-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в presviteros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.03.2006
«аписей: 2519
 омментариев: 18790
Ќаписано: 23467

Ѕлизкий праздник

—уббота, 13 ќкт€бр€ 2007 г. 20:27 + в цитатник
” отца на приходе завтра престольный праздник.
ѕочти 30 лет служени€ с на одном месте. я бы тоже так хотел. » не в спокойствии и стабильности положени€ дело.
√отовлю небольшую книгу по истории храма, где служит отец. ¬от часть из нее.





ѕрибавление к ѕодольским ≈пархиальным ¬едомост€м є46 1884года.
ќсв€щение церкви в селе »вашково, ќльгопольскаго уезда.
7 окт€бр€ 1884 года в селе »вашково торжественно совершено осв€щение новаго храма ѕреосв€щеннейшим »устином, епископом ѕодольским и Ѕрацлавским, во им€ ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы: событие настолько редкое в сельском захолустье, что о нЄм следует сказать несколько слов.

¬ селе »вашковой более 200 лет существовал храм во им€ св€тител€ Ќикола€. Ѕрем€ двух веков разрушительно отразилась на этом храме, несмотр€ на старани€, преемственно смен€вшихс€ насто€телей поддерживать этот храм. ¬ старину не любили строить храмов обширных, да и некому было строить и некогда. “есна и безприютна была жизнь тогдашних безправных прихожан, об€занных крепостною зависимостью; теснотою и невзрачностью отличались как их собственные жилища, так и селени€ √осподни - их приходские храмы. Ќо вот над –оссиею возси€ла зар€ свободы: по царскому слову незабвенного цар€ - ќсвободител€, цар€ - мученика, цепи рабства с многомиллионного народа спали, бывший в неволе народ стал полноправным распор€дителем своей трудовой жизни. ѕри изменившихс€ гражданских услови€х должны были изменитьс€ и услови€ религиозной жизни народа. “есный храм не мог уже удовлетвор€ть религиозным потребност€м народа. Ќастала крайн€€ и неотложна€ нужда в новом храме.
„есть устроени€ новаго храма Ѕожи€ в селе »вашковой принадлежит насто€телю отцу ‘еодору √орбачевскому, которому Ѕог дал крепость духа, настойчивость в преследовании положенной цели и ревность к славе Ѕожией; с такими духовными даровани€ми отцу ‘еодору удалось в течение четырЄх лет собрать более 20 000 рублей путем пожертвований исключительно из своих прихожан,- людей вообще бедных,- выхлопотать у местной Ёкономии прекрасную господствующую над селом местность и выстроить на ней храм Ѕожий, который и внешнею и внутреннею своею красотою возбуждает всеобщее удивление и похвалу. ƒаже ѕреосв€щеннейший ¬ладыка наш изволил выразитьс€, что храм этот был бы украшением дл€ вс€каго места. Ќиже помещаемое слово отца ќнуфри€  ошубскаго в немногих, но в правдивых словах очерчивает примерную де€тельность отца ‘еодора по приобретению места и по устроению на нЄм храма. “ак награждает √осподь люб€щих благолепие дому ≈го и отличает благих и верных рабов —воих пред лукавыми и ленивыми.
16 августа отец ‘еодор имел счастие представл€тьс€ нашему јрхипастырю с докладом об окончании работ по церкви и о разрешении осв€тить новосозданный храм. Ќевольное чувство страха овладело им, когда он предстал пред лицо св€тител€ Ѕожи€. Ќо приветливость и отеческое обращение ¬ладыки изгнали из его сердца страх и поселили в нем сыновнее доверие и любовь, а от избытка чувств уста глаголют. "ѕреосв€щеннейший ¬ладыко! - осмелилс€ сказать отец ‘еодор, - я и прихожане мои будем считать себ€ счастливыми, если ¬ашему ѕреосв€щенству самим угодно будет осв€тить новосозданный храм". » что же? ѕреосв€щеннейший ¬ладыка с удовольствием изъ€вил свое согласие, несмотр€ на то, что между  аменцем и »вашковой лежит 200-верстовое рассто€ние и что осв€щение церкви имело быть совершено осенью, когда измен€етс€ погода.
ѕо возвращении отца ‘еодора из  аменца весть о приезде ѕреосв€щеннейшаго ¬ладыки в »вашкову дл€ осв€щени€ церкви с быстротою молнии облетела веси и грады. ћежду кресть€нами в целом околотке только и речи было, что о предсто€щем торжестве; стар и млад готовились посетить в назначенный день »вашкову. "» действительно, как оказалось, к торжеству осв€щени€ храма, несмотр€ на неблагопри€тную погоду, собрались несметны€ массы народа, жаждавшаго взгл€нуть на —в€тител€ Ѕожи€ и получить от него архипастырское благословение. ј сколько бы собралось народа при иной погоде! ќсв€щение церкви первоначально назначено было на 23 сент€бр€, но так как ѕреосв€щеннейший ¬ладыка наш участвовал в соборе архипастырей в  иеве, то это радостное событие отложено до 7-го окт€бр€". ¬се с нетерпением ждали этого вожделеннаго дн€. ћежду тем с половины сент€бр€ осенн€€ погода вступила в свои права: дождь стал лить как из ведра почти что каждый день, дороги испортились, особенно в местечке  одыме, чрез которое ѕреосв€щеннейшему ¬ладыке нужно было переезжать из станции железной дороги. Ќекоторые из пессимистов стали было предугадывать, что ¬ладыка едва ли согласитс€ выехать из  аменца при такой дороге и при том тотчас по возвращении из  иева после 30-дневных трудов на архипастырском —оборе. “Ємное облако печали невольно легло на наши души; вс€кому думалось: а может и в самом деле ѕреосв€щеннейший ¬ладыка не захочет утруждать себ€ теперь, при изменившихс€ обсто€тельствах, которы€ трудно было предвидеть в августе мес€це. „етвЄртаго окт€бр€ телеграмма самаго ¬ладыки рассе€ла вс€ки€ сомнени€ и положила конец всем предположени€м и колебани€м. 6 окт€бр€ ѕреосв€щеннейший ¬ладыка обещал быть на станции  одыма.
» действительно, 6 окт€бр€ в 9 часов утра, в субботу, ѕреосв€щеннейший ¬ладыка при колокольном звоне и в сопровождении протоиере€ города ѕроскурова »еронима “омасевича и благочинного, св€щенника јлександра Ўургаевича прибыл в село »вашкову и подъехал к старой церкви, где был обычно встречен насто€телем отцом ‘еодором √орбачевским и св€щенниками ќнуфрием  ошубским и —тефаном ƒолинским. ¬ церкви ѕреосв€щеннейший ¬ладыка обратилс€ к народу с речью, в высокой степени простою и назидательною; между прочим ѕреосв€щеннейший ¬ладыка говорил: "ѕравославные прихожане храма сего!  огда вы окончите постройкою свою хату, вы радуетесь этому событию, а вместе с вами радуютс€ ваши соседи, друзь€ и при€тели. “акже точно и мы радуемс€ теперь, что вы своими средствами устроили дом Ѕогу, где он будет обитать невидимо, где будет выслушивать ваши молитвы и посылать свои милости. Ќо еще будут радоватьс€ о вас на небе ангелы Ѕожии. јнгелы Ѕожии - это невидимые служители Ѕожии, которых Ѕог посылает нам в помощь, чтобы мы удобнее могли соделывать свое спасение. ѕлачут ангелы Ѕожии, когда мы грешим и оскорбл€ем Ѕога. Ќапротив, радость бывает на Ќебеси о едином грешнике кающемс€. ≈сли радуютс€ ангелы на небе об одном человеке, когда он оставл€ет греховную жизнь и начинает ка€тьс€ и творит добры€ дела, то, судите, как они радуютс€ теперь, когда не один человек, а много, все вы постарались сделать и сделали - устроили храм Ѕожий. Ѕлагодарите усердно √оспода Ѕога, что ќн именно вас удостоил этой великой чести - устроить ≈му дом. —тарый этот храм ваш более 200 лет стоит на земле, и сколько поколений людей прожило на свете в этот период времени, и никому из них √осподь не судил устроить новый дом ≈го имени. ј судил √осподь сотворить это дело вам. «а это дело св€та€ ÷ерковь никогда не забудет вас. ѕройдет много, много времени, вас, строителей храма Ѕожи€ не будет уже в живых, и пам€ть о вас изгладитс€ на земле, а в доме Ѕожием, в церкви св€той до конца мира будет возноситьс€ молитва к Ѕогу о создател€х и благотворител€х храма. » верьте, что молитва, возносима€ св€тою ÷ерковью, непременно дойдет до Ѕога!"
Ќакануне осв€щени€ церкви собравшиес€ св€щенники, в предсто€тельстве отца благочинного Ўургаевича, при многочисленном стечении богомольцев, совершали всенощную в новом храме, а ѕреосв€щеннейший ¬ладыка изволил дома слушать всенощную, которую совершил св€щенник —тефан ƒолинский. ¬месте с тем ѕреосв€щеннейший ¬ладыка отдал распор€жение, чтобы на другой день перенесение св€тых мощей из старой церкви было совершено после ранней литургии, в 10 часов, если будет хороша€ погода, а в случае ненасть€, то и раньше. ÷елую ночь дул сильный западный ветер, тЄмны€ тучи волнами неслись по небу, возбужда€ тревожны€ опасени€ на завтрашний день, но, к величайшему удовольствию, пред рассветом небо очистилось, и солнце €ркими лучами возвестило о начале давно ожидаемого торжества. –овно в 9 часов утра ѕреосв€щеннейший ¬ладыка прибыл в новоустроенный храм и после облачени€ приступил к осв€щению престола. ¬ соборе св€щеннослужителей участвовали: протоиерей ‘еофан ƒрагомирецкий, протоиерей города Ѕалты »оанн –одз€новский, протоиерей города ѕроскурова »ероним “омасевич, благочинный св€щенник јлександр Ўургаевич и св€щенники: ‘иларет Ќедольский, јлександр ѕодгорецкий, ‘еодор Ѕернасовский, ‘еодор √орбачевский, ќнуфрий  ошубский и —тефан ƒолинский. ѕоследование осв€щени€ храма и Ѕожественную Ћитургию исполн€л хор соборной церкви города Ѕалты.
Ѕлаголепное, исполненное благоговени€ и молитвенной сосредоточенности осв€щение св€таго престола и храма, при стройном хоре певчих, многочисленный сонм св€щеннослужителей, облаченных в праздничны€ ризы - все это производило глубокое, неотразимое впечатление на душу мол€щуюс€ и вызывало слезы умилени€.
¬ ожидании принесени€ из старой церкви св€тых мощей по знаку ѕреосв€щеннейшего ¬ладыки, св€щенник ќнуфрий  ошубский произнес свою проповедь, в которой рельефно обрисована де€тельность насто€тел€ и прихожан по устроению новаго храма. ¬от, буквально, эта проповедь: " —трашно место сие, несть сие, но дом Ѕожий и си€ врата небесны€" (Ѕыти€, гл.28). —лова эти можно сказать и так: место это страшное, это уже не то место, что было прежде, - это дом Ѕожий, это врата небесна€.
—трашно место сие. ѕочему оно страшно? ѕотому, возлюбленны€ христиане, что молитвами јрхипастыр€ нашего и его служителей, целаго сонма иереев Ѕожиих, место сие осв€щено благодатию ƒуха —в€таго и сделалось местом особеннаго присутстви€ Ѕожи€, храмом Ѕога ∆иваго.
ѕрихожане св€таго храма сего!   вам преимущественно будет обращено моЄ слово. ƒумаю, что не огорчу вас, если в столь всерадостный и торжественный дл€ вас день € приведу вам на пам€ть, что место это было некогда страшным. Ќа том месте, где теперь построена церковь, был прежде помещичий двор, и во врем€ крепостного права здесь производили над кресть€нами суд и расправу, только по совсем другой причине, о которой, может быть, ещЄ помн€т иные из вас, убелЄнные сединами. ≈сли бы ваши отцы и деды встали теперь из гробов и увидели всЄ то, что ныне есть на этом месте, то они не поверили бы тому, что увидели. Ќо дивны дела “вои, √осподи! Ќевозможна€ у человека возможна суть у Ѕога. ћесто сие соделалось местом радости, местом утешени€, местом блаженства. ѕравда, и теперь вы будете возносить к √осподу свои мольбы о помиловании, и теперь будете здесь простирать свои руки и проливать пред Ќим свои слЄзы, но эти ваши мольбы, эти ваши слЄзы, эти ваши простЄрты€ руки будут уже обращены не к люд€м, подобострастным нам, а к всеблагому “ворцу своему и Ѕогу. “еперь на этом св€том месте, в этом храме будет приноситьс€ за всех вас бескровна€ жертва в воспоминание пострадавшаго и умершаго за нас √оспода Ѕога и —паса нашего »исуса ’риста. Ѕожественна€ кровь  отораго может очистить нашу душу от вс€каго греха. —трашно это место и теперь дл€ нас всех, но оно возбуждает в нас страх не пред людьми, не рабский страх, но страх Ѕожий, страх, растворЄнный чувством умилени€ и благоговени€ к св€тости места и особому присутствию здесь —амаго Ѕога.
Ќекогда —паситель, во врем€ своей жизни, изгон€€ из храма торговавших в нЄм, сказал: "храм ћой храмом молитвы наречЄтс€"; и сей храм с сего времени да будет дл€ вас навсегда не иным чем, как местом беседы вашей с самим √осподом, - храмом вашей молитвы. Ѕойтесь же осквернить это св€тое место своими грехами. ѕусть в ваших сердцах всегда будет благодарность к благодеющему вам √осподу. ќн есть первый и главный виновник. “ворец и —оздатель храма сего. "¬ышний основа сию церковь",- говоритс€ в самой службе на осв€щение церкви. » пророк ƒавид говорит: "аще не √осподь созиждет дом, всуе трудишас€ зиждущии". ≈сли бы не √осподь помогал своею силою и своим всемогуществом, то даром бы трудились строители сего храма. Ќо и вы все, прихожане св€таго храма сего, немало послужили устройству сего места, на котором воздвигнут дом √оспода ¬седержител€. ƒл€ такого св€таго дела мы принесли немалые жертвы, некоторые из вас, быть может, лишали себ€ не только излишн€го, но и самаго необходимаго, но в то же врем€ с радостию несли свои лепты на св€тое дело построени€ храма Ѕожи€. Ќо понесши€ немалы€ труды, вы и сугубы€ чести сподобились, т.к. не только иерейскими, но и архиерейскими руками осв€щЄн вами устроенный храм сей. „есть и хвала вам от людей за все это, но во 100 крат больше будет вам награда от Ѕога. Ќе умал€€ вашей чести, вашей славы, € должен пред вами сказать, что много чести и славы в этом деле приходитс€ на долю вашего духовнаго пастыр€, насто€тел€ св€таго храма сего.
ѕервый шаг при постройке этой церкви встретил затруднение, т.к. у вас не оказалось подход€щаго места.  то исхлопотал это место? Ќе пастырь ли ваш? Ќо, хот€ вам и дозволено было строить церковь на этом месте, но условием было поставлено, чтобы все экономически€ постройки, бывши€ на этом месте, были перенесены в другое место и заново отстроены. ѕри этом нелЄгком условии все вы сказали: "»мый м€ отреченна", и готовы были отказатьс€ от этого места. “олько он один, ревну€ славе Ѕожией и жела€ поставить дом Ѕожий на столь прекрасном месте, решилс€ прин€ть на себ€ этот поистине т€жЄлый труд. ƒалее.  то исхлопотал почти задаром материал дл€ этой церкви?  ого вы видели в морозы и глубокие снега брод€щим по лесу дл€ того только, чтобы выбрать годный материал дл€ постройки церкви? ј что сказать о других его хлопотах и трудах по приисканию средств дл€ безостановочнаго окончани€ начатых работ? —лучались столь т€жЄлые времена, что приходилось останавливатьс€ на полпути; случалось, что в эти т€жЄлы€ минуты все вы не только своим участием и сочувствием не облегчали его трудов и хлопот, но, к прискорбию, некоторые из вас решались даже сами ставить ему преграды, огорчать его и даже доводить до слЄз. Ќо он не падал духом, говор€ в душе: вс€ могу о укрепл€ющем м€ Ѕоге. ќн пр€мо и неуклонно шЄл к св€той и заветной цели. ¬прочем, не стану в столь радостный и торжественный дл€ вас день омрачать ваши мысли столь грустным воспоминанием: все вы были очевидцами и свидетел€ми всего этого и всЄ это известно вам ещЄ более чем мне. ѕредоставим это суду Ѕожию, а ќн праведный и всеведущий воздаст коемуждо по досто€нию де€ний. ќдно скажу вам: при содействии и заботах своего пастыр€ вы вошли сегодн€ в рукотворенный храм и сподобились узреть красоту и величие его; слуша€сь же и впредь его наставлений и поучений, вы можете при содействии благодати Ѕожией, войти в храм нерукотворенный, в жилище св€тых, в царствие небесное, и узреть величие и славу самаго Ѕога.
“еперь же скажу: слава “ебе, Ѕогу, благодетелю нашему, что не только вс€ уже готовы суть, но и совершишас€, т.е. совершилось то, чего вы с такою радостию и с таким нетерпением ожидали. Ќовоустроенный храм осв€щен и вс€ уже готова к совершению в нем величайшаго таинства принесени€ безкровной жертвы. ≈щЄ несколько минут и јрхипастырь наш, с осв€щенным собором пастырей, предстанет пред св€тым престолом, и принесет на нЄм первую безкровную жертву, очищающую нас от вс€каго греха; умилитесь же всей душой и, по заповеди св€таго апостола, сотворите молитвы прежде всех за благовернаго нашего цар€ и за всех, иже во власть суть, потом помолитесь о создател€х и благотворител€х св€таго храма сего, а затем и о себе самих, прос€ всещедраго и многомилостиваго Ѕога не оставить вас своею милостию и щедротами. "ƒа будет благословенно им€ √осподне от ныне и до века!"
  концу проповеди принесены были из старой церкви св€ты€ мощи к новому храму, и ѕреосв€щеннейший ¬ладыка совершил с ними установленный по чину крестный ход вокруг новоосв€щеннаго храма в сопровождении множества народа. ќсв€щение храма закончилось возглашением многолети€. ¬о врем€ чтени€ часов ¬ладыка посв€тил в стихарь двух причетников - Ћевицкаго и ¬ильчинскаго. Ћитурги€ была совершена с полным и невиданным в сельских церкв€х благолепием. ’рам был полон мол€щихс€, но великое множество богомольцев сто€ло вне церкви и, слыша пение, молились √осподу.
¬ конце литургии, во врем€ причастна, проповедь говорил св€щенник —тефан ƒолинский. ¬от эта проповедь.
"√осподь сподобил нас прин€ть участие в осв€щении дл€ вас храма, добрые прихожане.  акое счастье дл€ прихожан иметь у себ€ столь прекрасный храм!  ака€ радость дл€ пастыр€, что его труды по устроению храма увенчались полным успехом. —лава и благодарение √осподу Ѕогу за его благодательную помощь; ибо если вс€кое дело не может быть благополучно совершено без помощи Ѕожией, то тем более столь важное дело, как построение храма Ѕожи€, не могло быть достигнуто без Ѕожией помощи; "€ко без ћене не можете творити ничесоже", - говорит сам √осподь наш »исус ’ристос.
Ќо возсыла€ от всей души благодарение √осподу Ѕогу за его помощь при создании насто€щаго храма, размыслим, братие, о том, чем бывает приходской храм дл€ прихожан, и как прихожане должны относитьс€ к своему храму.
¬ыслушайте это со вниманием не только прихожане здешней церкви, но и посторонние, пришедшие на торжество осв€щени€ храма, потому что предлагаемое равно относитс€ ко всем христианам.
ѕриходска€ церковь дл€ прихожан есть сама€ нежна€, заботлива€ и попечительнейша€ мать, забот€ща€с€ о человеке с первой минуты его жизни и до последн€го издыхани€ и не забывающа€ его в своих молитвах и по исходе из сей жизни. ≈два родитс€ человек на свет, как церковь чрез св€щенника спешит очистить его своими молитвами, просв€тить св€тым крещением, сообщить ему дары —в€таго ƒуха в таинстве миропомазани€ и таким образом молитвою же причислить его к обществу верующих, к благодатному царству ’ристову.
Ќасто€ща€ жизнь дана нам на то, чтобы приготовитьс€ к жизни будущей. √де же тот путь, ид€ по которому, мы наверное достигнем блаженства на небе? ѕуть этот в слове Ѕожием, которое обильно предлагаетс€ в церкви и в чтени€х евангельских и апостольских и в поучени€х пастырей церкви.  то усердно посещает церковь и внимательно слушает слово Ѕожие, тот знает, что у нас есть ќтец небесный, сотворивший небо и землю, что этот небесный ќтец так возлюбил мир, что дл€ спасени€ его послал ≈динороднаго —ына —воего, √оспода нашего »исуса ’риста. „то √осподь наш »исус ’ристос своими страдани€ми и смертию искупил людей от греха, прокл€ти€ и смерти и заслужил люд€м вечное блаженство. „то дл€ осв€щени€ и утверждени€ человека в добре Ѕог ќтец чрез —ына —воего послал в мир —в€таго ƒуха, который неотлучно пребывает в церкви и сообщает верующим во ’риста духовную, благодатную жизнь.  то же ищет пути в жизни помимо слова Ѕожи€, тот неминуемо впадет в одно из двух зол: или он увлекаетс€ "вс€ким ветром учени€ по лукавству человеков и по хитрому искусству обольщени€" (≈ф. 4,14) и весьма легко принимает ложь за истину, или же во всЄм поступает по влечению своей злой воли, и тогда жизнь его представл€ет р€д обманов, хитростей, лукавства, корыстолюби€ и других весьма вредных пороков. Ћюди эти очень злы, и если бы св€та€ вера наша не освещала и их несколько своим светом, то нам нельз€ было бы жить с ними на земле по причине €вной от них опасности. ¬от от какой бездны зла сохран€ет нас св€та€ церковь, проповеду€ слово Ѕожие, и им, "как острым мечем, разсека€ все греховны€ путы, могущи€ погубить человека" (≈ф. 6,17).
Ќо благоде€ни€ церкви этим не оканчиваютс€. » наставленный в истинах веры может лишитьс€ благоволени€ Ѕожи€ за свои грехи. √де же ему возвратить благоволение Ѕожие, как не в церкви чрез св€щенника, в таинстве пока€ни€ или исповеди? »бо √осподь наш »исус ’ристос дал власть апостолам и их преемникам епископам, а чрез них и св€щенникам, прощать люд€м грехи, сказавши: "елика аще резрешите на земли, будет разрешена на небеси" (ћф. 18,18).
Ќо как выздоровевший от телесной болезни чувствует в своих членах слабость и нуждаетс€ в питательной пище, так и наша душа, исцеленна€ от грехов в таинстве пока€ни€, дл€ укреплени€ сил своих, имеет нужду в духовной пище, котора€ уготовл€етс€ в храмах Ѕожиих на св€том престоле и предлагаетс€ верующим в таинстве причащени€ истиннаго “ела и истинной  рови самаго нашего —пасител€ ≈динороднаго —ына Ѕожи€, - чрез что мы таинственно соедин€емс€ с самим »исусом ’ристом. Ќе слушайте врагов вашего спасени€, отчуждающих вас от церкви и от трапезы √осподней. ѕомните слова √оспода нашего: "аще не снесте плоти —ына человеческаго, не пиете крове ≈го, живота не имате в себе. ядый ћою плоть и пи€й ћою кровь имат живот вечный" (»н. 6,53,54).
ѕрилага€ матерински€ заботы о спасении нашей души, церковь заботитс€ также и о земном нашем благополучии.  огда вы хотите соединить узами брака наших детей, где как ни в церкви, вы можете испросить у Ѕога благословение, чтобы между супругами пребывала любовь, верность, доверие, взаимное снисхождение, составл€ющие основу и залог супружескаго счасть€?
Ќередко √осподь испытывает нашу веру различными несчасти€ми, испытани€ми и бедстви€ми, посылаемыми человеку дл€ его вразумлени€. “ак, ќн затвор€ет небо, и земл€ надолго лишаетс€ живительной росы и благотворнаго дожд€, или же разверзает хл€би небесны€, и безмерные дожди преп€тствуют вызреть хлебу, мешают собрать с полей дозревший хлеб и подвергают его порче и гниению. »ли же град и мороз побивают ваши нивы, пожары истребл€ют ваши жилища и досто€ние, губительны€ болезни и поветри€ поражают вас и ваших детей: где вам найти утешение в постигающих вас скорб€х? √де помолитьс€ о помиловании и милосердии Ѕожием, как не в храме, где √осподь поставил свой престол и где ќн действительно подает нам утешение, ободрение, вразумление?
ѕосещает ли вас и ваших домашних болезни, св€щенник спешит к вам из церкви с таинством елеосв€щени€. » если при этом грехи тревожат вашу совесть, св€щенник сообщает вам прощение грехов и напутствует вас св€тыми “айнами. ”годно √осподу Ѕогу воздвигнуть вас с одра болезни, вы выздоравливаете, ежели не угодно, то, предав себ€ в волю Ѕожию и упова€ на заслуги √оспода нашего »исуса ’риста, вы отходите в жизнь загробную.
Ќаконец, когда умираете вы или ваши родные, где лучшее место проститьс€ с ними, отдать им последнее целование, как не в храме Ѕожием, в котором они вместе с вами молились и просили у Ѕога небесных и земных благ, и оттуда, после молитв св€той церкви, прах ваш или ваших родных ввер€етс€ земле дл€ того, чтобы в определЄнное в предвечном совете Ѕожием врем€ воскреснуть дл€ вечной блаженной жизни.
»так, видите, братие, что церковь Ѕожи€ есть сама€ нежна€ и чадолюбива€ мать наша. ≈сли церковь дл€ прихожан есть люб€ща€ и попечительна€ мать, значит и прихожане должны относитьс€ к церкви также, как добры€ и послушны€ дети люб€т, почитают свою мать, дорожат е€ наставлени€ми и советами и помогают ей в е€ нуждах. Ћюбите и вы свою церковь, усердно посещайте еЄ дл€ молитвы, особенно в воскресные и праздничные дни, которые суть дни Ѕожии и должны быть посв€щены на служение Ѕогу. ƒобрым дет€м нигде не бывает так хорошо, как у своего отца и матери, а если дети редко бывают у своих родителей, или если т€гот€тс€ их присутствием, и их домов, то это показывает, что дети эти не люб€т своих родителей. ѕон€тно после этого, любит ли прихожанин свою церковь, если он очень редко или никогда не бывает в ней.  то всегда с усердием посещает церковь и слышит здесь молитвы и молени€ за цар€ и за "всех, иже во власти суть" (1“им. 2,2), тот воспитывает в душе своей глубочайшее благоговение к ѕомазаннику Ѕожию - √осударю императору, тот стараетс€ быть не только кротким и смиренным, но и любить всех людей, даже врагов своих, потому что христианска€ любовь, по слову апостола, есть союз совершенства, венец всех христианских добродетелей ( ол. 3,14).
ѕочитайте свою церковь. ѕроход€ мимо своей церкви, не проходите с покрытой головой, а благоговейно перекреститесь. “ак делали благочестивые предки ваши, так поступайте и вы.  огда входите в церковь, входите с благоговением, как в дом Ѕожий, как в обиталище ÷ар€ небеснаго. ¬ церкви никогда не заводите мирских, а тем более пустых разговоров, помн€, что вы пришли в дом ќтца вашего небеснаго испросить себе у Ќего помощи и благословени€. —тарайтесь об украшении вашей церкви, котора€, как дом Ѕожий, должна быть всецело украшена. »бо если вс€кий домохоз€ин стараетс€ каждый год чем-нибудь украсить свой дом, тем более весь приход, как один человек, должен заботитьс€ об украшении своего приходскаго храма, откуда он получает дл€ себ€ столько благоде€ний.
∆ивите по наставлени€м вашего пастыр€, который дан вам на то, чтобы руководить вас в сей жизни, поддерживать на пути спасени€ и приготовить вас к жизни будущей. —тарайтесь облегчить вашему духовному отцу труд его пастырскаго служени€ делу вашего спасени€ искренним уважением, нелицемерной преданностию и послушанием, помн€ заповедт св€таго апостола ѕавла: "повинуйтес€ наставником вашим и покор€йтес€: тии бо бд€т о душах ваших" (≈вр. 13,17). ј как важно такое послушание, внимайте слову самаго √оспода нашего »исуса ’риста: "слуша€й вас, ћене слушает, и отмета€йс€ вас ћене отметаетс€. ќтмета€йс€ же ћене отметаетс€ пославшаго ћ€" (Ћк. 10,16).
»так, помните, что вы "во ’риста креститес€, во ’риста облекостес€" (√алл. 3,27), в таинстве крещени€ вы облекались в светлую ризу ’ристову, не марайте же еЄ своими грехами, ибо вы должны предстать на суд Ѕожий чистыми и невинными. ѕриход€ на исповедь, чистосердечно исповедайте Ѕогу, в присутствии служител€ Ѕожи€, все грехи ваши и твЄрдо решитесь впредь не грешить, потому что в таком только случае получите всецелое прощение от Ѕога. ѕриступа€ к св€той „аше, приступайте со страхом и трепетом, с сознанием своего крайн€го недостоинства, и при этом веруйте, что с прин€тием св€тых “айн сам ’ристос водвор€етс€ в душе вашей; берегитесь отогнать или оскорбить столь дорогаго √ост€ своими новыми грехами. — водворением ’риста в душе вашей водвор€етс€ в ней мир и радость о ƒусе —в€тее (–им. 14,17), и мы получаем залог вечной блаженной жизни, которою будут наслаждатьс€ все люб€щие Ѕога. ¬от что дает дл€ вас ваша приходска€ церковь! ѕомните, что она ваша люб€ща€ мать, а вы е€ дети: будьте же достойными детьми такой матери. јминь".
ѕосле литургии было совершено молебствие пресв€той Ѕогородице среди храма. ¬ совершении молебстви€ прин€ли участие и те п€ть св€щенников, которые совершали раннюю литургию в старом храме и которые крестным ходом торжественно перенесли св€тые мощи из стараго в ноый храм. —в€щенники эти были: јлександр явецкий, јлександр  рыжановский, јлександр —ергеев, јнтоний  оропачинский и ≈фрем Ћозинский.
(ќкончание будет). —.941-955.

ѕрибавление к ѕодольским ≈пархиальным ¬едомост€м є47 1884года. —.967.
ќсв€щение церкви в селе »вашковой ќльгопольскаго уезда.
(ќкончание)
по окончании молебна, когда ѕреосв€щеннейший ¬ладыка стал на солее с св€тым крестом дл€ отпуста, насто€тель церкви, отец ‘еодор √орбачевский обратилс€ к ¬ладыке с следующей речью.
"ѕреосв€щеннейший ¬ладыка, милостивейший јрхипастырь и отец!
—в€той царь и пророк ƒавид, преклон€€сь пред неисповедимыми судьбами всемогущаго ѕромысла Ѕожи€, в умилении сердца сказал: "ƒивен Ѕог во св€тых своих". » мы, со смирением и благоговением взира€ на храм сей, должны сказать: дивен Ѕог не только во св€тых своих, но и в нас грешных.  то бы за несколько лет пред сим мог подумать, что здесь, на сем месте, будет устроен храм? ј также, кто бы мог подумать, что сей храм будешь осв€щать ты, ѕреосв€щеннейший ¬ладыко? »бо не только ещЄ примера, чтобы в здешнем крае осв€щение храма совершено было јрхиереем. Ќо что не приходило на мысль, то исполнилось на самом деле ныне; да уведаем собственным опытом, что "невозможна у человека возможна суть у Ѕога".
—лава √осподу Ѕогу, благопоспешившему нам! Ѕлагодарение и тебе, —в€тителю Ѕожий, за твои труды, какие ты подъ€л дл€ осв€щени€ храма Ѕожи€. –евну€ о славе Ѕожией, и о благе своей паствы, ты несмотр€ на дальность разсто€ни€ с одной окраины твоей епархии на другую, на многосложность твоих зан€тий, на неудобство и трудность пути в насто€щее врем€, не пожалел своих трудов, и даже здоровь€, но снизошЄл на нашу смиренную просьбу и €вил себ€ нам недостойным. «емной поклон тебе, ¬ладыко, и глубока€ сердечна€ благодарность от лица прихожан и от мен€ за высокую честь и милостивое внимание, оказанные тобою нам.
ћы теб€ ждали с нетерпением, ждали с тревожным и томительным чувством и ожидани€ наши сбылись. “еперь радость наша необъ€тна, нет слов дл€ не€; но ещЄ выше чувство благодарности к Ѕогу, даровавшему нам теб€. “ы нам принЄс радость и мир, Ѕожие благословение и спасение. «а наши труды и заботы по постройке храма мы теперь вознаграждены сугубо твоим присутствием.
Ќо не дл€ нас одних радостно и благотворно твое посещение. Ќет! “вое присутствие, торжественное осв€щение тобою св€таго храма сего и архиерейское слежение пролило лучи света ’ристова на тыс€чи душ верующих, или вернее сказать, на весь здешний край. ¬оззри, ¬ладыко, милостивым своим оком на народ, здесь присутствующий и мол€щийс€. — каким он восторгом и благоговением приемлет всЄ, что здесь видит и слышит. ј он видит здесь своего јрхипастыр€ и слышит из уст его слово спасени€, которое разнесЄт и расскажет по всем городам и вес€м, в дальние места из которых он пришЄл на насто€щее торжество. ќ, дал бы √осподь почаще видеть такие торжества. “огда с уверенностью можно сказать, что наша православна€ вера восторжествовала бы над злочестивыми распространител€ми богопротивных учений. ѕодобны€ событи€ не проход€т безследно, они глубоко западают в сердца народа и принос€т достойные плоды, плоды преуспе€ни€ и процветани€ св€той православной веры ’ристовой.
ƒа возрадуетс€ же, ¬ладыко, твое благочестивое сердце радостию св€тою и да продлит √осподь твою жизнь на многа€ лета, дл€ славы церкви и дл€ блага твоей паствы. Ќаипаче же да покроет теб€ от вс€каго зла сама ћатерь Ѕожи€, в честь которой осв€щЄн тобою сей храм",
Ќа речи отца насто€тел€ ѕреосв€щеннейший ¬ладыка изволил собственноручно начертать сии знаменательные слова: "— удовольствием € выслушал эту речь и благодарю за неЄ. ƒушевно желаю, да сбудутс€ благие надежды, выраженные в речи, да оживитс€ в православном народе религиозное чувство, да укрепитс€ в нЄм св€та€ вера, а в православных пастыр€х да возгреетс€ ревность о духовном благе пасомых".
–ечь отца ‘еодора вызвала со стороны ѕреосв€щеннейшаго ¬ладыки глубокопрочувствованное слово, с которым он обратилс€ к собору св€щеннослужителей и народу. ƒуховных пастырей он убеждал всеми мерами заботитьс€ о вверенной им пастве, указыва€ на великую и т€желую ответственность их и "за одну погибшую от их нерадени€ духовную овцу ’ристова стада, увлеченную льстивым учением самозваных учителей". ј пасомых увещевал "дорожить своею верою православною, котора€ никем не выдумана, а принесена нам на землю самим —ыном Ѕожиим, √осподом нашим »исусом ’ристом. Ќа ней спаслись сонмы св€тителей, мучеников, преподобных, по ней спасаютс€ и теперь люди праведно живущие, по этой вере и мы должны жить и отвечать пред Ѕогом на ≈го страшном и нелицепри€тном —уде. ѕусть ни ухищрени€, ни льстивые обещани€, ни даже угрозы и сама€ смерть,- говорил ѕреосв€щеннейший,- не заставит вас отречьс€ от св€той веры православной, в которой вы родились и воспитались. ¬еликий грех тому, кто, будучи рожден в православной вере, отступает от не€ и принимает вместо веры Ѕожией какое-нибудь человеческое измышление. “акого человека √осподь спросит на страшном суде —воем: зачем ты бросил ћою св€тую веру, которую я принес на землю и которой ты должен был держатьс€, чтобы быть моим последователем и получить вечное спасение? » вот как ты отвергс€ ћен€ на земле, так и я не признаю теб€ здесь, на небе, пред св€тыми ангелами. » невернаго раба ввергнут во тьму кромешную, где будут плач и скрежет зубов… ¬ православной церкви √осподь »исус ’ристос поставил пастырей и учителей: у них просите совета и вразумлени€ в деле вашего спасени€, и они вам на всЄ ответ€т, потому что будут отвечать не от себ€, а от слова Ѕожи€, которое есть и свет, и жизнь, и пища духовна€. — усердием посещайте сей Ѕожий храм. ƒома вы и помолитьс€ не можете, как следует. ¬ церкви же, где собираютс€ многие дл€ молитвы, невольно €витс€ во всех вас охота и желание вознести сердце своЄ горе?, к ќтцу небесному, который здесь внемлет молитве каждаго и даст вс€кому то, что ему необходимо, по ≈го неложному обетованию: "»деже двое или трое будут собрана во им€ ћое, ту есмь посред их". ѕросите усердно у Ќего милости и ќн пошлет на вас —вое благословение".
ѕосле речи ѕреосв€щеннейшаго ¬ладыки протодиаконом возглашено было ћноголетие Ѕлагочестивейшему √осударю и всему ÷арствующему ƒому, —в€тейшему —иноду и ѕреосв€щеннейшему ¬ладыке со всею его богохранимою паствою и наконец создател€м и благоустроител€м храма. Ќе менее двух часов продолжалс€ отпуст со св€тым крестом, к коему подходили тыс€чи народа, получа€ от јрхипастыр€ благословение.
ѕосле служб€, разоблачившись, ѕреосв€щеннейший ¬ладыка осматривал иконостас и, обраща€сь к насто€телю, изволил сказать: "»коностас во всех отношени€х прекрасный, берегите его". —толь лестный отзыв ѕреосв€щеннейшего ¬ладыки даЄт нам повод сказать несколько слов об этом иконостасе. »коностас трех€русный, в русском стиле, работы одесскаго архитектора ћааса; исполнение во всех отношени€х из€щное, художественное, производ€щее неотразимое впечатление. ѕрекрасному иконостасу соответствует из€щна€ живопись работы одесскаго художника ѕономаренки. »коностас с живописью под стеклом обошелс€ ровно в 4000 рублей.
ћногие из насто€телей затрудн€ютс€ в приискании добросовестнаго мастера иконостасных дел и вынуждены иногда заключать сделки с недобросовестными людьми; отчего случаетс€ нередко, что те из практикующих мастеров, которые заслыша наживу, предлагают свои услуги, снабжают церкви наши издели€ми безвкусными, ал€поватыми, чуждыми духа православи€, чуждыми какого бы то ни было стил€, а деньги берут больши€; или случаетс€ ещЄ хуже, и деньги возьмут, и заказ не исполн€т, поставив насто€тел€ и прихожан в крайне непри€тное положение. ѕоэтому считаем своим долгом рекомендовать желающим одесскую мастерскую архитектора ћааса, по безукоризненному и своевременному исполнению заказов заслуживающую внимани€ всех устроителей храмов Ѕожиих, а равно и мастерскую художника ѕономаренки.
ѕри осмотре иконостаса ѕреосв€щеннейший ¬ладыка обратил свое внимание на два прекрасных киота, работы того же архитектора ћааса, в которых помещены иконы, присланны€ из јфонской горы - икона ѕресв€той Ѕогородицы, именуема€ "ƒостойно есть", и икона св€таго великомученика и целител€ ѕантелеимона, обе тонкой, из€щной, художественной работы; особенно икона ѕресв€той Ѕогородицы по своей чудной живописи, не заставл€ет желать ничего лучшаго. ќба киота обошлись в 300 рублей, но знатоками дела они цен€тс€ дороже; дешевизна изъ€сн€етс€ тем, что они изготовл€емы были вместе с иконостасом; иконы сто€т 110 рублей - всего 410 рублей - всЄ это приношение »вашковских прихожан.
„ита€ описание торжества »вашковской церкви, читатель вправе спросить: чем объ€сн€етс€ така€ быстрота сбора 20-тыс€чной суммы, при известной косности нашего народа к многотыс€чным пожертвовани€м и при незавидном материальном благососто€нии ивашковских прихожан? «атем быстра€ и безостановочна€ постройка великолепной церкви, устройство иконостаса, киотов, наконец, столь торжественное, небывалое осв€щение храма самим ѕреосв€щеннейшим ¬ладыкою? »з выше изложеннаго уже известно, что всЄ это об€зано, √осподу содействующу, энергии насто€тел€ прихода. «десь необходимо присовокупить, что, кроме энергии, св€щенник был и главным работником и первым жертвователем на новый храм. “ак, нужны были подводы дл€ доставки строительнаго материала, св€щенник первый слал свои подводы, невзира€ ни на каки€ хоз€йственны€ препоны; €вл€лись денежные затруднени€ - св€щенник из своих средств жертвовал 300 рублей, не говор€ о других денежных расходах, творимых десницею, чего не ведает шуйца. » во всЄм св€щенник сто€л во главе всего дела, подава€ собою пример своим прихожанам. ѕри таком образе действий со стороны св€щенника и прихожане всеми силами старались не отставать от своего достойнаго пастыр€. ¬от чем объ€сн€етс€ така€ быстрота и успешность работы.
ѕока ѕреосв€щеннейший ¬ладыка изволил осматривать иконостас и киоты, прихожане обоего пола с нетерпением и благоговением ожидали выхода ѕреосв€щеннейшаго дл€ благословени€ их обильной трапезы. Ќужно быть великим психологом, чтобы пон€ть и оценить те искрени€ у глубоки€ чувства, которые наполн€ли в эту минуту сердца мужей и жЄн, в громадном количестве наполн€вших церковный погост. ѕо выходе из церкви ѕреосв€щеннейший ¬ладыка благословил трапезу прихожан и окропил св€тою водою расположенный в два р€да, как на ѕасху, хлеб и другую снедь, приготовленную дл€ посетителей иноприходных насто€щаго торжества. ”милительно было видеть, как ѕреосв€щеннейший ¬ладыка спокойно, неторопливо обходил р€ды прихожан и прихожанок, окропл€€ св€тою водою, что √осподь дал.  ака€-то женщина, осен€€ себ€ крестным знамением, от всего сердца произнесла: "—лава “ебе, √осподи, что € удостоилась видеть лицо св€тител€ Ѕожи€". Ќа церковном погосте насто€телем представлены были ѕреосв€щеннейшему ¬ладыке те из попечителей, которые наиболее содействовали в построении храма и своими личными пожертвовани€ми и расположением других прихожан к усердным пожертвовани€м. Ѕлагословл€€ каждаго из них просфорой, ¬ладыка изволил сказать: "“еперь у вас, слава Ѕогу, прекрасный, обширный храм, будьте же и вы хороши по жизни. „то пользы, когда храм ваш будет отличатьс€ благолепием, а жизнь ваша будет омрачена грехами и пороками. —тарайтесь, чтобы души ваши были храмами Ѕожьими". Ќа предложение прихожан испить вина ѕреосв€щеннейший ¬ладыка, прин€в рюмку с вином, сказал: "ѕо случаю важнаго торжества выпить можно, но нужно соблюдать меру, чтобы наше празднество не навлекло на нас гнева Ѕожи€. ¬ыпьем за здоровье √осудар€ императора". ≈динодушное "ура!" тыс€чной массы народа было ответом на задушевный патриотический призыв ¬ладыки. Ќасто€телем, отцом √орбачевским, тотчас был предложен тост за здоровье "дорогаго гост€ нашего, ѕреосв€щеннаго ¬ладыки!" "”ра! ћнога€ лета! ƒай Ѕог добраго здоровь€!" - простые люди, тронутые до глубины души благоговейным служением и назидательными словами ѕреосв€щеннаго ¬ладыки, от всего сердца выражали свои неподдельные чувства. "јлы ж це добрый ѕреосв€щенный",- сказал один из прихожан. Ќа наш вопрос, почему он так думает, простодушный кресть€нин ответил: "ј де ж такый великый начальнык и ни на кого на вить ны крыкнув". "ѕотому,- ответил €,- что это не просто начальник, а св€титель Ѕожий, который приносит не страх, а мир и Ѕожие благословение".
Ѕыло три часа пополудни, когда ѕреосв€щенный ¬ладыка сел в экипаж, чтобы ехать на квартиру к св€щеннику. ѕоздний час объ€сн€етс€ тем, что ѕреосв€щенный ¬ладыка несмотр€ на утомительность продолжительной службы, удостоил благословени€ и целовани€ креста всех бывших в церкви богомольцев, которых было свыше п€ти тыс€ч.„тобы иметь пон€тие о громадном стечении народа на это торжество, достаточно следующаго факта. Ќачальник станции  одыма, ј.ѕ.ћалышев, опоздавший к осв€щению церкви, прибыл к началу Ѕожественной Ћитургии; но когда он увидел многотыс€чную массу народа, наполн€вшаго обширную ограду храма и сто€вшаго в громадном числе вне оной, то он потер€л вс€кую надежду проникнуть в церковь; и только благодар€ содействию одного из трЄх полицейских ур€дников, следившихза пор€дком, ему с трудом удалось протиснутьс€ в церковь. Ќесмотр€ однако ж на многотыс€чную массу народа, наполн€вшую обширную церковь и бывшую вне оной, пор€док был полнейший - простой народ, но он понимал, где он находитс€ - все были проникнуты важностью переживаемых каждым минут.
¬ квартире св€щенника была предложена дл€ ѕреосв€щеннейшаго ¬ладыки и участников торжества-св€щенников скромна€ трапеза, за которою хоз€ином дома был предложен тост за здоровье ≈го ѕреосв€щенства, ѕреосв€щеннейшаго ¬ладыки. ≈два произнЄс эти слова отец насто€тель, как протодиаконом громогласно было провозглашено: "≈го ѕреосв€щенству, ѕреосв€щеннейшему »устину, ≈пископу ѕодольскому и Ѕрацлавскому, многа€ лета!" “роекратное, гармоническое, исполненное балтским хором "многа€ лета" с участием всех св€щенников было выражением глубочайшаго, сыновн€го нашего почтени€ и любви к благостнейшему јрхипастырю нашему. ’отелось ещЄ и ещЄ петь "многа€ лета", но ѕреосв€щеннейший ¬ладыка милостиво предложил тост за здоровье хоз€ина, хоз€йки и всех присутствующих гостей. » этот тост был покрыт сердечным и стройным пением "многа€ лета".
ѕосле обеда духовенство окружило своего любимаго јрхипастыр€, как люб€щаго отца, и началась взаимна€, сердечна€ беседа. ƒуховенство с глубочайшим вниманием слушало беседу своего јрхипастыр€, касавшуюс€ самых разнообразных предметов пастырской жизни и де€тельности. ћного бы можно было написать по этому поводу, но ограничимс€ тем, что св€щенники предлагали различные случаи и недоумени€ из своей пастырской практики, на которые ѕреосв€щеннейший ¬ладыка давал свои советы и наставлени€. Ѕеседа касалась и образовани€ как детей духовенства, так и посел€нских детей. ѕреосв€щеннейший ¬ладыка припоминал различные случаи из своей школьной жизни и сопоставл€л их с теперешними школьными пор€дками, с указанием на перст Ѕожий в своей жизни.  аса€сь разнообразных предметов, затрагива€ самые животрепещущие вопросы пастырской практики, беседа эта была чужда нат€нутости и официальности, проникнута€ с одной стороны искренним доброжелательством, а с другой, глубочайшим уважением и доверием. ¬ такой взаимной беседе, в которой и конца не желалось бы, незаметно протекло врем€ до 10 часов вечера. ”чтивость требовала дать врем€ ѕреосв€щеннейшему ¬ладыке предатьс€ своим јрхипастырским зан€ти€м, которых ¬ладыка наш не оставл€ет и в пути, и наконец отдохнуть ввиду предсто€вшаго на утро путешестви€. ѕолучив јрхипастырское благословение, все мы ушли на свои квартиры, уносы с собой самое отрадное впечатление от бесед с ѕреосв€щеннейшим ¬ладыкою.
Ќа другой день, 8 окт€бр€, в 10 часов утра, ѕреосв€щеннейший ¬ладыка изволил выехать из »вашковой на станцию  одыма, где в вагоне ещЄ раз удостоились прощальнаго благословени€ св€щенники, имевшие счастие участвовать в осв€щении храма. ¬ 12 часов дн€ дорогой гость наш, при сердечных пожелани€х счастливаго пути, уехал по направлению к ѕроскурову. ”езжа€, ѕреосв€щеннейший ¬ладыка из вагона ещЄ раз поклонилс€ сопровождавшим его духовным и светским лицам.
“рЄхдневное пребывание ѕреосв€щеннейшаго ¬ладыки нашего в »вашковой, его приветливость и отеческа€ простота в обращении производили на всех оба€тельное впечатление.   ¬ладыке €вл€лось много лиц из кресть€нскаго сослови€ по разнообразным своим нуждам. ¬ладыка всех принимал с готовностию и вс€кому давал нужный совет и наставление. ћало того: по заведЄнному изстари отеческому обычаю новобрачные жених и невеста, накануне бракосочетани€ €вл€ютс€ к св€щеннику, как своему духовному отцу, за благословением. ѕо докладу отца насто€тел€, ѕреосв€щеннейший ¬ладыка изъ€вил желание лично благословить своим архипастырским благословением жениха и невесту, при чЄм преподал им наставление, как они должны жить в супружестве, чтобы и самим быть счастливыми и детей своих, если им Ѕог даст их, воспитывать во вс€ком добре, и благословил их небольшою иконою Ѕогоматери.
¬ понедельник утром, перед отправлением на железную дорогу, когда €вилс€ с просфорой служивший Ѕожественную Ћитургию св€щенник, ѕреосв€щеннейший ¬ладыка изволил спросить его: "„то ж повенчали вы вчера молодых?" Ќа утвердительный ответ св€щенника ¬ладыка заметил: "» в других местах, где приводилось мне осв€щать храм€ Ѕожии, прихожане стараютс€ приурачивать браки своих детей ко дню осв€щени€ церкви. ”тешительно видеть, что они придают этим дн€м особое значение".
— сердечными пожелани€ми и молитвенными благословени€ми проводили мы в путь своего ќтца и јрхипастыр€; воспоминание о проведЄнном с ним времени будет светлым и незабвенным €влением в нашей скудной событи€ми и многотрудной сельской жизни.
—в€щенник —тефан ƒолинский.
—.973-982.

 (500x375, 111Kb)
 (500x667, 148Kb)
ћетки:  



≈лена_ѕавловска€   обратитьс€ по имени —уббота, 13 ќкт€бр€ 2007 г. 22:55 (ссылка)
ѕоздравл€ем!!!! » книгу ждем!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mapi   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 ќкт€бр€ 2007 г. 00:22 (ссылка)
 расота!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку