-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в presviteros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.03.2006
«аписей: 2533
 омментариев: 18846
Ќаписано: 23544



—уббота јкафиста: интересное исследование

ѕ€тница, 19 јпрел€ 2013 г. 22:35 + в цитатник

—офи€ в ¬ологде (300x362, 33Kb)

¬опрос о происхождении и предмете праздника субботы акафиста п€той седмицы ¬еликого поста породил немало разноречивых точек зрени€.

   

ѕравда, в «ѕовести о неседальном» (то есть об акафисте ѕресв€той Ѕогородице), помещенной в конце “риоди постной, равно как и в синаксаре на этот день, есть четкое указание: данное празднование установлено в пам€ть избавлени€  онстантинопол€ от осады персов и аваров в 626 году при императоре »раклии.  роме того, впоследствии сюда были присоединены воспоминани€ еще о двух чудесных спасени€х византийской столицы – от арабов в 672–678 годах (по другим источникам, в 669–675 годах) и в 716 году. ћежду тем все перечисленные осады не совпадают по времени года с праздником акафиста, и пам€ть о них положена в константинопольских мес€цесловах в иные мес€цы. Ѕыла сделана также попытка доказать, что данный праздник установлен в пам€ть избавлени€  онстантинопол€ от русских при патриархе ‘отии в 860 году, однако ее аргументаци€ не отличаетс€ необходимой убедительностью.

Ќадо признать, что сам акафист ѕресв€той Ѕогородице дает весьма скудную и крайне противоречивую информацию о хронологии и смысле рассматриваемого праздника. “ак, его текст не содержит даже намека на избавление ¬изантии от захватчиков.

¬месте с тем, если внимательно перечитать акафист, то нельз€ не заметить, что его тематическое наполнение, сюжетное решение и субъектна€ референци€ отличаютс€ нагл€дной двойственностью. ѕротоиерей ћаксим  озлов пишет: «»сторико-догматическое содержание гимна распадаетс€ на две части: повествовательную, в которой рассказываетс€ о событи€х, св€занных с земной жизнью Ѕожией ћатери, и о детстве ’риста в соответствии с ≈вангелием и ѕреданием (икосы 1–12), и догматическую, касающуюс€ Ѕоговоплощени€ и спасени€ человеческого рода (икосы 13–24)»[1].

ѕо воззвани€м, начинающимс€ словом «–адуйс€», произведение, несомненно, обращено к Ѕогородице. Ќо многие его строфы адресованы ко ’ристу, например 11-€ («ѕроповедницы богоноснии»), 12-€ («¬озси€вый во ≈гипте»), 13-€ («’от€щу —имеону»). Ѕолее того, в строфе 20 настойчиво подчеркиваетс€ мысль, что акафист составлен дл€ прославлени€ —амого ’риста: «ѕение вс€кое побеждаетс€, спростретис€ тщащеес€ ко множеству многих щедрот “воих: равночисленны€ бо песка песни аще приносим “и, ÷арю —в€тый, ничтоже содеваем достойно, €же дал еси нам, “ебе вопиющим: јллилуи€».

ѕо своей форме акафист принадлежит к особому роду древних песнопений – так называемых кондаков. ¬ современных богослужебных книгах от этих песнопений сохран€етс€ обыкновенно лишь по две строфы, известных под названием кондака и икоса. —трофы кондаков, или икосы, св€зываютс€ каким-либо акростихом. “ак, в акафисте акростихом служит алфавит, причем буква «альфа» стоит в строфе «јнгел предстатель». “аким образом, перва€ вступительна€ строфа (проимий) – «¬збранной ¬оеводе» – оказываетс€ вне азбучной структуры, а значит, могла быть составлена не автором акафиста, а кем-либо другим.  ак считают некоторые исследователи, данный проимий нужно соотносить с уже упом€нутой «осадой  онстантинопол€ летом 626 года аварами и слав€нами, когда патриарх  онстантинопольский —ергий с иконой ѕресв€той Ѕогородицы обошел городские стены и опасность была отвращена»[2].

–ассматриваемый текст содержит два припева: «–адуйс€» и «јллилуи€». “ака€ амбивалентность весьма необычна и побуждает выдвинуть следующее предположение: один припев, начинающийс€ словом «–адуйс€», может сто€ть лишь после тех строф, в которых содержатс€ ублажени€ Ѕогородицы, а «јллилуи€» можно возглашать после всех 24 строф акафиста, даже если изъ€ть из него ублажени€. ј значит, не исключено, что «јллилуи€» было некогда единственным припевом всего акафиста, а «–адуйс€» €вл€етс€ позднейшим элементом, внесенным в ходе оригинальной редакции. »менно поэтому он не всегда органично св€зан с общим содержанием акафиста и довольно сильно затемн€ет его основную идею и предмет. ќни сосредоточены, скорее, не на личности Ѕогородицы, а на прославлении Ѕоговоплощени€. Ёто с наибольшей отчетливостью высказано в строфах 12–18, тогда как первые части €вл€ютс€ историческим введением к ним, а последние по большей части повтор€ют и заключают их.

Ќо, конечно, акафист прославл€ет и «одушевленный храм», послуживший таинству Ѕоговоплощени€, – Ѕогородицу. »менно поэтому с течением времени нашли нужным усилить в нем прославление Ѕогоматери, внес€ в него ублажени€ ≈й. ƒополнительным аргументом служит здесь следующее известное обсто€тельство: акафист издавна служил кондаком на Ѕлаговещение, и нужно полагать, что он предназначалс€ дл€ этого празднества.

“аким образом, анализ акафиста заставл€ет искать происхождение пам€ти субботы п€той седмицы ¬еликого поста в празднике Ѕлаговещени€. —юда же направл€ют и некоторые древние уставные предписани€, которые касаютс€ данной пам€ти. –аньше она не была прив€зана непременно к субботе п€той седмицы. ѕам€ть субботы €вл€лась как бы предпразднством Ѕлаговещени€. —в€зь ее с Ѕлаговещением видна и из того, что многие ее песнопени€ берутс€ из службы на данный праздник. “о есть в рассматриваемой пам€ти приходитс€ иметь дело с перенесенным праздником Ѕлаговещени€.

¬озобновл€€ разговор об историко-событийной подоплеке праздновани€ акафиста, надо констатировать: оно, в соответствии с разнообразной аргументацией ».ј.  арабинова, находитс€ в св€зи не с осадой  онстантинопол€, а со всей ѕерсидской войной императора »ракли€, точнее, с ее финалом, благополучным дл€ византийцев[3]. Ќеслучайно данное событие по числам почти совпадает с праздником акафиста и Ѕлаговещением. —видетельствуют об этом паримии (из пророка »саии), читаемые как раз на четвертой и п€той недел€х ¬еликого поста, к которым, в свою очередь, содержательно примыкают чтени€ среды и п€тка —ырной седмицы.

—ледовательно, исторически пам€ть окончани€ ѕерсидской войны праздновалась вместе с Ѕлаговещением: с одной стороны, поскольку война кончилась почти в этот день, а с другой – поскольку Ѕогородица считалась покровительницей  онстантинопол€, где данный праздник был первоначально положен.  огда “рулльский —обор разрешил установить Ѕлаговещение в его собственное число, за субботой акафиста закрепилась пам€ть войны. ѕричем со временем произошло смещение и сужение событийно-хронологических пластов, в результате чего актуальной стала осада  онстантинопол€ 626 года, поскольку была наиболее пам€тным эпизодом большой войны, котора€ по преимуществу велась вдали от столицы. «акрепление праздника акафиста за субботой п€той недели ¬еликого поста окончательно произошло достаточно поздно – лишь после XI века.



[1]  озлов ћаксим, протоиерей. јкафист в истории православной гимнографии // ∆урнал ћосковской ѕатриархии. 2000. є 6. —. 84.

[2] “ам же.

[3]  арабинов ».ј. ѕостна€ триoдь. »сторический обзор ее плана, состава, редакций и слав€нских переводов. ћ., 2004. —. 63–64.

http://www.pravoslavie.ru/put/34566.htm

–убрики:  ƒорога домой


ѕроцитировано 2 раз



benzotriazol   обратитьс€ по имени —уббота, 20 јпрел€ 2013 г. 14:21 (ссылка)
»нтересно, а если по церковному календарю Ѕлаговещение попадЄт на —убботу јкафиста, то кака будет служба?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку