стараюсь забыть? Ќет, помню. Ќо кладбище мне дл€ этогоне нужно. я и дл€ себ€ хочу, чтобы когда придет срок, мое тело сожгли, а пепел разве€ли, дабы не осталось места, куда можно было бы придти. ћне уже будет все равно, собственно, мен€ уже не будет. я не верю в бога.

________________

ƒл€ мен€ ¬ы - человек во тьме. „то не мешает мне в ¬ас видеть „еловека.
я верю в Ќего, и ≈му.
ѕуть один у нас - на кладбище, только дл€ ¬ас это полный конец, а € верю в продолжение.
“ам все станет на свои места дл€ нас обоих.
просто_Ћось-ƒима   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 јпрел€ 2013 г. 13:48 (ссылка)
¬ообще тема така€... —огласен, что проводить человека в последний путь надо достойно. Ќу тут каждый решает, как это следует сделать. ¬от духовой оркестр, как то мне не по-душе. ƒаже не знаю почему, но по-моему он не уместен. ѕроститьс€ дома, отпеть, поминки - это да.

nimbus, зр€ вы так. ћогилы предков всегда посещать нужно. » в знак пам€ти и в знак почтени€ предыдущим поколени€м. Ѕез прошлого нет будущего.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 14 јпрел€ 2013 г. 15:04ссылка
просто_Ћось-ƒима, у ¬ас подмена тезиса. ѕосещение чьих бы то ни было могил никак не св€зано с признанием или непризнанием важности уроков прошлого.
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 15 јпрел€ 2013 г. 12:20ссылка
¬ажно.
¬ам уже нет, а ¬ашим дет€м это могло бы быть важно. „тобы человек умел помнить, его надо учить. » здесь видимые знаки очень важны. ¬ы пока еще помните, а вот дети ¬аши уже и помнить не будут.
ValeZ   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 јпрел€ 2013 г. 21:24 (ссылка)
 аждый день вижу умерших в церкви. Ќекоторых умерших знаю лично, недавно умер јлександр, € ему пару недель назад помогал в больнице к ѕричастию готовитьс€, читал ему молитвы, объ€сн€л что к чему и зачем, по мере своего косно€зычи€... ≈ще недавно дедушка »оанн, до последних дней, крещеный, креста не одевал и одевать ему не давал родным, говорил 50 лет в компартии, мне орден нужен, а не крест. ѕричастить не успели, умер, а крест, помога€ покушать, надели наши сестры милосерди€, слава “ебе, √осподи...

¬идел в ћоскве в некоторых храмах (у »лии ќбыденного, ѕокрова Ѕогоматери в ћедведково) гробы с покойниками, сто€т, Ћитурги€ служитс€, ¬сеночна€, люди вокруг них, с ними, мол€тс€.

ѕокойников похищают. Ќе успеет скора€ приехать, как под окнами уже похоронщики дерутс€ кто первый в квартиру забежит и у ошалелых родных покойника заберет... Ќадеюсь, не дам больше своим родным так умирать, сам приеду, подготовлю, отвезу на своей машине подальше от ћосквы и похороню, как надо хоронить....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 16 јпрел€ 2013 г. 22:46ссылка
“очно, похищают!
ѕерейти к дневнику

Ќичего не изменилось со времен „ехова

¬торник, 23 јпрел€ 2013 г. 15:25ссылка
только тогда хот€ бы дл€ виду псалтырь читали и церковь считалась об€зательной. “еперь же люди не только оскотинились, но еще и пор€дком упростились. ¬ытащила этот рассказ как €ркую иллюстрацию. ƒа, похищают, дерутс€...

¬идеть у себ€ в доме покойника легче, чем самому помирать. ¬ ћоскве же наоборот: легче самому помирать, чем покойника в доме у себ€ видеть. —амый большой ерш, ставший поперек горла, не производит на мои нервы такого сильного, душащего впечатлени€, какое производ€т московские похороны (да и вообще все имена существительные, кончающиес€ на "ны" и требующие выпивки, не обход€тс€ даром московским нервам). «акапыва€ своего домочадца, москвич впервые только узнает, как почерствел, застыл и искулачилс€ московский мерзавец, и перестает удивл€тьс€ тем госпитальным солдафонам и "скубентам", которые мертвецов режут и в то же врем€ колбасу ед€т... Ќапример.

¬ 3 - 4 часа пополуночи кончаетс€ чь€ бы то ни было жена. Ќе успеет она испустить, как следует, последний вздох, как в передней уже слышитс€ звонок и в двер€х показываетс€ красный нос гробовщика.  расному носу указывают на все неприличие его раннего прихода. Ќос не смущаетс€ и замечает: "—амые лучшие-с... Ќа их ростик, глазетовый ежели, на ножках... тридцать п€ть рублей-с..." √робовщика гон€т, за ним €вл€етс€ другой, третий, четвертый... и так до полудн€. ¬ промежутках между гробовщиками вползают читалки - мелкие существа, похожие на черных тараканов и сильно пахнущие дерев€нным маслом и еловыми шишками. ќткуда они так рано прослышали о смерти и из каких щелей выползли - бог весть. Ѕез них обойтись как-то неловко, торговатьс€ некогда - приходитс€ волей-неволей соглашатьс€ с их "ценой без запроса". ƒалее следуют: ненужна€ возн€ в квартале, наем линеек и певчих... покупка могилы - все это грубо, алчно и пь€но, как ƒержиморда, которому не дали опохмелитьс€. ј потом, когда уже, кажетс€, все кончено, когда друзь€-при€тели и не помн€щие родства сродственники с сизыми носами съед€т традиционную трапезу, пожалует последний визитер, апогей московского мерзавчества, - сваха, предлагающа€ вдовцу свои услуги...

¬от они где, разрушители эстетики!

(ј.ѕ. „ехов "ќсколки московской жизни" фельетоны, 1883 г 12 июн€)
просто_Ћось-ƒима   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 јпрел€ 2013 г. 13:20 (ссылка)
»сходное сообщение nimbus
просто_Ћось-ƒима, у ¬ас подмена тезиса. ѕосещение чьих бы то ни было могил никак не св€зано с признанием или непризнанием важности уроков прошлого.

ƒа нет, никаких подмен. ” могилы человека о многом думаетс€. ћы человеки так созданы, что нам нужно всЄ увидеть, потрогать.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 16 јпрел€ 2013 г. 22:47ссылка
ќ многом, это да.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 23 јпрел€ 2013 г. 04:21ссылка
сколько смертей за свою жизнь видела... никаких у мен€ мыслей не возникало. ѕустота кака€-то и холод. » удивление. ¬от был и уже нет. » отстраненность кака€-то. ¬от и все мысли.
просто_Ћось-ƒима   обратитьс€ по имени ¬торник, 23 јпрел€ 2013 г. 09:17 (ссылка)
ManGustA, ¬о-первых, у всех по-разному, во-вторых, € говорил о могиле, а не о похоронах.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени —реда, 01 ћа€ 2013 г. 01:17 (ссылка)
Ќо почему-то очень хочетс€ повал€тьс€ три дн€ дома, сослужить родным и близким последнюю службу...


"Ќасто€ща€ причина погребени€ на третий день, если таковое действительно когда-то совершалось, думаю, св€зано с опаской людей 100 лет и далее назад, дабы не похоронить живого человека. Ќо при современном уровне развити€ медицины это себ€ отжило.
ћне как-то пришлось отпевать трЄхдневного. Ќаверное, никогда не забуду. ¬се присутствующие стали от гроба в сторонке. ќтносительно близко села на стул единственна€ женщина: жена или мать покойного - уже не помню. ћне по долгу службы нужно было поставить столик р€дом с гробом, но € тоже поставил этот столик на рассто€нии одного метра от гроба, поскольку от покойного источалс€ трупный запах. “огда была осень (не летн€€ жара).
¬о избежание таких случаев нужно не хоронить на третий день, а делать это раньше".
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать ветку
ѕерейти к дневнику

—реда, 01 ћа€ 2013 г. 11:41ссылка
¬чера у нас на улице отпевали в закрытом гробе,тоже по причине запаха, как € пон€л. —то€л р€дом, запаха особого не почувствовал.
≈панделин   обратитьс€ по имени —уббота, 04 ћа€ 2013 г. 05:20 (ссылка)
≈сть батюшка, и традиции, и еловые веточки, и слова и слезы...
—лава Ѕогу последние три года хоронить никого не пришлось, но когда было все честь по чести... ј теперь нас и свой батюшка есть, молодой еще но и службу по методике справит, и слова у него нужные есть по делу.... ƒай Ѕог нам жить,а когда уходить найдутс€ лди с традицией, а кто подзабыл - учить будем и учитьс€...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 13 јвгуста 2013 г. 11:37 (ссылка)
«»ћј 2013-2014 √ќƒј ¬ —≈¬≈–Ќќћ ѕќЋ”Ўј–»» Ѕ”ƒ≈“ Ё —“–≈ћјЋ№Ќќ ’ќЋќƒЌќ….
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку