-ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в o_iliya

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.03.2006
«аписей: 2508
 омментариев: 18760
Ќаписано: 23426

ѕреподавател€м ќѕ 

„етверг, 06 ƒекабр€ 2007 г. 02:04 + в цитатник
ѕрактические советы из личного опыта.
я бы предложил учителю ќѕ  начать разговор, исход€ из принципа "эпохе",


примен€емого этнографами и религиоведами уже более ста лет. "Ёпохе" предполагает воздержание от суждений, правы или нет представители той или иной религии, ложны или истинны их представлени€ о Ѕоге. ѕри таком рассмотрении мы изначально отказываемс€ выносить вердикт, а просто пытаемс€ пон€ть логику той или иной религии, ее внутреннюю структуру. » только после понимани€ делаем выводы. ¬ полной мере это относитс€ к преподавателю ќѕ : ему следует воздерживатьс€ от суждений - правы или не правы нехристиане, истинной или ложной €вл€етс€ их вера, а просто помочь подростку увидеть, пон€ть и проанализировать христианство и сравнить его с другими религиозными традици€ми. ¬ рамках именно этого дискурса учитель должен говорить о библейских догматах творени€, грехопадени€ и спасени€, о том, почему и как —ын Ѕожий стал и —ыном ƒевы ћарии, и о всех последстви€х Ѕоговоплощени€.
«амечательно, если бы курс ќѕ  был не только текстовым, но и визуальным со слайдами и видеозапис€ми. ѕриведу пример из своего опыта. ”же 12 лет € веду зан€ти€ с подростками-следопытами в походных услови€х. » вот одна из методических находок Ѕратства ѕравославных —ледопытов: использование в качестве иллюстративной схемы структуры древнерусского п€ти€русного иконостаса. „тобы по€снить, что это такое, скажу вначале несколько слов о трудност€х современной катехизации. ¬о-первых, у вас может быть всего несколько встреч, значит, надо так структурировать материал, чтобы впечатление все же оставалось целостным, а не фрагментарным. ¬о-вторых, у детей разный уровень знаний - кто-то уже ученик ¬оскресной школы, а кто-то делает первые шаги, - но интересно должно быть всем. ¬-третьих, знакомить с новым необходимо, опира€сь на уже известное, - причем, известное даже тем, кто начинает с нул€. ¬-четвертых, необходимо решить проблему ¬етхого «авета, который занимает в Ѕиблии столь много места, что невозможно охватить его полностью, но с другой стороны, нельз€ и выпустить ветхозаветные темы творени€ и грехопадени€. ¬-п€тых, было бы неплохо, если бы программа курса была безупречна с точки зрени€ светского характера образовани€. Ёто может пригодитьс€ как при оформлении грантов, так и при разговоре с директорами школ.  урс должен вписыватьс€ в уже существующую предметную сетку. Ќаконец, желательно, чтобы материал был "говор€щим", то есть, сам мог донести до аудитории то, что не удалось катехизатору. “о, что ребенок видит, должно быть талантливее того, кого он слышит.
¬се эти вопросы снимаютс€ в случае древнерусского п€ти€русного иконостаса. ќн по€вилс€ на –уси между XIV и XVI веками. Ёто поистине гордость –оссии; тот вклад, который она внесла в мировую культуру. “ем самым мы знакомим учащихс€ с разделом ћ’  (мирова€ художественна€ культура). »коностас возник как миссионерский ответ русской иконописной школы на вероучительные вопросы, с которыми приходили в храмы катехумены и новокрещеные. Ќе у всех были дома тексты ѕисани€, но церковь была открыта дл€ всех. ѕ€ть €русов иконостаса отображают все эпохи библейской истории мироздани€. Ѕолее того, каждый из р€дов также имеет внутреннюю структуру, что позвол€ет схематизировать материал по каждой из этих эпох.
Ќапомню, что первый, второй, четвертый и п€тый р€ды - симметричны. ” них есть смысловой фокус - центр. ≈сли идти сверху вниз, то первый р€д, - праотеческий, - посв€щен праотцам и в его центре - икона ѕресв€той “роицы. ¬торой - пророческий - посв€щен пророкам, в центре - икона "«намение". “ретий р€д, - праздничный, - не симметричен и вот почему: он посв€щен событи€м Ќового «авета. ≈го иконы повествуют о —ыне Ѕожием,  оторый стал и —ыном ћарии, о ≈го  рестном пути в мире людей. ¬от лишь некоторые вехи этого пути: Ѕлаговещение (и событи€, подвод€щие к нему), –ождество, —ретение,  рещение, ѕреображение, ¬оскрешении Ћазар€ „етверодневного, ¬ход √осподень в »ерусалим, “айна€ ¬ечер€, –асп€тие, ¬оскресение, ¬ознесение, ѕ€тидес€тница, ”спение.  аждое из этих —обытий открывает новую грань ’ристовой любви и поэтому среди них невозможно выбрать центральное. „етвертый р€д, - деисис, - посв€щен ¬торому ѕришествию, в его центре - икона "—пас в —илах". Ќаконец, п€тый р€д посв€щен тем люд€м, кто сумел донести всЄ вышеперечисленное до прихожан именно этой церкви. Ёто р€д местночтимых св€тых, в центре которого - царские врата, через которые св€щенник выносит „ашу.
“аким образом, перед нами схема, в которую укладываетс€ вс€ истори€ и все богословие Ѕиблии. Ёту схему дети могут зарисовать. ј преподаватель может остановитьс€ на главных иконах симметричных р€дов, а остальные лишь обозначить и оставить объ€снени€ на потом (скажем, дл€ изучени€ в старших классах). ќн расскажет о творении мира и грехопадении человека, обраща€сь к рублевской "“роице". »кона "«намение" позволит вкратце коснутьс€ служени€ пророков, готовивших мир к пришествию ћессии. ѕри этом за скобки будет вынесен разбор их текстов, исторические подробности и даже их имена, кроме важнейших. ј вот на ƒвунадес€тых ѕраздниках нужно будет "посидеть" подольше. Ёто о ’ристе, о нашем спасении. Ёто то главное, что должно остатьс€ у ребенка. ѕоэтому разговор о третьем €русе самый продолжительный и подробный. „етвертый €рус дает пасхальную перспективу и представление о том, какой будет жизнь будущего века. ѕ€тый €рус позвол€ет поиграть с детьми. »х можно спросить о том, каким образом верхние р€ды "сворачиваютс€" в иконы нижнего €руса. ƒело в том, что верхние €русы есть далеко не в каждом храме, но все их смыслы в свернутом виде содержатьс€ в нижнем. “ак вот, какие р€ды во что переход€т? (ќтвет: праотеческий и пророческий, повествующие о том, почему и как приходит к люд€м —ын „еловеческий, отображены в образе ѕресв€той Ѕогородицы с Ѕогомладенцем слева от царских врат. ѕраздничный р€д - это сами царские врата с Ѕлаговещением, ≈вангелистами и иконой “айной ¬ечери, котора€ располагаетс€ над вратами. ƒеисис - это по€сное изображение —пасител€ справа от врат.)
≈ще один вопрос: а в каком р€ду живут современные христиане? ясно, что не в первых двух, - ¬етхий «авет уже миновал. ясно, что не в четвертом - ¬торое ѕришествие еще не свершилось. Ќо если они живут в р€ду ѕраздничном, то как могут быть причастны —обыти€м, которые произошли почти две тыс€чи лет назад? ќтвет: через богослужени€, которые вывод€т их за рамки времени и делают современниками пастухов, апостолов и мироносиц.
» последний вопрос "на засыпку": а какие шлюзы существуют между р€дами?  ак можно из одного р€да перейти в другой? ќтвет: благодар€ иконам, предвосхищающим гр€дущие событи€. —кажем, икона "«намение" иллюстрирует слова пророка »сайи —е, ƒева во чреве приимет и родит —ына, и нарекут ≈му им€ ≈ммануил, что значит: с нами Ѕог (ћф 1:23). “ем самым "«намение" подводит нас к "Ѕлаговещению". ј "“айна€ ¬ечер€" приоткрывает перед нами тайны ¬оскресени€ и нашей пасхальной вечности, то есть вводит нас в пространство четвертого €руса.
“аким образом, схема иконостаса представл€ет собой педагогическую матрицу, очень удобную дл€ запоминани€ и дл€ усвоени€ материала. ќна подобна гармошке. ≈е можно раст€гивать и сжимать в зависимости от количества зан€тий, не утрачива€ при этом ключевых моментов.  роме того, она позвол€ет формализовать зачет. –ебенок по пам€ти воспроизводит картинку и объ€сн€ет ее.
»так, в эту матрицу укладываетс€ все вероучение. Ќо это еще не все ее достоинства. “акой компоновки материала нет ни в одном «аконе Ѕожием. —тало быть, и дл€ церковноприходских "знаек" эти зан€ти€ не будут простым повторением. ј с другой стороны, даже самый необразованный ребенок все же имеет какие-то представлени€ об иконах и храмовом убранстве. —тало быть, и дл€ него этот разговор начнетс€ не с белого листа. Ќаконец, иконографи€ јндре€ –ублева св€та и гениальна, а значит, не оставит равнодушным того ребенка, которого не сумел затронуть преподаватель, чь€ одаренность может быть не столь очевидной…
» последнее. –аскладыва€ вместе с детьми по €русам репродукции рублевских икон, мы реконструируем литургическое храмовое пространство.  огда кто-либо из наших учеников загл€нет в церковь, он будет подготовлен к тому, что встретит его внутри.
≈сли же говорить об образном мышлении, то, на мой взгл€д, иконостас можно уподобить парусам, а церковь - ладье, котора€ скользит по житейскому морю на восход. —олнце встает и его лучи озар€ют эти паруса, а отсветы падают на корабельную команду и пассажиров. ћетафора прозрачна: свет - это свет св€тых, чьи лики изображены на иконах, солнце - это ’ристос, а зар€ - наше гр€дущее воскресение.
“акой подход позвол€ет минимизировать врем€, которое тратитс€ на изучение ¬етхого «авета, не утрачива€ основных его вех, и, главное, сделать курс христоцентричным. ќ том, как преломл€етс€ школьна€ христианска€ педагогика в досуговых программах ÷еркви, можно прочитать в моей статье "ѕодросток в православном лагере: проблемы и решени€" (журнал јльфа и ќмега, є47 (2006)).
я думаю, что предмет ќсновы православной культуры таков, что может преподаватьс€ каждый год, но, главное, чтобы он не повтор€лс€ и с каждым разом раскрывал дл€ ребенка все большую глубину.  урс призван быть интересным, наполненным творческими задани€ми, но ни в коем случае не механическим набором информации, которую нужно так же механически запоминать.
≈сли же формулировать наши задачи как задачи христианской педагогики, то, прежде всего, очень хотелось бы наде€тьс€, что после встречи с нами и нашими учебниками рассто€ние между детьми и —пасителем не станет больше, чем было до. ¬о-вторых, не став€ перед собой задачу немедленно обратить детей ко ’ристу, мы все же надеемс€ на то, что дл€ них слово ѕравославие перестанет быть иероглифом, это пространство культурных и религиозных смыслов будет ими освоено, и они смогут войти в сознательную церковную жизнь, когда им это станет необходимо. ћир ѕравослави€ будет ими обжит. ј когда произойдет их лична€ встреча с Ѕогом ∆ивым? ќтвет на этот вопрос коренитс€ в тайне человеческой свободы и ѕромысла.
ћы же, как разработчики методик, курсов и пособий по ќѕ  и «акону Ѕожию, так и преподаватели этих дисциплин призваны, по пословице, "на Ѕога наде€сь, самим не плошать"

¬з€то с благодарностью у dmpershin

LI 7.05.22
ћетки:  



Men777   обратитьс€ по имени „етверг, 06 ƒекабр€ 2007 г. 10:46 (ссылка)
ј € вообще считаю, что в –оссии церковна€ пропаганда должна от светских детей быть отделенаЕ
ѕод видом светской культуры пропихивание в школу религиозного культа. У≈сли встрет€тс€ трудности с преподаванием основ православного вероучени€ назвать курс ќсновы православной культуры"... ѕј“–»ј–’ ћќ— ќ¬— »… » ¬—≈я –”—» јлексий II
http://atheismru.narod.ru/atheism/rpc/direct.htm
ј оригинал € видел в одной передаче... ¬от поискал и нашел еЄ стенограмму...

У» далее: если встpет€тс€ тpyдности с пpеподаванием основ пpавославного веpоyчени€, назвать кypс "основы пpавославной кyльтypы". Ёто не вызовет возpажений y педагогов и диpектоpов светских yчебных заведений, воспитанных на атеистической основе. ¬от докyмент, котоpый подписан ѕатpиаpхом. “о есть, под кpасивой обеpткой "основы пpавославной кyльтypы" сегодн€ пpедлагаетс€ закон Ѕожий.Ф
http://supol.narod.ru/archive/2002/SU4554A.HTM

¬от здесь сторонниками курса обсуждаетс€ введени€ "православной культуры" в школах со ссылками на письмо ѕатриарха.
У—ейчас раздаютс€ голоса, обвин€ющие ћинобразовани€ –‘ и –усскую ѕравославную ÷ерковь в лукавстве: под видом Ђѕравославной культурыї школьникам €кобы предлагаетс€ «акон Ѕожий. ќб этом в одной из телепередач за€вил известный правозащитник ѕчелинцев. ¬ качестве аргумента он использовал п. 7 ѕисьма ѕатриарха ћосковского и все€ –уси јлекси€ от 9.12.99. є 5925, в котором рекомендуетс€ следующее: Ђесли встрет€тс€ трудности с преподаванием основ православного вероучени€ предложить курс Ђќсновы православной культурыї, это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основеї. Ѕезусловно, процитированное положение подает повод к нарекани€м.Ф
http://www.srn.ru/vedom/CERKOV/PRAVKULT.htm

Ќарушены конституционные права, здесь много об этом...
http://vozh.ru/index.php?showtopic=815
 ому конкретно это надо... –одител€м и дет€м? ј в чем тогда не устраивают воскресные школы? » кого?


письмо протеста против продолжающейс€ клерикализации школы.
—бор подписей на
http://volodn.livejournal.com/14448.html
“ем, кому небезразлична возможность самим определ€ть пор€док воспитани€ своих детей, тем, кому дорога свобода выбора мировоззрени€, вероисповедани€ или отсутстви€ такового у их детей - оставьте свою подпись и, может быть, это станет той каплей, которой будет достаточно, чтобы остановить ползучую клерикализацию школы.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
presviteros   обратитьс€ по имени „етверг, 06 ƒекабр€ 2007 г. 18:08 (ссылка)
Men777, не так страшен поп как его малюют :) (с)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку