-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в presviteros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.03.2006
Записей: 2533
Комментариев: 18846
Написано: 23544


Близкий праздник

Суббота, 13 Октября 2007 г. 20:27 + в цитатник
У отца на приходе завтра престольный праздник.
Почти 30 лет служения с на одном месте. Я бы тоже так хотел. И не в спокойствии и стабильности положения дело.
Готовлю небольшую книгу по истории храма, где служит отец. Вот часть из нее.





Прибавление к Подольским Епархиальным Ведомостям №46 1884года.
Освящение церкви в селе Ивашково, Ольгопольскаго уезда.
7 октября 1884 года в селе Ивашково торжественно совершено освящение новаго храма Преосвященнейшим Иустином, епископом Подольским и Брацлавским, во имя Покрова Пресвятой Богородицы: событие настолько редкое в сельском захолустье, что о нём следует сказать несколько слов.

В селе Ивашковой более 200 лет существовал храм во имя святителя Николая. Бремя двух веков разрушительно отразилась на этом храме, несмотря на старания, преемственно сменявшихся настоятелей поддерживать этот храм. В старину не любили строить храмов обширных, да и некому было строить и некогда. Тесна и безприютна была жизнь тогдашних безправных прихожан, обязанных крепостною зависимостью; теснотою и невзрачностью отличались как их собственные жилища, так и селения Господни - их приходские храмы. Но вот над Россиею возсияла заря свободы: по царскому слову незабвенного царя - Освободителя, царя - мученика, цепи рабства с многомиллионного народа спали, бывший в неволе народ стал полноправным распорядителем своей трудовой жизни. При изменившихся гражданских условиях должны были измениться и условия религиозной жизни народа. Тесный храм не мог уже удовлетворять религиозным потребностям народа. Настала крайняя и неотложная нужда в новом храме.
Честь устроения новаго храма Божия в селе Ивашковой принадлежит настоятелю отцу Феодору Горбачевскому, которому Бог дал крепость духа, настойчивость в преследовании положенной цели и ревность к славе Божией; с такими духовными дарованиями отцу Феодору удалось в течение четырёх лет собрать более 20 000 рублей путем пожертвований исключительно из своих прихожан,- людей вообще бедных,- выхлопотать у местной Экономии прекрасную господствующую над селом местность и выстроить на ней храм Божий, который и внешнею и внутреннею своею красотою возбуждает всеобщее удивление и похвалу. Даже Преосвященнейший Владыка наш изволил выразиться, что храм этот был бы украшением для всякаго места. Ниже помещаемое слово отца Онуфрия Кошубскаго в немногих, но в правдивых словах очерчивает примерную деятельность отца Феодора по приобретению места и по устроению на нём храма. Так награждает Господь любящих благолепие дому Его и отличает благих и верных рабов Своих пред лукавыми и ленивыми.
16 августа отец Феодор имел счастие представляться нашему Архипастырю с докладом об окончании работ по церкви и о разрешении освятить новосозданный храм. Невольное чувство страха овладело им, когда он предстал пред лицо святителя Божия. Но приветливость и отеческое обращение Владыки изгнали из его сердца страх и поселили в нем сыновнее доверие и любовь, а от избытка чувств уста глаголют. "Преосвященнейший Владыко! - осмелился сказать отец Феодор, - Я и прихожане мои будем считать себя счастливыми, если Вашему Преосвященству самим угодно будет освятить новосозданный храм". И что же? Преосвященнейший Владыка с удовольствием изъявил свое согласие, несмотря на то, что между Каменцем и Ивашковой лежит 200-верстовое расстояние и что освящение церкви имело быть совершено осенью, когда изменяется погода.
По возвращении отца Феодора из Каменца весть о приезде Преосвященнейшаго Владыки в Ивашкову для освящения церкви с быстротою молнии облетела веси и грады. Между крестьянами в целом околотке только и речи было, что о предстоящем торжестве; стар и млад готовились посетить в назначенный день Ивашкову. "И действительно, как оказалось, к торжеству освящения храма, несмотря на неблагоприятную погоду, собрались несметныя массы народа, жаждавшаго взглянуть на Святителя Божия и получить от него архипастырское благословение. А сколько бы собралось народа при иной погоде! Освящение церкви первоначально назначено было на 23 сентября, но так как Преосвященнейший Владыка наш участвовал в соборе архипастырей в Киеве, то это радостное событие отложено до 7-го октября". Все с нетерпением ждали этого вожделеннаго дня. Между тем с половины сентября осенняя погода вступила в свои права: дождь стал лить как из ведра почти что каждый день, дороги испортились, особенно в местечке Кодыме, чрез которое Преосвященнейшему Владыке нужно было переезжать из станции железной дороги. Некоторые из пессимистов стали было предугадывать, что Владыка едва ли согласится выехать из Каменца при такой дороге и при том тотчас по возвращении из Киева после 30-дневных трудов на архипастырском Соборе. Тёмное облако печали невольно легло на наши души; всякому думалось: а может и в самом деле Преосвященнейший Владыка не захочет утруждать себя теперь, при изменившихся обстоятельствах, которыя трудно было предвидеть в августе месяце. Четвёртаго октября телеграмма самаго Владыки рассеяла всякия сомнения и положила конец всем предположениям и колебаниям. 6 октября Преосвященнейший Владыка обещал быть на станции Кодыма.
И действительно, 6 октября в 9 часов утра, в субботу, Преосвященнейший Владыка при колокольном звоне и в сопровождении протоиерея города Проскурова Иеронима Томасевича и благочинного, священника Александра Шургаевича прибыл в село Ивашкову и подъехал к старой церкви, где был обычно встречен настоятелем отцом Феодором Горбачевским и священниками Онуфрием Кошубским и Стефаном Долинским. В церкви Преосвященнейший Владыка обратился к народу с речью, в высокой степени простою и назидательною; между прочим Преосвященнейший Владыка говорил: "Православные прихожане храма сего! Когда вы окончите постройкою свою хату, вы радуетесь этому событию, а вместе с вами радуются ваши соседи, друзья и приятели. Также точно и мы радуемся теперь, что вы своими средствами устроили дом Богу, где он будет обитать невидимо, где будет выслушивать ваши молитвы и посылать свои милости. Но еще будут радоваться о вас на небе ангелы Божии. Ангелы Божии - это невидимые служители Божии, которых Бог посылает нам в помощь, чтобы мы удобнее могли соделывать свое спасение. Плачут ангелы Божии, когда мы грешим и оскорбляем Бога. Напротив, радость бывает на Небеси о едином грешнике кающемся. Если радуются ангелы на небе об одном человеке, когда он оставляет греховную жизнь и начинает каяться и творит добрыя дела, то, судите, как они радуются теперь, когда не один человек, а много, все вы постарались сделать и сделали - устроили храм Божий. Благодарите усердно Господа Бога, что Он именно вас удостоил этой великой чести - устроить Ему дом. Старый этот храм ваш более 200 лет стоит на земле, и сколько поколений людей прожило на свете в этот период времени, и никому из них Господь не судил устроить новый дом Его имени. А судил Господь сотворить это дело вам. За это дело святая Церковь никогда не забудет вас. Пройдет много, много времени, вас, строителей храма Божия не будет уже в живых, и память о вас изгладится на земле, а в доме Божием, в церкви святой до конца мира будет возноситься молитва к Богу о создателях и благотворителях храма. И верьте, что молитва, возносимая святою Церковью, непременно дойдет до Бога!"
Накануне освящения церкви собравшиеся священники, в предстоятельстве отца благочинного Шургаевича, при многочисленном стечении богомольцев, совершали всенощную в новом храме, а Преосвященнейший Владыка изволил дома слушать всенощную, которую совершил священник Стефан Долинский. Вместе с тем Преосвященнейший Владыка отдал распоряжение, чтобы на другой день перенесение святых мощей из старой церкви было совершено после ранней литургии, в 10 часов, если будет хорошая погода, а в случае ненастья, то и раньше. Целую ночь дул сильный западный ветер, тёмныя тучи волнами неслись по небу, возбуждая тревожныя опасения на завтрашний день, но, к величайшему удовольствию, пред рассветом небо очистилось, и солнце яркими лучами возвестило о начале давно ожидаемого торжества. Ровно в 9 часов утра Преосвященнейший Владыка прибыл в новоустроенный храм и после облачения приступил к освящению престола. В соборе священнослужителей участвовали: протоиерей Феофан Драгомирецкий, протоиерей города Балты Иоанн Родзяновский, протоиерей города Проскурова Иероним Томасевич, благочинный священник Александр Шургаевич и священники: Филарет Недольский, Александр Подгорецкий, Феодор Бернасовский, Феодор Горбачевский, Онуфрий Кошубский и Стефан Долинский. Последование освящения храма и Божественную Литургию исполнял хор соборной церкви города Балты.
Благолепное, исполненное благоговения и молитвенной сосредоточенности освящение святаго престола и храма, при стройном хоре певчих, многочисленный сонм священнослужителей, облаченных в праздничныя ризы - все это производило глубокое, неотразимое впечатление на душу молящуюся и вызывало слезы умиления.
В ожидании принесения из старой церкви святых мощей по знаку Преосвященнейшего Владыки, священник Онуфрий Кошубский произнес свою проповедь, в которой рельефно обрисована деятельность настоятеля и прихожан по устроению новаго храма. Вот, буквально, эта проповедь: " Страшно место сие, несть сие, но дом Божий и сия врата небесныя" (Бытия, гл.28). Слова эти можно сказать и так: место это страшное, это уже не то место, что было прежде, - это дом Божий, это врата небесная.
Страшно место сие. Почему оно страшно? Потому, возлюбленныя христиане, что молитвами Архипастыря нашего и его служителей, целаго сонма иереев Божиих, место сие освящено благодатию Духа Святаго и сделалось местом особеннаго присутствия Божия, храмом Бога Живаго.
Прихожане святаго храма сего! К вам преимущественно будет обращено моё слово. Думаю, что не огорчу вас, если в столь всерадостный и торжественный для вас день я приведу вам на память, что место это было некогда страшным. На том месте, где теперь построена церковь, был прежде помещичий двор, и во время крепостного права здесь производили над крестьянами суд и расправу, только по совсем другой причине, о которой, может быть, ещё помнят иные из вас, убелённые сединами. Если бы ваши отцы и деды встали теперь из гробов и увидели всё то, что ныне есть на этом месте, то они не поверили бы тому, что увидели. Но дивны дела Твои, Господи! Невозможная у человека возможна суть у Бога. Место сие соделалось местом радости, местом утешения, местом блаженства. Правда, и теперь вы будете возносить к Господу свои мольбы о помиловании, и теперь будете здесь простирать свои руки и проливать пред Ним свои слёзы, но эти ваши мольбы, эти ваши слёзы, эти ваши простёртыя руки будут уже обращены не к людям, подобострастным нам, а к всеблагому Творцу своему и Богу. Теперь на этом святом месте, в этом храме будет приноситься за всех вас бескровная жертва в воспоминание пострадавшаго и умершаго за нас Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Божественная кровь Котораго может очистить нашу душу от всякаго греха. Страшно это место и теперь для нас всех, но оно возбуждает в нас страх не пред людьми, не рабский страх, но страх Божий, страх, растворённый чувством умиления и благоговения к святости места и особому присутствию здесь Самаго Бога.
Некогда Спаситель, во время своей жизни, изгоняя из храма торговавших в нём, сказал: "храм Мой храмом молитвы наречётся"; и сей храм с сего времени да будет для вас навсегда не иным чем, как местом беседы вашей с самим Господом, - храмом вашей молитвы. Бойтесь же осквернить это святое место своими грехами. Пусть в ваших сердцах всегда будет благодарность к благодеющему вам Господу. Он есть первый и главный виновник. Творец и Создатель храма сего. "Вышний основа сию церковь",- говорится в самой службе на освящение церкви. И пророк Давид говорит: "аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии". Если бы не Господь помогал своею силою и своим всемогуществом, то даром бы трудились строители сего храма. Но и вы все, прихожане святаго храма сего, немало послужили устройству сего места, на котором воздвигнут дом Господа Вседержителя. Для такого святаго дела мы принесли немалые жертвы, некоторые из вас, быть может, лишали себя не только излишняго, но и самаго необходимаго, но в то же время с радостию несли свои лепты на святое дело построения храма Божия. Но понесшия немалыя труды, вы и сугубыя чести сподобились, т.к. не только иерейскими, но и архиерейскими руками освящён вами устроенный храм сей. Честь и хвала вам от людей за все это, но во 100 крат больше будет вам награда от Бога. Не умаляя вашей чести, вашей славы, я должен пред вами сказать, что много чести и славы в этом деле приходится на долю вашего духовнаго пастыря, настоятеля святаго храма сего.
Первый шаг при постройке этой церкви встретил затруднение, т.к. у вас не оказалось подходящаго места. Кто исхлопотал это место? Не пастырь ли ваш? Но, хотя вам и дозволено было строить церковь на этом месте, но условием было поставлено, чтобы все экономическия постройки, бывшия на этом месте, были перенесены в другое место и заново отстроены. При этом нелёгком условии все вы сказали: "Имый мя отреченна", и готовы были отказаться от этого места. Только он один, ревнуя славе Божией и желая поставить дом Божий на столь прекрасном месте, решился принять на себя этот поистине тяжёлый труд. Далее. Кто исхлопотал почти задаром материал для этой церкви? Кого вы видели в морозы и глубокие снега бродящим по лесу для того только, чтобы выбрать годный материал для постройки церкви? А что сказать о других его хлопотах и трудах по приисканию средств для безостановочнаго окончания начатых работ? Случались столь тяжёлые времена, что приходилось останавливаться на полпути; случалось, что в эти тяжёлыя минуты все вы не только своим участием и сочувствием не облегчали его трудов и хлопот, но, к прискорбию, некоторые из вас решались даже сами ставить ему преграды, огорчать его и даже доводить до слёз. Но он не падал духом, говоря в душе: вся могу о укрепляющем мя Боге. Он прямо и неуклонно шёл к святой и заветной цели. Впрочем, не стану в столь радостный и торжественный для вас день омрачать ваши мысли столь грустным воспоминанием: все вы были очевидцами и свидетелями всего этого и всё это известно вам ещё более чем мне. Предоставим это суду Божию, а Он праведный и всеведущий воздаст коемуждо по достоянию деяний. Одно скажу вам: при содействии и заботах своего пастыря вы вошли сегодня в рукотворенный храм и сподобились узреть красоту и величие его; слушаясь же и впредь его наставлений и поучений, вы можете при содействии благодати Божией, войти в храм нерукотворенный, в жилище святых, в царствие небесное, и узреть величие и славу самаго Бога.
Теперь же скажу: слава Тебе, Богу, благодетелю нашему, что не только вся уже готовы суть, но и совершишася, т.е. совершилось то, чего вы с такою радостию и с таким нетерпением ожидали. Новоустроенный храм освящен и вся уже готова к совершению в нем величайшаго таинства принесения безкровной жертвы. Ещё несколько минут и Архипастырь наш, с освященным собором пастырей, предстанет пред святым престолом, и принесет на нём первую безкровную жертву, очищающую нас от всякаго греха; умилитесь же всей душой и, по заповеди святаго апостола, сотворите молитвы прежде всех за благовернаго нашего царя и за всех, иже во власть суть, потом помолитесь о создателях и благотворителях святаго храма сего, а затем и о себе самих, прося всещедраго и многомилостиваго Бога не оставить вас своею милостию и щедротами. "Да будет благословенно имя Господне от ныне и до века!"
К концу проповеди принесены были из старой церкви святыя мощи к новому храму, и Преосвященнейший Владыка совершил с ними установленный по чину крестный ход вокруг новоосвященнаго храма в сопровождении множества народа. Освящение храма закончилось возглашением многолетия. Во время чтения часов Владыка посвятил в стихарь двух причетников - Левицкаго и Вильчинскаго. Литургия была совершена с полным и невиданным в сельских церквях благолепием. Храм был полон молящихся, но великое множество богомольцев стояло вне церкви и, слыша пение, молились Господу.
В конце литургии, во время причастна, проповедь говорил священник Стефан Долинский. Вот эта проповедь.
"Господь сподобил нас принять участие в освящении для вас храма, добрые прихожане. Какое счастье для прихожан иметь у себя столь прекрасный храм! Какая радость для пастыря, что его труды по устроению храма увенчались полным успехом. Слава и благодарение Господу Богу за его благодательную помощь; ибо если всякое дело не может быть благополучно совершено без помощи Божией, то тем более столь важное дело, как построение храма Божия, не могло быть достигнуто без Божией помощи; "яко без Мене не можете творити ничесоже", - говорит сам Господь наш Иисус Христос.
Но возсылая от всей души благодарение Господу Богу за его помощь при создании настоящаго храма, размыслим, братие, о том, чем бывает приходской храм для прихожан, и как прихожане должны относиться к своему храму.
Выслушайте это со вниманием не только прихожане здешней церкви, но и посторонние, пришедшие на торжество освящения храма, потому что предлагаемое равно относится ко всем христианам.
Приходская церковь для прихожан есть самая нежная, заботливая и попечительнейшая мать, заботящаяся о человеке с первой минуты его жизни и до последняго издыхания и не забывающая его в своих молитвах и по исходе из сей жизни. Едва родится человек на свет, как церковь чрез священника спешит очистить его своими молитвами, просвятить святым крещением, сообщить ему дары Святаго Духа в таинстве миропомазания и таким образом молитвою же причислить его к обществу верующих, к благодатному царству Христову.
Настоящая жизнь дана нам на то, чтобы приготовиться к жизни будущей. Где же тот путь, идя по которому, мы наверное достигнем блаженства на небе? Путь этот в слове Божием, которое обильно предлагается в церкви и в чтениях евангельских и апостольских и в поучениях пастырей церкви. Кто усердно посещает церковь и внимательно слушает слово Божие, тот знает, что у нас есть Отец небесный, сотворивший небо и землю, что этот небесный Отец так возлюбил мир, что для спасения его послал Единороднаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Что Господь наш Иисус Христос своими страданиями и смертию искупил людей от греха, проклятия и смерти и заслужил людям вечное блаженство. Что для освящения и утверждения человека в добре Бог Отец чрез Сына Своего послал в мир Святаго Духа, который неотлучно пребывает в церкви и сообщает верующим во Христа духовную, благодатную жизнь. Кто же ищет пути в жизни помимо слова Божия, тот неминуемо впадет в одно из двух зол: или он увлекается "всяким ветром учения по лукавству человеков и по хитрому искусству обольщения" (Еф. 4,14) и весьма легко принимает ложь за истину, или же во всём поступает по влечению своей злой воли, и тогда жизнь его представляет ряд обманов, хитростей, лукавства, корыстолюбия и других весьма вредных пороков. Люди эти очень злы, и если бы святая вера наша не освещала и их несколько своим светом, то нам нельзя было бы жить с ними на земле по причине явной от них опасности. Вот от какой бездны зла сохраняет нас святая церковь, проповедуя слово Божие, и им, "как острым мечем, разсекая все греховныя путы, могущия погубить человека" (Еф. 6,17).
Но благодеяния церкви этим не оканчиваются. И наставленный в истинах веры может лишиться благоволения Божия за свои грехи. Где же ему возвратить благоволение Божие, как не в церкви чрез священника, в таинстве покаяния или исповеди? Ибо Господь наш Иисус Христос дал власть апостолам и их преемникам епископам, а чрез них и священникам, прощать людям грехи, сказавши: "елика аще резрешите на земли, будет разрешена на небеси" (Мф. 18,18).
Но как выздоровевший от телесной болезни чувствует в своих членах слабость и нуждается в питательной пище, так и наша душа, исцеленная от грехов в таинстве покаяния, для укрепления сил своих, имеет нужду в духовной пище, которая уготовляется в храмах Божиих на святом престоле и предлагается верующим в таинстве причащения истиннаго Тела и истинной Крови самаго нашего Спасителя Единороднаго Сына Божия, - чрез что мы таинственно соединяемся с самим Иисусом Христом. Не слушайте врагов вашего спасения, отчуждающих вас от церкви и от трапезы Господней. Помните слова Господа нашего: "аще не снесте плоти Сына человеческаго, не пиете крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имат живот вечный" (Ин. 6,53,54).
Прилагая материнския заботы о спасении нашей души, церковь заботится также и о земном нашем благополучии. Когда вы хотите соединить узами брака наших детей, где как ни в церкви, вы можете испросить у Бога благословение, чтобы между супругами пребывала любовь, верность, доверие, взаимное снисхождение, составляющие основу и залог супружескаго счастья?
Нередко Господь испытывает нашу веру различными несчастиями, испытаниями и бедствиями, посылаемыми человеку для его вразумления. Так, Он затворяет небо, и земля надолго лишается живительной росы и благотворнаго дождя, или же разверзает хляби небесныя, и безмерные дожди препятствуют вызреть хлебу, мешают собрать с полей дозревший хлеб и подвергают его порче и гниению. Или же град и мороз побивают ваши нивы, пожары истребляют ваши жилища и достояние, губительныя болезни и поветрия поражают вас и ваших детей: где вам найти утешение в постигающих вас скорбях? Где помолиться о помиловании и милосердии Божием, как не в храме, где Господь поставил свой престол и где Он действительно подает нам утешение, ободрение, вразумление?
Посещает ли вас и ваших домашних болезни, священник спешит к вам из церкви с таинством елеосвящения. И если при этом грехи тревожат вашу совесть, священник сообщает вам прощение грехов и напутствует вас святыми Тайнами. Угодно Господу Богу воздвигнуть вас с одра болезни, вы выздоравливаете, ежели не угодно, то, предав себя в волю Божию и уповая на заслуги Господа нашего Иисуса Христа, вы отходите в жизнь загробную.
Наконец, когда умираете вы или ваши родные, где лучшее место проститься с ними, отдать им последнее целование, как не в храме Божием, в котором они вместе с вами молились и просили у Бога небесных и земных благ, и оттуда, после молитв святой церкви, прах ваш или ваших родных вверяется земле для того, чтобы в определённое в предвечном совете Божием время воскреснуть для вечной блаженной жизни.
Итак, видите, братие, что церковь Божия есть самая нежная и чадолюбивая мать наша. Если церковь для прихожан есть любящая и попечительная мать, значит и прихожане должны относиться к церкви также, как добрыя и послушныя дети любят, почитают свою мать, дорожат ея наставлениями и советами и помогают ей в ея нуждах. Любите и вы свою церковь, усердно посещайте её для молитвы, особенно в воскресные и праздничные дни, которые суть дни Божии и должны быть посвящены на служение Богу. Добрым детям нигде не бывает так хорошо, как у своего отца и матери, а если дети редко бывают у своих родителей, или если тяготятся их присутствием, и их домов, то это показывает, что дети эти не любят своих родителей. Понятно после этого, любит ли прихожанин свою церковь, если он очень редко или никогда не бывает в ней. Кто всегда с усердием посещает церковь и слышит здесь молитвы и моления за царя и за "всех, иже во власти суть" (1Тим. 2,2), тот воспитывает в душе своей глубочайшее благоговение к Помазаннику Божию - Государю императору, тот старается быть не только кротким и смиренным, но и любить всех людей, даже врагов своих, потому что христианская любовь, по слову апостола, есть союз совершенства, венец всех христианских добродетелей (Кол. 3,14).
Почитайте свою церковь. Проходя мимо своей церкви, не проходите с покрытой головой, а благоговейно перекреститесь. Так делали благочестивые предки ваши, так поступайте и вы. Когда входите в церковь, входите с благоговением, как в дом Божий, как в обиталище Царя небеснаго. В церкви никогда не заводите мирских, а тем более пустых разговоров, помня, что вы пришли в дом Отца вашего небеснаго испросить себе у Него помощи и благословения. Старайтесь об украшении вашей церкви, которая, как дом Божий, должна быть всецело украшена. Ибо если всякий домохозяин старается каждый год чем-нибудь украсить свой дом, тем более весь приход, как один человек, должен заботиться об украшении своего приходскаго храма, откуда он получает для себя столько благодеяний.
Живите по наставлениям вашего пастыря, который дан вам на то, чтобы руководить вас в сей жизни, поддерживать на пути спасения и приготовить вас к жизни будущей. Старайтесь облегчить вашему духовному отцу труд его пастырскаго служения делу вашего спасения искренним уважением, нелицемерной преданностию и послушанием, помня заповедт святаго апостола Павла: "повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших" (Евр. 13,17). А как важно такое послушание, внимайте слову самаго Господа нашего Иисуса Христа: "слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас Мене отметается. Отметаяйся же Мене отметается пославшаго Мя" (Лк. 10,16).
Итак, помните, что вы "во Христа креститеся, во Христа облекостеся" (Галл. 3,27), в таинстве крещения вы облекались в светлую ризу Христову, не марайте же её своими грехами, ибо вы должны предстать на суд Божий чистыми и невинными. Приходя на исповедь, чистосердечно исповедайте Богу, в присутствии служителя Божия, все грехи ваши и твёрдо решитесь впредь не грешить, потому что в таком только случае получите всецелое прощение от Бога. Приступая к святой Чаше, приступайте со страхом и трепетом, с сознанием своего крайняго недостоинства, и при этом веруйте, что с принятием святых Тайн сам Христос водворяется в душе вашей; берегитесь отогнать или оскорбить столь дорогаго Гостя своими новыми грехами. С водворением Христа в душе вашей водворяется в ней мир и радость о Дусе Святее (Рим. 14,17), и мы получаем залог вечной блаженной жизни, которою будут наслаждаться все любящие Бога. Вот что дает для вас ваша приходская церковь! Помните, что она ваша любящая мать, а вы ея дети: будьте же достойными детьми такой матери. Аминь".
После литургии было совершено молебствие пресвятой Богородице среди храма. В совершении молебствия приняли участие и те пять священников, которые совершали раннюю литургию в старом храме и которые крестным ходом торжественно перенесли святые мощи из стараго в ноый храм. Священники эти были: Александр Явецкий, Александр Крыжановский, Александр Сергеев, Антоний Коропачинский и Ефрем Лозинский.
(Окончание будет). С.941-955.

Прибавление к Подольским Епархиальным Ведомостям №47 1884года. С.967.
Освящение церкви в селе Ивашковой Ольгопольскаго уезда.
(Окончание)
по окончании молебна, когда Преосвященнейший Владыка стал на солее с святым крестом для отпуста, настоятель церкви, отец Феодор Горбачевский обратился к Владыке с следующей речью.
"Преосвященнейший Владыка, милостивейший Архипастырь и отец!
Святой царь и пророк Давид, преклоняясь пред неисповедимыми судьбами всемогущаго Промысла Божия, в умилении сердца сказал: "Дивен Бог во святых своих". И мы, со смирением и благоговением взирая на храм сей, должны сказать: дивен Бог не только во святых своих, но и в нас грешных. Кто бы за несколько лет пред сим мог подумать, что здесь, на сем месте, будет устроен храм? А также, кто бы мог подумать, что сей храм будешь освящать ты, Преосвященнейший Владыко? Ибо не только ещё примера, чтобы в здешнем крае освящение храма совершено было Архиереем. Но что не приходило на мысль, то исполнилось на самом деле ныне; да уведаем собственным опытом, что "невозможна у человека возможна суть у Бога".
Слава Господу Богу, благопоспешившему нам! Благодарение и тебе, Святителю Божий, за твои труды, какие ты подъял для освящения храма Божия. Ревнуя о славе Божией, и о благе своей паствы, ты несмотря на дальность разстояния с одной окраины твоей епархии на другую, на многосложность твоих занятий, на неудобство и трудность пути в настоящее время, не пожалел своих трудов, и даже здоровья, но снизошёл на нашу смиренную просьбу и явил себя нам недостойным. Земной поклон тебе, Владыко, и глубокая сердечная благодарность от лица прихожан и от меня за высокую честь и милостивое внимание, оказанные тобою нам.
Мы тебя ждали с нетерпением, ждали с тревожным и томительным чувством и ожидания наши сбылись. Теперь радость наша необъятна, нет слов для нея; но ещё выше чувство благодарности к Богу, даровавшему нам тебя. Ты нам принёс радость и мир, Божие благословение и спасение. За наши труды и заботы по постройке храма мы теперь вознаграждены сугубо твоим присутствием.
Но не для нас одних радостно и благотворно твое посещение. Нет! Твое присутствие, торжественное освящение тобою святаго храма сего и архиерейское слежение пролило лучи света Христова на тысячи душ верующих, или вернее сказать, на весь здешний край. Воззри, Владыко, милостивым своим оком на народ, здесь присутствующий и молящийся. С каким он восторгом и благоговением приемлет всё, что здесь видит и слышит. А он видит здесь своего Архипастыря и слышит из уст его слово спасения, которое разнесёт и расскажет по всем городам и весям, в дальние места из которых он пришёл на настоящее торжество. О, дал бы Господь почаще видеть такие торжества. Тогда с уверенностью можно сказать, что наша православная вера восторжествовала бы над злочестивыми распространителями богопротивных учений. Подобныя события не проходят безследно, они глубоко западают в сердца народа и приносят достойные плоды, плоды преуспеяния и процветания святой православной веры Христовой.
Да возрадуется же, Владыко, твое благочестивое сердце радостию святою и да продлит Господь твою жизнь на многая лета, для славы церкви и для блага твоей паствы. Наипаче же да покроет тебя от всякаго зла сама Матерь Божия, в честь которой освящён тобою сей храм",
На речи отца настоятеля Преосвященнейший Владыка изволил собственноручно начертать сии знаменательные слова: "С удовольствием я выслушал эту речь и благодарю за неё. Душевно желаю, да сбудутся благие надежды, выраженные в речи, да оживится в православном народе религиозное чувство, да укрепится в нём святая вера, а в православных пастырях да возгреется ревность о духовном благе пасомых".
Речь отца Феодора вызвала со стороны Преосвященнейшаго Владыки глубокопрочувствованное слово, с которым он обратился к собору священнослужителей и народу. Духовных пастырей он убеждал всеми мерами заботиться о вверенной им пастве, указывая на великую и тяжелую ответственность их и "за одну погибшую от их нерадения духовную овцу Христова стада, увлеченную льстивым учением самозваных учителей". А пасомых увещевал "дорожить своею верою православною, которая никем не выдумана, а принесена нам на землю самим Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом. На ней спаслись сонмы святителей, мучеников, преподобных, по ней спасаются и теперь люди праведно живущие, по этой вере и мы должны жить и отвечать пред Богом на Его страшном и нелицеприятном Суде. Пусть ни ухищрения, ни льстивые обещания, ни даже угрозы и самая смерть,- говорил Преосвященнейший,- не заставит вас отречься от святой веры православной, в которой вы родились и воспитались. Великий грех тому, кто, будучи рожден в православной вере, отступает от нея и принимает вместо веры Божией какое-нибудь человеческое измышление. Такого человека Господь спросит на страшном суде Своем: зачем ты бросил Мою святую веру, которую Я принес на землю и которой ты должен был держаться, чтобы быть моим последователем и получить вечное спасение? И вот как ты отвергся Меня на земле, так и Я не признаю тебя здесь, на небе, пред святыми ангелами. И невернаго раба ввергнут во тьму кромешную, где будут плач и скрежет зубов… В православной церкви Господь Иисус Христос поставил пастырей и учителей: у них просите совета и вразумления в деле вашего спасения, и они вам на всё ответят, потому что будут отвечать не от себя, а от слова Божия, которое есть и свет, и жизнь, и пища духовная. С усердием посещайте сей Божий храм. Дома вы и помолиться не можете, как следует. В церкви же, где собираются многие для молитвы, невольно явится во всех вас охота и желание вознести сердце своё горе?, к Отцу небесному, который здесь внемлет молитве каждаго и даст всякому то, что ему необходимо, по Его неложному обетованию: "Идеже двое или трое будут собрана во имя Мое, ту есмь посред их". Просите усердно у Него милости и Он пошлет на вас Свое благословение".
После речи Преосвященнейшаго Владыки протодиаконом возглашено было Многолетие Благочестивейшему Государю и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Преосвященнейшему Владыке со всею его богохранимою паствою и наконец создателям и благоустроителям храма. Не менее двух часов продолжался отпуст со святым крестом, к коему подходили тысячи народа, получая от Архипастыря благословение.
После службя, разоблачившись, Преосвященнейший Владыка осматривал иконостас и, обращаясь к настоятелю, изволил сказать: "Иконостас во всех отношениях прекрасный, берегите его". Столь лестный отзыв Преосвященнейшего Владыки даёт нам повод сказать несколько слов об этом иконостасе. Иконостас трехярусный, в русском стиле, работы одесскаго архитектора Мааса; исполнение во всех отношениях изящное, художественное, производящее неотразимое впечатление. Прекрасному иконостасу соответствует изящная живопись работы одесскаго художника Пономаренки. Иконостас с живописью под стеклом обошелся ровно в 4000 рублей.
Многие из настоятелей затрудняются в приискании добросовестнаго мастера иконостасных дел и вынуждены иногда заключать сделки с недобросовестными людьми; отчего случается нередко, что те из практикующих мастеров, которые заслыша наживу, предлагают свои услуги, снабжают церкви наши изделиями безвкусными, аляповатыми, чуждыми духа православия, чуждыми какого бы то ни было стиля, а деньги берут большия; или случается ещё хуже, и деньги возьмут, и заказ не исполнят, поставив настоятеля и прихожан в крайне неприятное положение. Поэтому считаем своим долгом рекомендовать желающим одесскую мастерскую архитектора Мааса, по безукоризненному и своевременному исполнению заказов заслуживающую внимания всех устроителей храмов Божиих, а равно и мастерскую художника Пономаренки.
При осмотре иконостаса Преосвященнейший Владыка обратил свое внимание на два прекрасных киота, работы того же архитектора Мааса, в которых помещены иконы, присланныя из Афонской горы - икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Достойно есть", и икона святаго великомученика и целителя Пантелеимона, обе тонкой, изящной, художественной работы; особенно икона Пресвятой Богородицы по своей чудной живописи, не заставляет желать ничего лучшаго. Оба киота обошлись в 300 рублей, но знатоками дела они ценятся дороже; дешевизна изъясняется тем, что они изготовляемы были вместе с иконостасом; иконы стоят 110 рублей - всего 410 рублей - всё это приношение Ивашковских прихожан.
Читая описание торжества Ивашковской церкви, читатель вправе спросить: чем объясняется такая быстрота сбора 20-тысячной суммы, при известной косности нашего народа к многотысячным пожертвованиям и при незавидном материальном благосостоянии ивашковских прихожан? Затем быстрая и безостановочная постройка великолепной церкви, устройство иконостаса, киотов, наконец, столь торжественное, небывалое освящение храма самим Преосвященнейшим Владыкою? Из выше изложеннаго уже известно, что всё это обязано, Господу содействующу, энергии настоятеля прихода. Здесь необходимо присовокупить, что, кроме энергии, священник был и главным работником и первым жертвователем на новый храм. Так, нужны были подводы для доставки строительнаго материала, священник первый слал свои подводы, невзирая ни на какия хозяйственныя препоны; являлись денежные затруднения - священник из своих средств жертвовал 300 рублей, не говоря о других денежных расходах, творимых десницею, чего не ведает шуйца. И во всём священник стоял во главе всего дела, подавая собою пример своим прихожанам. При таком образе действий со стороны священника и прихожане всеми силами старались не отставать от своего достойнаго пастыря. Вот чем объясняется такая быстрота и успешность работы.
Пока Преосвященнейший Владыка изволил осматривать иконостас и киоты, прихожане обоего пола с нетерпением и благоговением ожидали выхода Преосвященнейшаго для благословения их обильной трапезы. Нужно быть великим психологом, чтобы понять и оценить те искрения у глубокия чувства, которые наполняли в эту минуту сердца мужей и жён, в громадном количестве наполнявших церковный погост. По выходе из церкви Преосвященнейший Владыка благословил трапезу прихожан и окропил святою водою расположенный в два ряда, как на Пасху, хлеб и другую снедь, приготовленную для посетителей иноприходных настоящаго торжества. Умилительно было видеть, как Преосвященнейший Владыка спокойно, неторопливо обходил ряды прихожан и прихожанок, окропляя святою водою, что Господь дал. Какая-то женщина, осеняя себя крестным знамением, от всего сердца произнесла: "Слава Тебе, Господи, что я удостоилась видеть лицо святителя Божия". На церковном погосте настоятелем представлены были Преосвященнейшему Владыке те из попечителей, которые наиболее содействовали в построении храма и своими личными пожертвованиями и расположением других прихожан к усердным пожертвованиям. Благословляя каждаго из них просфорой, Владыка изволил сказать: "Теперь у вас, слава Богу, прекрасный, обширный храм, будьте же и вы хороши по жизни. Что пользы, когда храм ваш будет отличаться благолепием, а жизнь ваша будет омрачена грехами и пороками. Старайтесь, чтобы души ваши были храмами Божьими". На предложение прихожан испить вина Преосвященнейший Владыка, приняв рюмку с вином, сказал: "По случаю важнаго торжества выпить можно, но нужно соблюдать меру, чтобы наше празднество не навлекло на нас гнева Божия. Выпьем за здоровье Государя императора". Единодушное "ура!" тысячной массы народа было ответом на задушевный патриотический призыв Владыки. Настоятелем, отцом Горбачевским, тотчас был предложен тост за здоровье "дорогаго гостя нашего, Преосвященнаго Владыки!" "Ура! Многая лета! Дай Бог добраго здоровья!" - простые люди, тронутые до глубины души благоговейным служением и назидательными словами Преосвященнаго Владыки, от всего сердца выражали свои неподдельные чувства. "Алы ж це добрый Преосвященный",- сказал один из прихожан. На наш вопрос, почему он так думает, простодушный крестьянин ответил: "А де ж такый великый начальнык и ни на кого на вить ны крыкнув". "Потому,- ответил я,- что это не просто начальник, а святитель Божий, который приносит не страх, а мир и Божие благословение".
Было три часа пополудни, когда Преосвященный Владыка сел в экипаж, чтобы ехать на квартиру к священнику. Поздний час объясняется тем, что Преосвященный Владыка несмотря на утомительность продолжительной службы, удостоил благословения и целования креста всех бывших в церкви богомольцев, которых было свыше пяти тысяч.Чтобы иметь понятие о громадном стечении народа на это торжество, достаточно следующаго факта. Начальник станции Кодыма, А.П.Малышев, опоздавший к освящению церкви, прибыл к началу Божественной Литургии; но когда он увидел многотысячную массу народа, наполнявшаго обширную ограду храма и стоявшаго в громадном числе вне оной, то он потерял всякую надежду проникнуть в церковь; и только благодаря содействию одного из трёх полицейских урядников, следившихза порядком, ему с трудом удалось протиснуться в церковь. Несмотря однако ж на многотысячную массу народа, наполнявшую обширную церковь и бывшую вне оной, порядок был полнейший - простой народ, но он понимал, где он находится - все были проникнуты важностью переживаемых каждым минут.
В квартире священника была предложена для Преосвященнейшаго Владыки и участников торжества-священников скромная трапеза, за которою хозяином дома был предложен тост за здоровье Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Владыки. Едва произнёс эти слова отец настоятель, как протодиаконом громогласно было провозглашено: "Его Преосвященству, Преосвященнейшему Иустину, Епископу Подольскому и Брацлавскому, многая лета!" Троекратное, гармоническое, исполненное балтским хором "многая лета" с участием всех священников было выражением глубочайшаго, сыновняго нашего почтения и любви к благостнейшему Архипастырю нашему. Хотелось ещё и ещё петь "многая лета", но Преосвященнейший Владыка милостиво предложил тост за здоровье хозяина, хозяйки и всех присутствующих гостей. И этот тост был покрыт сердечным и стройным пением "многая лета".
После обеда духовенство окружило своего любимаго Архипастыря, как любящаго отца, и началась взаимная, сердечная беседа. Духовенство с глубочайшим вниманием слушало беседу своего Архипастыря, касавшуюся самых разнообразных предметов пастырской жизни и деятельности. Много бы можно было написать по этому поводу, но ограничимся тем, что священники предлагали различные случаи и недоумения из своей пастырской практики, на которые Преосвященнейший Владыка давал свои советы и наставления. Беседа касалась и образования как детей духовенства, так и поселянских детей. Преосвященнейший Владыка припоминал различные случаи из своей школьной жизни и сопоставлял их с теперешними школьными порядками, с указанием на перст Божий в своей жизни. Касаясь разнообразных предметов, затрагивая самые животрепещущие вопросы пастырской практики, беседа эта была чужда натянутости и официальности, проникнутая с одной стороны искренним доброжелательством, а с другой, глубочайшим уважением и доверием. В такой взаимной беседе, в которой и конца не желалось бы, незаметно протекло время до 10 часов вечера. Учтивость требовала дать время Преосвященнейшему Владыке предаться своим Архипастырским занятиям, которых Владыка наш не оставляет и в пути, и наконец отдохнуть ввиду предстоявшаго на утро путешествия. Получив Архипастырское благословение, все мы ушли на свои квартиры, уносы с собой самое отрадное впечатление от бесед с Преосвященнейшим Владыкою.
На другой день, 8 октября, в 10 часов утра, Преосвященнейший Владыка изволил выехать из Ивашковой на станцию Кодыма, где в вагоне ещё раз удостоились прощальнаго благословения священники, имевшие счастие участвовать в освящении храма. В 12 часов дня дорогой гость наш, при сердечных пожеланиях счастливаго пути, уехал по направлению к Проскурову. Уезжая, Преосвященнейший Владыка из вагона ещё раз поклонился сопровождавшим его духовным и светским лицам.
Трёхдневное пребывание Преосвященнейшаго Владыки нашего в Ивашковой, его приветливость и отеческая простота в обращении производили на всех обаятельное впечатление. К Владыке являлось много лиц из крестьянскаго сословия по разнообразным своим нуждам. Владыка всех принимал с готовностию и всякому давал нужный совет и наставление. Мало того: по заведённому изстари отеческому обычаю новобрачные жених и невеста, накануне бракосочетания являются к священнику, как своему духовному отцу, за благословением. По докладу отца настоятеля, Преосвященнейший Владыка изъявил желание лично благословить своим архипастырским благословением жениха и невесту, при чём преподал им наставление, как они должны жить в супружестве, чтобы и самим быть счастливыми и детей своих, если им Бог даст их, воспитывать во всяком добре, и благословил их небольшою иконою Богоматери.
В понедельник утром, перед отправлением на железную дорогу, когда явился с просфорой служивший Божественную Литургию священник, Преосвященнейший Владыка изволил спросить его: "Что ж повенчали вы вчера молодых?" На утвердительный ответ священника Владыка заметил: "И в других местах, где приводилось мне освящать храмя Божии, прихожане стараются приурачивать браки своих детей ко дню освящения церкви. Утешительно видеть, что они придают этим дням особое значение".
С сердечными пожеланиями и молитвенными благословениями проводили мы в путь своего Отца и Архипастыря; воспоминание о проведённом с ним времени будет светлым и незабвенным явлением в нашей скудной событиями и многотрудной сельской жизни.
Священник Стефан Долинский.
С.973-982.

 (500x375, 111Kb)
 (500x667, 148Kb)
Метки:  

Елена_Павловская   обратиться по имени Суббота, 13 Октября 2007 г. 22:55 (ссылка)
Поздравляем!!!! И книгу ждем!
Ответить С цитатой В цитатник
Mapi   обратиться по имени Воскресенье, 14 Октября 2007 г. 00:22 (ссылка)
Красота!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку