-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в presviteros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.03.2006
Записей: 2533
Комментариев: 18846
Написано: 23544


Дайте умереть

Суббота, 13 Апреля 2013 г. 22:18 + в цитатник

Cпаси Христос МонархистЪ за наводку.

Наиактуальнейшая тема.

Культура смерти уходит в небытие... А ведь забота о покойных - это один из признаков человечности человека.

 

Фото: Геннадий Михеев / Фотополигон
Фото: Геннадий Михеев / Фотополигон
Интересно, а куда у нас подевалась смерть? Почему больше не слышно похоронных оркестров во дворах? Где еловые ветки, которыми покойнику выстилали дорогу от квартиры до катафалка? Почему не видать встревоженных лиц соседей: «Ой, это что — Геннадий Сергеевич из 53-й квартиры? Я ведь еще на прошлой неделе с ним здоровалась».

Когда вы вообще последний раз видели нормальные человеческие похороны? Люди, вы что — перестали умирать?

Ну, согласитесь — как-то все стало с этим делом неправильно. «Последний путь» превратился в какую-то санитарную процедуру. Собирается кучка родственников у морга, заходят в специальный зал, полчаса помолчали, повздыхали и уступили место следующему трупу, у которого тоже есть право на свои полчаса. Хорошо если усопший был верующим — хотя бы в церкви полежит, подышит. А если нет? Сразу на кладбище! Из всех посмертных ритуалов — только вскрытие. Такого покойника даже покойником не назовешь. Так — продукт жизнедеятельности.

Когда я, наконец, заметил пропажу смерти, до последнего надеялся, что все это результат какой-нибудь дурацкой реформы, официального запрета на содержание трупов за пределами моргов или еще чего-нибудь в этом роде. Но вот я звоню Евгению Евгениевичу — моему дальнему родственнику, владельцу похоронного бюро в подмосковном Обухово — и он одним махом мои надежды развеивает.

— Никаких запретов нет, просто люди изменились. Ты разве не знаешь, что каждые двадцать лет люди полностью меняются? Ничто не мешает им и сегодня хоронить как раньше — ну, разве что с оркестрами теперь проблема. Раньше при каждом ДК был оркестр, на каждом предприятии был оркестр, в одном Обухово у нас было три коллектива. А сегодня на весь Ногинский район, пожалуй, только МЧС играет, и то не на похоронах. После перестройки люди стали умирать по-другому.

— По-другому — это как?

— Сегодня о смерти вообще никто не думает. Люди живут кое-как, умирают кое-как и очень удивляются, когда чья-то жизнь вдруг заканчивается. Приходят к нам беспомощные, как дети — ой, а что теперь надо делать?

Говорят, в некоторых недоделанных регионах люди еще не разучились нормально умирать. Но странное дело: чем сильнее там или сям влияние развитого гуманизма, тем больше ужаса испытывает человек перед смертью и тем решительней гонит ее приметы с глаз долой. Люди готовы платить любые деньги, лишь бы отгородиться от смерти, не пускать ее в свой мир. Не держать покойника в квартире, не омывать его собственноручно, не читать над ним Псалтирь, не хоронить по-человечески. Чем короче путь от морга до могилы, тем лучше. Пробки опять же, расстояния огромные, не наездишься. Даже дома, в которых мы живем, не приспособлены для выноса гробов. Год назад в нашем доме хоронили по-человечески одного армянина — они еще умеют. Вынос гроба из подъезда превратился в сложнейшую инженерную операцию — чуть за болгаркой бежать не пришлось.

За последние пару десятилетий произошла полнейшая эмансипация покойников. Они теперь лишены всех посмертных обязанностей, которыми были обременены еще совсем недавно. Они больше не вынуждают весь двор выражать соболезнования родным и близким, а заодно вспомнить, кого из соседей как зовут. Они больше не обогащают сознание живущих рядом подростков первыми размышлениями о смысле жизни, а также знакомстсвом с творчеством Фредерика Шопена. Как только человек умирает, он перестает иметь всякий смысл для окружающих. Три дня до похорон нужны лишь для того, чтобы собрать необходимые справки, заказать и оплатить все услуги, купить венок и снять ресторан.

А раньше эти последние три дня жизни покойника имели огромное значение. Он успевал сообщить родным и близким едва ли не больше, чем за всю предыдущую жизнь. Вообще — от нежелания живых общаться с мертвыми, проигрывают прежде всего живые.

 

Фото: Геннадий Михеев / Фотополигон
Фото: Геннадий Михеев / Фотополигон
— Здесь, в этих местах от старых людей мы слышали такое поверье, что можно искупить грехи, обмыв семь покойников, — рассказал мне однажды публицист Андрей Рогозянский, который уехал жить из Питера в глухой конец Костромской области. — На первый взгляд, это звучит дико, но на самом деле в этом бездна здравого смысла. Встреча со смертью дает массу переживаний. Раньше жизнь человека всегда была устроена так, что даже в быту он постоянно был вынужден вспоминать о конечности земного бытия. В этом не было никакого пессимизма, смерть мыслилась просто как еще одна стихия, а постоянный контакт с ней развивал опыт будущего собственного умирания.

Сегодня люди сознательно отказываются от этого опыта. Это так же странно, как, например, лишить себя возможности регулярно видеть море. Ну да — море большое и страшное. Но в то же время — оно очень красивое. Нет ничего лучше — посидеть на берегу, послушать прибой, повглядываться вдаль, помочить ножки.

Вот даже сейчас, уже почти написав колонку про простую человеческую смерть, я все равно никак не могу впихнуть себе в голову мысль, что смерть — это не про кого-то там. Смерть — это про меня. И морг, и вскрытие, и дурацкий трупный макияж, придуманный, чтобы покойники не пугали трусливых живых людей своей мертвой рожей, и вообще весь этот унылый маскарад, в который мы превратили свои похороны — это все будет актуально для каждого из нас. И не когда-нибудь, а, может быть, даже завтра. Или даже сегодня.

А я не хочу маскарад. И в морг не хочу. И пожалуйста — не надо пудрить мне лицо перед панихидой, я ведь не клоун. Конечно, теоретически мне должно быть все равно, что там происходит с моими осколками после смерти. Но почему-то очень хочется поваляться три дня дома, сослужить родным и близким последнюю службу. Я обещаю сильно не вонять. Я очень постараюсь.

 
Рубрики:  Дорога домой


Процитировано 3 раз
Понравилось: 6 пользователям

ManGustA   обратиться по имени Суббота, 13 Апреля 2013 г. 23:49 (ссылка)
Сейчас ты не можешь оставить дома труп. Тебе не выдадут справку о смерти, не дадут заключение о смерти, если умер человек дома, не дадут справку в собес на получение пособия. Автор не в курсе некоторых бюрократических моментов. Поэтому и умерла культура погребения и прощания.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Апреля 2013 г. 01:27ссылка
Аноним
Дорогая МАНГУСТА! В этом году летом у меня умер отец. Дома. Ему было 90 лет. Он умер от сердечной недостаточности, хотя написали " По старости" . Никто не требовал везти в морг. Похоронили, как и раньше всех людей хоронили , царствие небесное , упокой, Господи, душу моего дорогого терпеливого папы!
Перейти к дневнику

Вторник, 23 Апреля 2013 г. 04:18ссылка
У меня умерла бабушка дома. Забрали в морг. Я вообще не знаю, каков порядок всей этой канители с погребением. Это раз. Второе, я бы с детьми по загсам и прочим конторам ездить бы не смогла. Бабушку вскрывали, хотя я настаивала, чтобы не трогали, ей 89 было. Вскрыли, т.к. не нашли причины смерти, а в заключении врач обязан что-то написать. Нет такого диагноза "умер от старости". Так что, вам повезло. А мне после визита ментов СРАЗУ прислали похоронного агента. Это был первый человек, пришла раньше врача. И я ей очень благодарна. Быстро, без проволочек или вытягивания денег, с сочувствием. Сложный это вопрос сейчас. А оркестры во дворе... помню, как это пугало, когда ты сидишь на уроке, окна открыты, и вдруг похоронный марш. Наш класс потом весь день в себя приходил, шушукался, пугался мертвецов, бегал из любопытства на перемене к подъезду, где стоял гроб. Не знаю, не вижу в этом культуры.
Перейти к дневнику

Вторник, 23 Апреля 2013 г. 16:36ссылка
Я книгу купил "У Бога все живы" сегодня, там во всех подробностях от момента смерти до 40го дня расписано - что читать, как молиться, как действовать. Надо учиться, раз отучили в советское время.
nimbus   обратиться по имени Воскресенье, 14 Апреля 2013 г. 09:01 (ссылка)
Вы знаете, это логично. Если считать, что бога нет, то какой смысл что-то делать с тушкой? Я вообще, с Вашей точки зрения, наверное, (хотя не знаю, конечно, я не телепат, чтобы угадывать Ваши мысли) чудовищный человек - я была на кладбище у своего первого мужа только один раз за те 16 с лишним лет, что его нет со мной. А зачем? Я его что забыла или стараюсь забыть? Нет, помню. Но кладбище мне для этогоне нужно. Я и для себя хочу, чтобы когда придет срок, мое тело сожгли, а пепел развеяли, дабы не осталось места, куда можно было бы придти. Мне уже будет все равно, собственно, меня уже не будет. Я не верю в бога.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 14 Апреля 2013 г. 21:28ссылка
Насколько я понимаю богословов, у неверующих людей душа тоже умирает после смерти, как им того и хочется. Не в смысле перестает существовать, дух он по образу и подобию Божьему, поэтому бессмертный. Но Вы очень правильно описали - сгорает, распадается на пепел и развеивается. И как тело хотите, так и душа. "Не воскреснут нечестивые на суд, ниже грешницы в совет праведных" - говорит Псалмопевец в 1м псалме.

Так что не переживайте. И после смерти Господь все сделает ровно так, как Вы хотите. Страшно тут то, что там Вы уже не сможете не верить в Него....
Перейти к дневнику

Вторник, 16 Апреля 2013 г. 22:45ссылка
Исходное сообщение nimbus
Вы знаете, это логично. Если считать, что бога нет, то какой смысл что-то делать с тушкой? Я вообще, с Вашей точки зрения, наверное, (хотя не знаю, конечно, я не телепат, чтобы угадывать Ваши мысли) чудовищный человек - я была на кладбище у своего первого мужа только один раз за те 16 с лишним лет, что его нет со мной. А зачем? Я его что забыла или стараюсь забыть? Нет, помню. Но кладбище мне для этогоне нужно. Я и для себя хочу, чтобы когда придет срок, мое тело сожгли, а пепел развеяли, дабы не осталось места, куда можно было бы придти. Мне уже будет все равно, собственно, меня уже не будет. Я не верю в бога.

________________

Для меня Вы - человек во тьме. Что не мешает мне в Вас видеть Человека.
Я верю в Него, и Ему.
Путь один у нас - на кладбище, только для Вас это полный конец, а я верю в продолжение.
Там все станет на свои места для нас обоих.
просто_Лось-Дима   обратиться по имени Воскресенье, 14 Апреля 2013 г. 13:48 (ссылка)
Вообще тема такая... Согласен, что проводить человека в последний путь надо достойно. Ну тут каждый решает, как это следует сделать. Вот духовой оркестр, как то мне не по-душе. Даже не знаю почему, но по-моему он не уместен. Проститься дома, отпеть, поминки - это да.

nimbus, зря вы так. Могилы предков всегда посещать нужно. И в знак памяти и в знак почтения предыдущим поколениям. Без прошлого нет будущего.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 14 Апреля 2013 г. 15:04ссылка
просто_Лось-Дима, у Вас подмена тезиса. Посещение чьих бы то ни было могил никак не связано с признанием или непризнанием важности уроков прошлого.
Перейти к дневнику

Понедельник, 15 Апреля 2013 г. 12:20ссылка
Важно.
Вам уже нет, а Вашим детям это могло бы быть важно. Чтобы человек умел помнить, его надо учить. И здесь видимые знаки очень важны. Вы пока еще помните, а вот дети Ваши уже и помнить не будут.
ValeZ   обратиться по имени Воскресенье, 14 Апреля 2013 г. 21:24 (ссылка)
Каждый день вижу умерших в церкви. Некоторых умерших знаю лично, недавно умер Александр, я ему пару недель назад помогал в больнице к Причастию готовиться, читал ему молитвы, объяснял что к чему и зачем, по мере своего косноязычия... Еще недавно дедушка Иоанн, до последних дней, крещеный, креста не одевал и одевать ему не давал родным, говорил 50 лет в компартии, мне орден нужен, а не крест. Причастить не успели, умер, а крест, помогая покушать, надели наши сестры милосердия, слава Тебе, Господи...

Видел в Москве в некоторых храмах (у Илии Обыденного, Покрова Богоматери в Медведково) гробы с покойниками, стоят, Литургия служится, Всеночная, люди вокруг них, с ними, молятся.

Покойников похищают. Не успеет скорая приехать, как под окнами уже похоронщики дерутся кто первый в квартиру забежит и у ошалелых родных покойника заберет... Надеюсь, не дам больше своим родным так умирать, сам приеду, подготовлю, отвезу на своей машине подальше от Москвы и похороню, как надо хоронить....
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 16 Апреля 2013 г. 22:46ссылка
Точно, похищают!
Перейти к дневнику

Ничего не изменилось со времен Чехова

Вторник, 23 Апреля 2013 г. 15:25ссылка
только тогда хотя бы для виду псалтырь читали и церковь считалась обязательной. Теперь же люди не только оскотинились, но еще и порядком упростились. Вытащила этот рассказ как яркую иллюстрацию. Да, похищают, дерутся...

Видеть у себя в доме покойника легче, чем самому помирать. В Москве же наоборот: легче самому помирать, чем покойника в доме у себя видеть. Самый большой ерш, ставший поперек горла, не производит на мои нервы такого сильного, душащего впечатления, какое производят московские похороны (да и вообще все имена существительные, кончающиеся на "ны" и требующие выпивки, не обходятся даром московским нервам). Закапывая своего домочадца, москвич впервые только узнает, как почерствел, застыл и искулачился московский мерзавец, и перестает удивляться тем госпитальным солдафонам и "скубентам", которые мертвецов режут и в то же время колбасу едят... Например.

В 3 - 4 часа пополуночи кончается чья бы то ни было жена. Не успеет она испустить, как следует, последний вздох, как в передней уже слышится звонок и в дверях показывается красный нос гробовщика. Красному носу указывают на все неприличие его раннего прихода. Нос не смущается и замечает: "Самые лучшие-с... На их ростик, глазетовый ежели, на ножках... тридцать пять рублей-с..." Гробовщика гонят, за ним является другой, третий, четвертый... и так до полудня. В промежутках между гробовщиками вползают читалки - мелкие существа, похожие на черных тараканов и сильно пахнущие деревянным маслом и еловыми шишками. Откуда они так рано прослышали о смерти и из каких щелей выползли - бог весть. Без них обойтись как-то неловко, торговаться некогда - приходится волей-неволей соглашаться с их "ценой без запроса". Далее следуют: ненужная возня в квартале, наем линеек и певчих... покупка могилы - все это грубо, алчно и пьяно, как Держиморда, которому не дали опохмелиться. А потом, когда уже, кажется, все кончено, когда друзья-приятели и не помнящие родства сродственники с сизыми носами съедят традиционную трапезу, пожалует последний визитер, апогей московского мерзавчества, - сваха, предлагающая вдовцу свои услуги...

Вот они где, разрушители эстетики!

(А.П. Чехов "Осколки московской жизни" фельетоны, 1883 г 12 июня)
просто_Лось-Дима   обратиться по имени Понедельник, 15 Апреля 2013 г. 13:20 (ссылка)
Исходное сообщение nimbus
просто_Лось-Дима, у Вас подмена тезиса. Посещение чьих бы то ни было могил никак не связано с признанием или непризнанием важности уроков прошлого.

Да нет, никаких подмен. У могилы человека о многом думается. Мы человеки так созданы, что нам нужно всё увидеть, потрогать.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 16 Апреля 2013 г. 22:47ссылка
О многом, это да.
Перейти к дневнику

Вторник, 23 Апреля 2013 г. 04:21ссылка
сколько смертей за свою жизнь видела... никаких у меня мыслей не возникало. Пустота какая-то и холод. И удивление. Вот был и уже нет. И отстраненность какая-то. Вот и все мысли.
просто_Лось-Дима   обратиться по имени Вторник, 23 Апреля 2013 г. 09:17 (ссылка)
ManGustA, Во-первых, у всех по-разному, во-вторых, я говорил о могиле, а не о похоронах.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Среда, 01 Мая 2013 г. 01:17 (ссылка)
Но почему-то очень хочется поваляться три дня дома, сослужить родным и близким последнюю службу...


"Настоящая причина погребения на третий день, если таковое действительно когда-то совершалось, думаю, связано с опаской людей 100 лет и далее назад, дабы не похоронить живого человека. Но при современном уровне развития медицины это себя отжило.
Мне как-то пришлось отпевать трёхдневного. Наверное, никогда не забуду. Все присутствующие стали от гроба в сторонке. Относительно близко села на стул единственная женщина: жена или мать покойного - уже не помню. Мне по долгу службы нужно было поставить столик рядом с гробом, но я тоже поставил этот столик на расстоянии одного метра от гроба, поскольку от покойного источался трупный запах. Тогда была осень (не летняя жара).
Во избежание таких случаев нужно не хоронить на третий день, а делать это раньше".
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Среда, 01 Мая 2013 г. 11:41ссылка
Вчера у нас на улице отпевали в закрытом гробе,тоже по причине запаха, как я понял. Стоял рядом, запаха особого не почувствовал.
Епанделин   обратиться по имени Суббота, 04 Мая 2013 г. 05:20 (ссылка)
Есть батюшка, и традиции, и еловые веточки, и слова и слезы...
Слава Богу последние три года хоронить никого не пришлось, но когда было все честь по чести... А теперь нас и свой батюшка есть, молодой еще но и службу по методике справит, и слова у него нужные есть по делу.... Дай Бог нам жить,а когда уходить найдутся лди с традицией, а кто подзабыл - учить будем и учиться...
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 13 Августа 2013 г. 11:37 (ссылка)
ЗИМА 2013-2014 ГОДА В СЕВЕРНОМ ПОЛУШАРИИ БУДЕТ ЭКСТРЕМАЛЬНО ХОЛОДНОЙ.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку