-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в presviteros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.03.2006
«аписей: 2524
 омментариев: 18803
Ќаписано: 23485

ќ трудност€х религиозной жизни в детстве и юности

—уббота, 27 ќкт€бр€ 2007 г. 01:00 + в цитатник


ƒоклад, прочитанный в религиозно-педагогическом  абинете и в группе руководителей ¬оскресно-четверговой школы на ћонпарнасе
ќпубликован в журнале "ѕуть", є34. »юль 1932 г.

«нание Ѕога нужно отличать от знани€ о Ѕоге.


ѕервое есть непосредственное воспри€тие Ѕога внутренним чувством, второе есть досто€ние ума и пам€ти. ќ первом говорит ≈вангелие: "—и€ есть жизнь вечна€, да знают “еб€, единаго, истиннаго Ѕога и посланнаго “обою »исуса ’риста". (»оанн, 17, гл. 3 ст.). ќ том же говорит пророк »сай€: "¬ол знает владетел€ своего, и осел €сли господина своего, а »зраиль не знает ћен€". (»с. 1. 3.). » самое слово "религи€" означает не простое пон€тие о Ѕоге, а живую св€зь между живыми существами, - человеком и Ѕогом.

”роки «акона Ѕожи€ в старших классах прошли дл€ моей духовной жизни и даже дл€ пам€ти, кроме некоторых анекдотических случаев, совершенно бесследно. Ќикакого €ркого, глубокого впечатлени€ € не получил, и мо€ религиозна€ жизнь шла совершенно назависимо от уроков «акона Ѕожи€.
ћежду тем независимо от уроков «акона Ѕожи€ во мне, в моем раннем детстве, существовала религиозна€ жизнь. я, действительно, чувствовал присутствие Ѕожие - и это чувство сказывалось в любви к посещению храма, в любви к церковным песнопени€м, к праздничным религиозным обыча€м, в чтении книг религиозного содержани€, особенно ∆итий —в€тых, в любви к домашней молитве, к чтению акафистов, к религиозным процесси€м и т.д. Ѕудучи ребенком € не скучал в церкви, а когда выучилс€ читать, то свои небольшие карманные деньги тратил не на лакомства, а на покупку ∆итий —в€тых. » эта религиозна€ жизнь была во мне не потому, что € как-то узнал своими внешними чувствами Ѕога, как внешний дл€ мен€ предмет. “акое познание Ѕога вообще невозможно, так что, когда неверующие говор€т, что они не веруют в Ѕога, потому что никогда ≈го не видели, да и никто другой ≈го не видел и видеть не может, они делают грубую ошибку, примен€€ к познанию Ѕога тот способ, каким мы познаем окружающие нас видимые предметы.
— другой стороны никто и никогда в моем раннем детстве не старалс€ доказывать мне различными рассуждени€ми существование Ѕога, в этом не было никакой надобности. ƒа если бы кто-нибудь и сделал это, то он дал бы мне только внешнее знание того, чем Ѕог может или должен быть, но не само воспри€тие Ѕога, как живого существа. я, как и вс€кий другой ребенок, познавал Ѕога в моем раннем детстве не внешним опытом и не доводами разума, а непосредственно, внутренним воспри€тием, потому что € создан по образу и подобию Ѕожию. Ѕудучи подобен Ѕогу, человек, благодар€ своему богоподобию, внутренно и непосредственно воспринимает Ѕога и познает ≈го. Ёто внутреннее воспри€тие Ѕога присуще всем люд€м. ≈сли мы перестаем ощущать Ѕога в себе, то не потому, что мы к этому не способны, а потому, что чувство Ѕога заглушаетс€ в нас или заблуждени€ми нашего горделивого ума, или греховностью нашего испорченного сердца. ѕрийти к познанию Ѕога - не значит найти Ѕога вне себ€, как некоторый внешний предмет, или убедитьс€ в ≈го существовании какими-то логическими доводами, это значит каким-то таинственным образом дать возможность нашему внутреннему "€" увидеть Ѕога внутренним оком.
ќтсюда €сно, что никаким уважением богословских знаний нельз€ достигнуть познани€ Ѕога. —ильные богословской ученостью иудейские книжники не в состо€нии были усмотреть в »исусе ’ристе ≈го божественную силу, которую видели в нем простые рыбаки, матери и блудницы. » в наше врем€ богословское, семинарское и академическое образование не обеспечивает религиозности. ≈сли познание Ѕога достигаетс€ внутренним зрением сердца, то главный труд, главна€ задача религиозного вли€ни€ и воспитани€ заключаютс€ в том, чтобы суметь сохранить или пробудить в руководимом это внутреннее зрение сердца или, иначе сказать, произвести в его сердце такое изменение, чтбы открылись духовные очи его к зрению Ѕога.  онечно, € отнюдь не хочу отрицать значени€ и важности богословского образовани€ и обучени€ «акону Ѕожию; € хочу только отметить, что знание Ѕога надо €сно отличать от знани€ о Ѕоге, и, сообща€ дет€м последнее, не думать, что этим исчерпываетс€ задача религиозного руководства. «нание о Ѕоге, несомненно, необходимо, так как оно дает конкретное содержание нашему знанию Ѕога: оно у€сн€ет нам наше пон€тие о Ѕоге, отношение Ѕога к миру и мира к Ѕогу. ƒетска€ душа, тем более возрожденна€ в таинстве крещени€, обладает естественной способностью знать Ѕога. Ёто, веро€тно, и имеет в виду √осподь »исус ’ристос, когда говорит: "≈сли не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное" (ћат. XVIII. 3). "—лавлю “еб€, ќтче, √осподи неба и земли, что “ы утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам" (ћат. XI. 25). " то умалитс€, как это дит€, тот и больший в царстве небесном" (ћат. XVIII. 4). "„истые сердцем Ѕога узр€т" (ћат. V. 8). Ёто свойство внутреннего, непосредственного зрени€ Ѕога, некоторые люди сохран€ют на всю жизнь. “аковы, прежде всего св€тые: преп. —ергий –адонежский, преп. —ерафим —аровский и другие. Ќе из внешнего опыта и не посредством рассуждений и лоигических заключений пришли они к познанию Ѕога. ќни знали Ѕога так же непосредственно, как мы непосредственно воспринимаем свет и теплоту солнца. Ќикто не доказывает быти€ солнца. Ѕибли€ не доказывает быти€ Ѕожи€, св€тые не ищут доказательства быти€ Ѕожи€. —тавить признание быти€ Ѕожи€ в зависимость от соображений нашего разума, посто€нно колеблющихс€ и мен€ющихс€ в зависимости от проницательности нашего ума и от запаса наших знаний - это значило бы обосновать несомненное сомнительным или рассматривать солнце при помощи тусклой свечи. Ќо не только св€тые, но и обыкновенные люди иногда в течение своей всей жизни сохран€ют дар непосредственного, живого и несомненного воспри€ти€ быти€ Ѕожи€, и это особенно свойственно люд€м простым и смиренным, свободным от соблазнов горделивого разума или нечистого сердца.
ѕочему же одни люди оказываютс€ способными до конца дней своих знать Ѕога и верить в Ќего, а другие еще в молодости своей тер€ют веру?  ак происходит эта потер€ веры и какими средствами возможно ее сохранить, или возвратить?
ѕрежде чем отвечать на этот вопрос, € хочу сказать несколько слов тем, кто говорит что не нужно "нав€зывать" дет€м религиозных верований. –елигиозна€ вера не может быть нав€зана человеку; она не есть что-либо постороннее человеку, она есть необходима€ потребность человеческой природы, главнейшее содержание внутренней жизни человека.  огда мы заботимс€ о том, чтобы ребенок рос правдивым, добрым, развиваем в нем правильное пон€тие о красоте, вкус к прекрасному, мы не нав€зываем ему чего-либо чуждого или несвойственного его природе, мы только помогаем ему из самого же себ€ извлекать, как бы освобождать из пеленок, в себе самом усматривать те свойства и движени€, которые вообще свойственны человеческой природе. “оже самое нужно сказать и о позннии Ѕога. ѕо принципу ненав€зывани€ ничего детской душе, мы вообще должны бы были отказатьс€ от вс€кого содействи€ ребенку в развитии и укреплении его душевных сил и способностей. ћы должны были бы всецело предоставл€ть его самому себе до тех пор, пока он вырастет, и сам разберетс€, каким он должен быть, и каким нет. Ќо этим мы не избавили бы ребенка от посто€нных вли€ний на него, а только придали бы этим вли€ни€м беспор€дочный и произвольный характер.
¬озвращаемс€ к вопросу - почему одни люди до конца дней своих сохран€ют в душе своей посто€нную, непоколебимую веру, между тем как другие тер€ют ее, иногда тер€ют окончательно, а иногда с большим трудом и страдани€ми возвращаютс€ к ней? ¬ чем заключаетс€ причина этого €влени€? ћне кажетс€, это зависит от того, какое направление принимает внутренн€€ жизнь человека в его раннем детстве. ≈сли человек, инстинктивно или сознательно, сумеет сохранить правильное соотношение между собой и Ѕогом, он не отпадает от веры; если собственное "€" займет в его душе неподобающее ему первенствующее и господствующее место, вера в душе его затмитс€. ¬ раннем детском возрасте собственна€ личность обычно еще не становитс€ на первом месте, не делаетс€ предметом поклонени€. ѕочему и сказано: "≈сли не обратитесь и не будете, как дети, не можете войти в царство небесное". — годами собственна€ личность все более и более возрастает в нас, становитс€ центром нашего внимани€ и предметом нашего угождени€.
» эта в себе самих сосредоточенна€ эгоистическа€ жизнь обычно идет по двум направлени€м - по направлению чувственности, служени€ телу, и по направлению гордости, узкому доверию и преклонению пред рассудком вообще, и пред своим собственным в частности. ќбыкновенно бывает так, что то и другое направление не совмещаютс€ в одном и том же человеке. ” одних преобладают соблазны чувственности, а у других соблазны рассудочности. „увственность с возрастом переходит иногда в половую нездоровость, от которой бывают свободны натуры рассудочные и гордые.
„увственность и гордость, как два вида служени€ собственной личности - это как раз те именно свойства, какие про€вл€лись, как мы знаем, в первородном грехе первозданных людей и воздвигли преграду между ними и Ѕогом. “о, что случилось с первозданными людьми, происходит и с нами. Ќездоровое направление нашей внутренней жизни с детства, привод€щее к развитию в нас или чувственности, или гордости, загр€зн€ет чистоту нашего внутреннего, духовного зрени€, лишает нас возможности видеть Ѕога. ћы отходим от Ѕога, остаемс€ одни в своей эгоистической жизни и со всеми вытекающими отсюда последстви€ми. “аков процесс нашего отпадени€ от Ѕога. ” тех же людей, которым удаетс€ сохранить правильное соотношение с Ѕогом, процесс развити€ эгоистических, чувственных и гордостных расположений встречает преграду в пам€ти о Ѕоге; они берегут в себе и чистоту сердца и смирение ума; и тело, и ум у них вводитс€ в свои границы их религиозным сознанием и долгом. ќни смотр€т на все возникающее у них в душе как бы с некоторой высоты своего религиозного сознани€. производ€т надлежащую оценку своим чувствам и стремлени€м и не позвол€ют им овладевать собою бесконтрольно. ѕри всех постигающих их соблазнах они не тер€ют основное религиозное направление их жизни. “аким образом, задача и трудность религиозного руководства заключаетс€ в том, чтобы помочь ребенку, мальчику, юноше или девушке сохранить правильное соотношение между собой и Ѕогом, не дать развиватьс€ в себе соблазнам чувственности и гордости, которыми засор€етс€ чистота внутреннего зрени€.
¬спомина€ свою молодость € должен сознатьс€, что именно указанным мною внутренним процессом произошла во мне в 13-14-летнем возрасте утрата религиозности. –азвивавшиес€ во мне влечени€ чувственности и чрезмерное доверие к уму, гордость рассудочности мертвили мою душу. » не € один, многие из моих товарищей страдали тем же. ≈сли бы около нас нашелс€ наблюдательный и опытный руководитель и загл€нул в нашу душу, то, может быть, он нашел бы в ней что-нибудь и хорошее, но главным образом он нашел бы в ней леность, лакомство, лживость, скрытность, самонаде€нность, чрезмерную уверенность в своих силах и возможност€х, критическое и скептическое отношение к чужим мнени€м, склонность к поспешным и необдуманным решени€м, упр€мство и доверчивое отношение ко вс€ким отрицательным теори€м и т.д. Ќе нашел бы он только в душе нашей пам€ти о Ѕоге и рождаемой ею внутренней тишины и смирени€. “акого руководител€ у нас не было. Ќаш законоучитель, очень почтенный протоиерей, едва успевал спрашивать у нас уроки «акона Ѕожи€ и объ€сн€ть дальнейшее. ј эти уроки имели дл€ нас такой же внешний и безразличный характер, как и все другие уроки. ¬не уроков мы не видели и не могли видеть законоучител€.   исповеди, единственной в году, мы относились малосознательно. » ничто не мешало нам духовно угасать и мертветь.
¬ одном американском руководстве дл€ религиозных лидеров молодежи мне пришлось прочитать несколько советов о том, как вести это дело. я не скажу, чтобы эти советы были вполне удовлетворительны. √овор€т - научите детей в обсто€тельствах их повседневной жизни, домашней и школьной, замечать присутствие Ѕога и вы можете им сохранить веру. Ёто не совсем так. ¬ерующие дети, несомненно всегда вид€т в своей повседневной жизни присутствие Ѕога, но в том и горе, что это не мешает им в старшем возрасте потер€ть веру, и то, что в детстве своем они объ€сн€ли очевидным воздействием Ѕога, в юношеском возрасте уже представл€етс€ им в другом освещении, и свою детскую веру они начинают считать наивным заблуждением. —оображени€, кажущиес€ в детстве очень основательными и убедительными, взрослого человека перестают удовлетвор€ть.  огда мне было лет 11-12, € однажды никак не мог решить заданной нам трудной задачи. я пробилс€ над ней целый вечер напрасно. Ћожась спать € усердно помолилс€, чтобы √осподь помог мне решить задачу. Ќочью мне приснилось решение этой задачи и утром, вскочив с постели € с радостью записал его и мо€ душа полна была глубокого, благодарного чувства к Ѕогу, в помощи которого € не сомневалс€.  огда же мне исполнилось 17 лет, этот мой детский опыт ничуть не помешал мне считать себ€ неверующим, € объ€сн€л случившеес€ бессознательной работой отдохнувшего ума.
Ётот случай показывает, что наши детские заключени€ об участии Ѕога в нашей жизни ничуть не обеспечивают нам сохранение веры в юности. ёность вообще свойственно относитьс€ ко всему скептически, а в особенности к тому, что предлагаетс€ старшими, как неоспорима€ и об€зательна€ дл€ молодежи истина, или что было внушаемо им старшими в детстве.
√овор€т - читайте дет€м Ѕиблию: Ѕибли€ научит их знать Ѕога. Ќесомненно, конечно, что слово Ѕожие, слышанное в детстве, оставл€ет свой след в душе и приносит плод в свое врем€. ќднако, и в этом случае имеет значение не убедительность библейских истин дл€ ума, а нечто иное, более глубокое: производимое словом Ѕожием изменение сердца. ≈сли Ѕибли€ остаетс€ только достижением ума и пам€ти, она не поможет сохранению веры. Ѕиблейские рассказы, с юности, особенно под вли€нием отрицательной, научной критики и ход€щих в обществе взгл€дов, - уже вызывают недоверие и отрицание. Ќужна глубока€ и непоколебима€ вера в Ѕиблию, как в подлинное слово Ѕожие, чтбы не утратить благоговейного отношени€ к ней, а такой веры, как мы знаем, не имеют иногда и профессиональные богословы.
“о же самое нужно сказать и чтении житий —в€тых. ∆ити€ св€тых, конечно, могут воодушевл€ть подвигом христианской жизни, но дл€ этого нужно,ч чтобы мы видели в св€тых не только героев давно минувших времен и исключительных обсто€тельств, а наших вечных спутников, наставников и помощников в христианском подвиге, живых членов —в€той ’ристовой ÷еркви, с которыми мы можем быть в посто€нном общении и к которым мы можем обращатьс€ с молитвами о помощи. ƒругими словами, пам€ть о св€тых только тогда приносит нам насто€щую помощь, когда мы живем полною христианскою жизнью, живем в церкви в нераздельном единении со св€тыми, и когда св€тые не €вл€ютс€ дл€ нас только далеким историческим воспоминанием.
¬се указанные способы религиозного вли€ни€ на молодежь страдают тем коренным недостатком, что они скольз€т по поверхности, обращаютс€ преимущественно к рассудку и не сообразуютс€ со внутренним состо€нием детской души, уже начавшей разлагатьс€ под вли€нием греха. „тобы оказать действительную, реальную помощь в религиозной жизни, необходимо вникнуть в этот внутренний, духовный процесс, происход€щий в молодой душе и привод€щий ее к религиозному опустошению. “олько €сно представл€€ себе этот процесс, в каждом индивидуальном случае, можно увидеть выход из этого состо€ни€. √лавное же в этом процессе - развитие греховного, замкнутого в себе расположени€. — этим-то и надо боротьс€, а не обращатьс€ к одному только уму с рассуждени€ми общего характера.  ак утрата веры, так и возвращение к ней, никогда не совершаетс€ путем спокойного, теоретического исключительно умственного процесса. » утрата веры, и возвращение к ней €вл€ютс€ обычно т€желой, внутренней драмой, чрезвычайно мучительной, довод€щей иногда до отча€ни€, до желани€ смерти, и эта драма т€нетс€ иногда многие годы: »злечить такое внутреннее состо€ние одними только разговорами и благочестивыми наставлени€ми или учеными лекци€ми невозможно. Ќеобходимо болезненному процессу внутреннего разложени€ противопоставить иной, творческий процесс внутреннего оздоровлени€ через воздействи€ на душу некоторой здоровой, положительной, творческой силы. √лавнейша€ забота религиозного воспитани€ должна заключатьс€ в том, чтобы не в сознании только ребенка, не в пам€ти его и не в привычках, а в самой глубине духа его сохранилась его св€зь с Ѕогом. Ёта внутренн€€ св€зь с Ѕогом должна быть той твердыней, о которою должны разбиватьс€ все соблазны чувственности и горделивого самообольщени€. ѕомочь ребенку в этом деле может прежде всего благотворна€ среда живой религиозной веры и любви к Ѕогу.  ак свеча загораетс€ от гор€щей свечи, так и в детской душе разгораетс€ огонь веры и любви не от наставлений и не от правил, а от окружающего ее духа веры и любви.
ѕервоначальное и самое важное знание в правильном ходе религиозной жизни детей имеет, конечно, семь€. Ќо дл€ этого сама семь€ должна быть, по словам апостола ѕавла, малою, домашнею церковью, т.е. не формально только числитьс€ православною, не ограничиватьс€ только внешним исполнением церковных правил, а, действительно, иметь средоточием своей жизни √оспода »исуса ’риста. “олько при этом условии вс€ домашн€€ обстановка православного дома и весь уклад семейной жизни будут глубоко проникать в детскую душу. » материнска€, или отцовска€ молитва и образок или крестик над колыбелью и кроватью, и причащение —в€тых “аин, и окропление св€той водой и лампада перед св€тою иконою, все это не будет тогда одною, пустою, внешнею формой, но будет выражением подлинного религиозного духа семьи и не будет вызывать противоречий и сомнений в душе ребенка. ѕри условии полного единства духа и формы религиозной жизни в семье, как губка впитывает в себ€ воду, так и душа ребенка впитывает в себ€ впечатлени€ православного, домашнего быта. –елигиозные обычаи семьи, встреча –ождества ’ристова, крещение или ѕасха, праздник “роицы или ¬еликий ѕост - все это не проходит бесследно дл€ духовной жизни ребенка. »з всего этого накопл€етс€ в душе запас св€тых впечатлений, радостных и чистых переживаний. составл€ющих фундамент будущей, сознательной, религиозной жизни. ¬ позднейшие годы, в моменты опасных, критических внутренних переломов, эти переживани€, этот детский религиозный опыт всплывает в душе и €вл€етс€ источником спасени€ и возрождени€. Ѕлаготворное вли€ние религиозной православной семьи ничем не заменимо - незаметно, органически, легко и свободно она закладывает в детской душе основы здоровой религиозной жизни. ¬торою средою, еще более необходимою дл€ правильного религиозного развити€, включающею себ€ и самую православную семью - €вл€етс€ православна€ церковность, средоточием которой €вл€етс€ √осподь »исус ’ристос. Ќужно чтобы в душе православного ребенка укрепл€лось чувство, что он не только часть православной семьи, но и часть православной ÷еркви, с которой он св€зан органически и навсегда, и котора€ €вл€етс€ его духовной питательницей и воспитательницей. “акое чувство в душе ребенка легко возникает, если сама окружающа€ его семь€ живет этим чувством. „увство принадлежности к церкви важнее чувства принадлежности к семье. —емь€ может разрушитьс€ - церковь никогда. —ознающий себ€ членом ÷еркви, никогда не будет чувствовать себ€ одиноким в мире, бесприютным: он чувствует себ€ в крепкой руке ’ристовой, в руке Ѕожией. ќн чувствует под собою несокрушимую твердыню. ќн живет в посто€нном общении со ’ристом, со св€тыми и умершими. ”крепить в ребенке это сознание €вл€етс€ очень важной задачей религиозного воспитани€. я сказал, что средоточием церковности €вл€етс€ √осподь »исус ’ристос. ќн же должен быть средоточием и семейной жизни. –ебенок должен узнавать ’риста не из книжки с картинками, а из настроени€, из образа мыслей, из образа жизни, из взаимных отношений членов семьи. ≈сли он таким образом узнает ’риста, ’ристос станет близким и родным его душе на всю его жизнь. “ак именно и воспитывались древние христиане, мученики, мученицы и отцы церкви в своих родных христианских семь€х. ƒостаточно вспомнить воспитание сестер - ¬еры, Ќадежды и Ћюбви их матерью —офиею, или св€тых ¬асили€ ¬еликого, √ригори€ Ѕогослова и »оанна «латоуста их матер€ми. “аким образом, основанием правильноо религиозного воспитани€ €вл€етс€ то, чтобы с самых ранних лет вложить в душу ребенка положительное христианское содержание, вложить не как нечто внешнее и временное, а как ответ на собственные глубочайшие запросы его духа. — этим положительным содержанием в душе - ребенку легче будет преодолевать возникающие в нем темные, греховные влечени€ и соблазны. » все же мы должны признать, что лишь немногие счастливые и крепкие духом натуры успевают усто€ть на положительном христианском основании своего духа, большинство же молодежи переживают т€желый и мучительный процесс отхода от Ѕога и последующего к Ќему возвращени€. ¬ кратких словах € постараюсь изобразить этот процесс.
¬озникающие в молодой душе и постепенно развивающиес€ влечени€ чувственности и горделивого самообольщени€ - в конце концов станов€тс€ господствующими элементами души. ћолода€ душа становитс€ их послушным орудием. ¬ этом послушном служении своим желани€м и страст€м молодежь полагает даже свою свободу, и гор€чо протестует против вс€кой попытки ограничени€ этой ее мнимой свободы.
Ќельз€ сказать, чтобы эти воздвигнувшиес€ в молодых душах кумиры доставл€ли им действительное удовлетворение. ќни нос€тс€ с ними, но поко€ себе не наход€т. —традают и тоскуют, ищут чего-то лучшего, более правдивого, чистого и прекрасного, - откуда и возникает та жажда найти смысл и цель жизни, котора€ так присуща молодости. ќтсюда вытекает страсть к посещению великих людей или к писанию им писем, в надежде услышать от них спасающее, руковод€щее слово, или готовый рецепт истинной жизни. ќтсюда увлечение всевозможными учени€ми и теори€ми, обещающими всеобщее счастье и блаженство. ѕотер€в под собою религиозную почву своего раннего детства, молодежь употребл€ет все усили€ утвердитьс€ на какой-нибудь иной почве. ќднако, все эти прекрасные порывы и стремлени€, большей частью не выход€т из пределов местаний. Ќе хватает воли к реальному деланию добра, к преодолению чувственности, к отрешению от бесплодных умствований. ¬ конце концов создаетс€ т€жела€ внутренн€€ драма, неудовлетворенность, тоска, недовольство собою, желание смерти. ќхваченные этим настроением, молодые люди погружаютс€ в самих себ€, забывают самых близких и родных людей, чувствуют глубокое одиночество. » в этом одиночестве они создают себе самые фантастические, нездоровые планы. Ќи усиленна€ работа, ни шумное веселье не могут разогнать этого т€желого состо€ни€ духа.
¬ этот период может последовать перелом в религиозной жизни. ѕо прежнему пути идти уже некуда. —обственное внутреннее состо€ние представл€етс€ отвратительным, хот€ юноша или девушка, может быть, еще и не умеет назвать его греховным. явл€етс€ желание найти подлинный, высокий, прекрасный и не умирающий смысл жизни, ибо жить, не найд€ такого смысла, значит влачить жалкое, бесцветное, бесцельное, скучное существование изо дн€ в день. ¬ этот роковой момент перелома молодой жизни в душе, вдруг, каким-то загадочным и таинственным путем загораетс€ некоторый свет, возникает некоторое свежее и радостное чувство, по€вл€етс€ некотора€ надежда; жизнь не бессмыслица. ќткуда беретс€ эта уверенность, что жизнь не бессмыслица? „то такое жизнь? ƒо сих пор молода€ мысль склон€лась к механическому миросозерцанию - жизнь есть совокупность атомов и сил и их непрерывное движение и взаимодействие; жизнь есть причинна€ цепь €влений, из совокупности которых составл€етс€ вс€ картина, мирового, земного и человеческого сосуществовани€. » вдруг, в этом огромном, безграничном и бездушном механизме молода€ душа начинает чувствовать присутствие чего-то живого, великого, разумного и прекрасного - присутствие Ѕога. ќткуда это чувство? ћногие обсто€тельства могут этому содействовать; главное то, что надломилась вера в свою молодую непогрешимость, глубоко почувствовалась сво€ внутренн€€ несосто€тельность. Ќе стало опоры в самом себе. явилась потребность в иной, более сильной, опоре.
ƒуша стоит на некотором распутье. ќна находитс€ в состо€нии неустойчивого равновеси€. ѕрежние вли€ни€ и влечени€ потер€ли над ней свою власть. Ќовые силы в ней еще не определились.  аждый, самый незначительный толчок может иметь в этот момент чрезвычайное, решающее значение дл€ всей жизни. ¬сплывшие из подсознательной области души сладостные, религиозные переживани€ детства, неожиданно услышанный церковный звон, случайно попавша€ в руки книга, встреча и разговор с глубоко и искренно верующим человеком, посещение монастыр€, таинственна€ и молчалива€ красота природы, €ркий художественный образ, и многое другое может содействовать тому, что подготовленный уже в душе перелом вдруг найдет свой исход. ѕроснетс€ детска€ вера, €рко и сладостно, путеводной звездой загоревшись в душе. ∆изнь получает вдруг смысл, €вл€етс€ желание жить, работать во им€ вспыхнувшего в душе идеала. —тарое материалистическое мировоззрение оказалось несосто€тельным. Ќовое религиозное мировоззрение согрело душу и осмыслило жизнь.
¬спомина€ свою собсивенную молодость, € нахожу в ней подтверждение, что таким именно путем, путем многолетней, внутренней драмы происходило и в нас возвращение к утраченному религиозному мировоззрению и идеалу. ѕробудившеес€ в душе религиозное чувство сразу же по иному освещает мир и жизнь. ћолода€ душа начинает видеть красоту и величие мира, по€вл€етс€ вера в высший смысл и значение жизни, открываетс€ сердце к прин€тию ≈вангели€. Ќачинает т€нуть в ÷ерковь, к богослужению, к исповеди, к причастию, хот€ мысли нередко еще остаютс€ еретическими. » когда в молодой душе, после пережитого раньше хаоса, начинают говорить эти новые чувства и потребности, тогда смело можно сказать, что душа уже спасена. «десь начинаетс€ новый период духовной жизни, когда утвердившись на камне горьким опытом приобретенной, а не рассудочно усвоенной, веры - человек начинает сознательно строить на этом основании свою жизнь.
¬се выше изложенное можно формулировать в следующих положени€х.
1.  аждый человек, будучи образом и подобием Ѕожиим, по природе своей способен к внутреннему, опытному, непосредственному познанию Ѕога, т.е. к вере в Ѕога. –елигиозно неспособных людей, атеистов по природе, не существует.
2. ѕознание о Ѕоге, о ≈го свойствах и действи€х, о ≈го отношении к миру и об отношении людей к Ќему должно быть неразрывно св€зано с познанием Ѕога, т.е. с живой верой в Ќего. ¬ противном случае оно становитс€ внешним, мертвенным знанием, досто€нием только ума и пам€ти и имеет мало значени€ дл€ подлинной религиозной жизни.
3. ѕознание Ѕога сохран€етс€ и возрастает в человеке при условии правильного отношени€ к Ѕогу, чистоты сердца и смирени€, в благопри€тной духовной среде - семейной и церковной.
4. √лавной причиной утраты веры €вл€етс€ нездоровое, греховное направление жизни, когда собственна€ личность с ее эгоистическими стремлени€ми выдвигаетс€ на первое место и заслон€ет правильное отношение к Ѕогу и люд€м. Ёто есть то именно, что случилось с первозданными людьми.
5. Ќачавшийс€ процесс греховной жизни т отчуждени€ от Ѕога не может быть остановлен никакими рассудочными способами, пока не дойдет до своего предела, пока молодому сознанию путем горького опыта не откроетс€ €сно бессмысленность и невозможность жизни без Ѕога. “ак было и с дохристианским человечеством.
6. √реховный процесс преодолеваетс€ в молодой душе ее духовным воскресением, возникновением в ней захватывающего душу религиозного, св€того идеала, влекущего и дающего силу к новому направлению жизни во им€ Ѕога. “ак возникла и христианска€ культура.
7. Ѕлагопри€тными моментами, возвращающими юную душу к религиозной жизни, €вл€ютс€: религиозные воспоминани€ детства, вли€ние природы, вли€ние художественной литературы, встречи с действительно религиозными людьми, посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, св€тых мест) и чтение религиозной литературы.

ѕрот. —ергий „етвериков

LI 7.05.22


ѕроцитировано 3 раз



≈лена_ѕавловска€   обратитьс€ по имени —уббота, 27 ќкт€бр€ 2007 г. 01:22 (ссылка)
спасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
si_bemol   обратитьс€ по имени —уббота, 27 ќкт€бр€ 2007 г. 09:24 (ссылка)
¬сЄ бы классно, да только дыхание
неустанно шлЄт в небо воззвани€
замени все мои понимани€,
на глоточек “еб€ познани€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку