-ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в o_iliya

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.03.2006
«аписей: 2508
 омментариев: 18760
Ќаписано: 23426

Ѕлагословение на лифчик

ѕ€тница, 21 ƒекабр€ 2007 г. 01:39 + в цитатник



јктуальные проблемы современной церковно-приходской жизни



—егодн€ мы €вл€емс€ свидетел€ми возрождени€ ÷еркви. ќткрываютс€ храмы, возрождаетс€ монастырска€ жизнь. »здаютс€ творени€ св€тых отцов. Ќо, говор€ о возрождении православи€, мы не должны молчать о уже про€вившихс€ ошибках и недостатках нашего времени. ”малчивание их тождественно зат€гиванию болезни, котора€ может перейти в хроническую форму. ѕроговарива€ наши немощи, мы будем растождествл€ть себ€ с ними. » это поможет нам исправл€тьс€.
—в€тость €вл€етс€ следствием ипостасного единства двух природ во ’ристе. —тепень причастности человека ко ’ристу €вл€етс€ мерилом его обожени€, т.е. св€тости. ќдна из необходимых составл€ющих Ђобожени€ї Ц “радици€, ѕредание жизни во ’ристе. ÷ерковь €вл€етс€ той Ђновой ≈войї, котора€ рождает новое, обновленное во ’ристе человечество. —егодн€ очень важно приобщение и возвращение народа к традиции ѕравославной духовности.
Ќа –уси в этом вопросе главную роль играли монастыри Ц живые носители ѕредани€. ќсобую роль играли в монастыр€х старцы, не об€зательно в сане, которые также были живыми духоносными примерами св€тости. явление старчества и духовничества в целом Ц это не €вление самородков, Ђвдругї возникших невесть откуда. явление старчества можно сравнить с селекционной работой ÷еркви. “ак вывод€тс€ элитные сорта винограда. ќтбираетс€ и выбираетс€ лучшее из лучшего в монастыре. » это лучшее берет преемство в воспитании и взращивании виноградника ’ристова. ќно же передает опыт по преемству. Ёто и есть одна из граней ѕредани€.
–аньше новые монастыри не начинались с нул€. ƒл€ их создани€ бралась группа, реже один монах, из лучшего монашества, которое есть в уже давно действующем авторитетном монастыре. » это €дро пересаживалось на новую почву и продолжало традицию своего монастыр€, собира€ вокруг себ€ новую общину.
—егодн€, к сожалению, создание монастырей происходит не всегда таким образом. »ногда постригаютс€ тетки и д€дьки, часто вообще мало знакомые с церковной традицией, никогда не имевшие опыта монашеской жизни. » по уставу, и по жизни такой монастырь чаще напоминает колхоз с церковно-религиозным уклоном. » в том колхозе каждый пашет и орет на духовной ниве так, как считает нужным и правильным. » вот результат Ц из паломнических поездок люди возвращаютс€ с массой суеверий, почерпнутых в таких монастыр€х. я знаю обители, где игумень€ занимаетс€ рекламой продукции Ђјмве€ї, продажей пищевых добавок, где причащают вместо вина соком, €кобы дл€ борьбы с пь€нством, и прочие глупости. ѕостригают в монахи незрелых детей 13-14 лет, которые потом станов€тс€ расстригами или просто получают психические травмы. Ќаблюдаетс€ отток монахов, прин€вших постриг в зрелом возрасте. Ёто не может не сказыватьс€ отрицательно на духовной атмосфере жизни ÷еркви в целом.
ќсобый и самый, на мой взгл€д, важный вопрос св€зан с оздоровлением жизни приходской общины. «десь есть те же болезни, что и в монастырских общинах, но перенесенные на почву общины приходской. ¬ общине главную роль играет пастырь, который пасет это малое стадо. Ћичность св€щенника на приходе неверо€тно велика. ќт того, как он построит традицию жизни у себ€ на приходе, зависит и обща€ атмосфера, и личный духовный рост прихожан. Ќе зр€ говор€т: Ђ аков поп, таков и приходї. » здесь по опыту церковно-исторического процесса тоже нужна практика преемственности духовного окормлени€, когда молодые пастыри берут пример со старшей братии, а та, в свою очередь, €вл€етс€ частью того Ђзолотого звенаї, о котором писал —имеон Ќовый Ѕогослов, Ц звена передачи “радиции жизни во ’ристе. Ќо, к сожалению, за годы атеистического террора тот лучший цвет,
что был в нашей ÷еркви, Ц уничтожен. ƒуховна€, интеллектуальна€, богословска€ элита, котора€ была Ђсветом просвещающимї, стала жертвой лагерей и расстрелов. Ђƒл€ удовлетворени€ религиозных нужд населени€ї церковна€ община была загнана в гетто требоисполнительства. » наихудшее то, что она там осталась и до сих порЕ
ƒл€ этого есть и объективные причины. ѕосле праздновани€ тыс€челети€  рещени€ –уси в 1988 году, промыслом Ѕожиим по всей стране стали открыватьс€ храмы. —в€щенников катастрофически не хватало. Ќа ”краине была особенно т€жела€ ситуаци€: во-первых, по€влением бутафорий, искажающих ѕравославную ÷ерковь, это јвтокефальна€ ÷ерковь, т.н. Ђ иевский патриархатї, во-вторых, мощна€ экспанси€ римо-католиков, униатов. ≈пископат был вынужден рукополагать всех подр€д: нужно было зан€ть вакантный приход, иначе он будет зан€т еретиками. “аким образом, у престола могли оказатьс€ люди и неглубоко образованные, наспех
подготовленные, либо даже случайные. ќдна родственница ныне здравствующего св€щенника рассказывала мне о своем родиче: Ђƒа вот сократили с работы, нигде не мог устроитьс€, а тут предложили устроитьс€ попом, вот он и пошел, а что делать Ц есть-то хочетс€ї. —ан принимали врачи, учител€, трактористы, сантехники, милиционеры, фрезеровщикиЕ я, в данном случае, говорю не образно, а о той реальной ситуации, что сложилась и в нашей, и вашей епархии. Ѕлагодать, даруема€ хиротонией, не измен€ет ни природных, ни интеллектуальных дарований. » она не отмен€ет необходимость дальнейшей духовной и интеллектуальной работы пастыр€ над собой. » поскольку учитьс€ было не у кого, к сожалению, то в дальнейшем логически последовательным шагом должно быть получение образовани€, хот€ бы внешнего.
» здесь € уже могу говорить о своем опыте. ¬ течение р€да лет € возглавл€л курсы повышени€ квалификации св€щенства «апорожской епархии. ѕроще говор€ Ц это был ликбез дл€ духовенства. „ерез четыре года € свернул работу училища. ѕочему € закрыл эти курсы? —в€щенники, приезжавшие на обучение, делились на две группы: те, которые хотели учитьс€ и учились, и те, кому это было безразлично. “е, кто хотел учитьс€, они и так старались самообразовыватьс€. ¬ дальнейшем эти св€щенники пошли в ѕ—“Ѕ», в российские семинарии. ’от€ по большому счету могли бы этого и не делать. «аочна€ форма обучени€ мало чем отличаетс€ от самообразовани€. ј вот те, кто ничего не хотел знать, Ц дл€ них эти курсы были одним из поводов дл€ раздражени€ и злости. »х невозможно было
заставить учитьс€, так же, как и невозможно было сделать просто людьми церковными. Ќо самое странное было то, что эти св€щенники показывали мне т.н. Ђкорочкиї об окончании наших семинарий, но при этом некоторые не знали —имвола ¬еры. ј при попытке объ€снить, например, как это Ђ“ворца неба и земли, ¬идимым же всем и не видимымї, объ€сн€ли, что Ѕог иногда виден, а иногда не виден. я был свидетелем проповедей, в которых шла речь о том, как правильно креститьс€, чтобы бес не проскочил между пальцами, или же о том, что крот ослеп и кукушка не имеет своего гнезда, потому что они работали на праздник Ѕлаговещени€.
ќчень печально, что на ”краине вместо того, чтобы дать должное образование пастыр€м, некоторые семинарии стали просто продавать диплом в рассрочку. ћне рассказывали некоторые св€щенники, что они даже не ездили на сессии. ѕросто отдавали сокурсникам деньги и зачетки. » следствие такого обучени€ Ц усвоение пережитков и предрассудков, проповедь с амвона суеверий, искаженность евхаристической жизни. “ака€ ситуаци€ была 8-10 лет тому назад. я очень надеюсь, что в этих семинари€х с тех пор хоть что-то изменилось в лучшую сторону.
ѕо этой же причине в церковных лавках иногда продаютс€ такие книги, которые, м€гко говор€, не соответствуют церковной традиции. ј потом люди каютс€ в том, что пили чай (наркотик), ходили на лыжах, и носили лифчик без благословени€ духовника (об этом мо€ стать€ Ђќ плевелах церковной литературыї, газета Ђќдигитри€ї, N1 (57), 2007 г.).
—в€щенник на своем приходе должен жить устремленностью ко ’ристу. Ќе внешней декларацией, а живой внутренней духовной жизнью. ¬сЄ, что происходит в церковной общине, должно иметь одну цель Ц спасение, обожение человека. ѕодготовка к причастию, молитва, дисциплинарные нормы Ц не самоцель, а средство обожени€ человека. —в€щенник должен тактично, мудро, чувству€ каждую душу, приводить ее ко ’ристу. » именно он, а не кто-то другой должен вести пастырское окормление прихожан.
Ќо нередко возникает ситуаци€, когда миссионерска€ работа в храме ведетс€ исключительно бабушками. Ёто особа€ группа Ђмиссионеровї, €вл€юща€с€ мощной и часто непреодолимой преградой между миром и ÷ерковью. ќни пугают огнем геенским всех, кто, как им кажетс€, креститс€ не так как надо или не той рукой ставит свечку. » пока эта группа Ђмиссионеровї работает с полной силой, можно быть твердо уверенным в том, что в храме всем остальным, кроме этих бабушек, места будет мало.
ќднажды в небольшом городке, где € родилс€, мне довелось быть свидетелем
такой сцены. ¬енчалась мо€ сестра, € пришел на венчание в штатском. » совершил, по своему невежеству, св€тотатство: перешЄл на другую сторону храма, грубо поправ ногами дорожку перед молодожЄнами. » сразу же услышал сзади боевой клич и топот ног, бросившихс€ за мной в погоню. ѕон€в, что мне пришел конец, € решил встретить его лицом к лицу. Ќо когда € обернулс€, искаженное от гнева лицо, только что хотевшее мен€ стереть с лица земли, вдруг заси€ло равноангельской любовью и, расплывшись в улыбке, во умилении воскликнуло: Ђќй, батюшкаї. » женщина радостно хлопнула ладон€ми. ¬от так мен€ спасла благодать св€щенстваЕ
Ќекоторые св€щенники счи тают, что сама€ главна€ задача насто€тел€ Ц стройка. ѕри этом абсолютно забыва€, дл€ кого и зачем эта стройка ведетс€. Ѕогу нужны, в первую очередь, души, а не кирпичи.  ирпичи нужны дл€ того, чтобы внутри храма спасались души, а не ради самих этих кирпичей.
—екты самого разного вида и толка давно уже пон€ли, как, когда и с кем нужно работать. » вместо того, чтобы рассказывать, какие негод€и эти еретики, мы бы лучше перен€ли их опыт миссионерской работы. ѕотому что наш стыд и позор в том, что, име€ несравнимо больше и богаче материал (в отличие от еретиков всех видов и мастей), мы его мало используем в миссионерской работе. ѕравославие проникло во все сферы культурной жизни человечества. ќ ѕравославии можно говорить в разрезе и философии, и педагогики, и психологии, и архитектуры, и музыки, и живописи, и вообще всех отраслей человеческой культуры. ј что мы? «ачастую даже проповедь св€щенник читает с книжки. » причина этого не только в отсутствии образованного духовенства, а, в первую очередь, в неправильно
построенной жизни епархии.
ƒело миссионерской проповеди €вл€етс€ как минимум епархиальной задачей, поскольку в действительности мы живем, к сожалению, в €зыческом окружении, к тому же еще и формально крещенном. ѕоэтому миссионерска€ работа, по моему глубокому убеждению, должна быть первоочередной и важнейшей в наше врем€. Ќо создание миссионерских центров, курсов оглашени€ и проч. €вл€етс€ уже задачей епископа. “олько он может задать нормальный правильный тон на всех приходах.
Ѕудучи духовником епархии, мне были известны случаи, когда св€щенник не мог приехать на исповедь потому, что у него не было денег на проезд.
 огда сельский св€щенник балансирует на грани выживани€ и крайней материальной нужды, то поверьте, ни о какой миссионерской работе он думать не будет. —уметь уравновесить доходы нищенствующего сельского духовенства и Ђожиревшегої духовенства из доходных приходов, это тоже, как ни странно, миссионерска€ задача епархиального архиере€. “ак же, как и объ€снить насто€тел€м больших приходов, что подчиненное им духовенство Ц это не рабы, которые обеспечивают благоденствие матушки насто€тел€ и их чад, а его равноправна€ брати€.  лириканство дошло в некоторых храмах уже до того, что насто€тель может считать ниже своего достоинства выйти помочь исповедовать или поехать на требу в случае накладки. ƒл€ этого есть Ђчернорабочее духовенствої. Ќасто€тель должен осознать, что он не барин, который со своим братом через губу разговаривает, а раб, который должен этой братии служить и о ней заботитьс€.
—тремление некоторых отцов зан€ть более значимый приход диктуетс€ их интересом иметь деньги и власть. » занимают эти посты не всегда лучшие представители духовенства. ¬ласть должна перерасти в ответственность, а распределение денежных средств должно быть абсолютно прозрачным. » та часть средств, котора€ не идет на зарплату, обслуживание храма и миссионерскую работу, должна распредел€тьс€ архиереем по его усмотрению, в том числе, и на нужды малообеспеченных приходов, и немощного, пожилого духовенства. ¬ епархии не должно быть ситуации, когда св€щенника, как волка, ноги корм€т, а как только он становитс€ немощным, калекой или инвалидом Ц то попадает в зависимость от милости Ђначальстваї.
ћне кажетс€, что к св€щенникам по вопросу о качестве их служени€ должны быть предъ€влены те же требовани€, что и к светским, например, работникам медицины. ѕосле окончани€ вуза через определенный промежуток времени они проход€т аккредитацию на соответствие занимаемой должности.
—овершенствование в профессионализме €вл€етс€ актуальным требованием и дл€ духовенства. ≈сли человек рукоположен и окончил семинарию или академию Ц это что, уже высша€ точка? Ѕольше ему ничего не надо знать? »ли больше никаких событий не происходит в церковной жизни, которые бы касались его лично?
ћне кажетс€, что св€щенник должен всю жизнь учитьс€ и доказывать свое право называтьс€ св€щенником. „ерез определенный период времени, скажем, года через три, в каждой епархии можно было бы проводить курсы повышени€ квалификации дл€ духовенства. ¬вести, например, систему тестировани€ дл€ того, чтобы удостоверитьс€, что духовенство не забыло, по крайней мере, основы догматического вероучени€ ÷еркви. —в€щенник должен изучать те актуальные событи€ церковной жизни, которые произошли за последние годы.
Ќапример, далеко не все св€щенники знакомы с Ђќсновами социальной концепции –ѕ÷ї, а ведь это документ чрезвычайной важности. ѕостановлени€ ѕоместных —оборов, новости церковной жизни знают лишь отдельные св€щенники, которые сами интересуютс€ церковной жизнью.
≈сть приходы, где служатс€ акафисты Ђновопрославленнымї св€тым и Ђново€вленнымї чудотворным иконам, например, иконе Ђ–усь воскрешающа€ї.
“о, что осуждено как еретическое нововведение, становитс€ предметом почитани€ в силу безграмотности духовенства. Ѕыло бы правильно, если бы программы курсов повышени€ квалификации разрабатывались централизованно, грамотным духовенством, силами ћитрополии или ѕатриархии. » если в результате проверки вы€сн€етс€, что св€щенник не соответствует занимаемой должности и его интеллектуальный, богословский уровень не дает ему права быть св€щеннослужителем, он должен или исправитьс€, или его приход вправе занимать человек, который будет соответствовать и сану, и званию.
Ќас должен интересовать не только количественный, но и качественный рост ÷еркви, как духовенства, так и мир€н. ¬опросы качественного роста особенно касаютс€ духовенства. “е экстремальные меры, на которые были вынуждены идти епископы дес€ть лет назад, прошли. Ёто была тактика икономии, дл€ того чтобы успеть зан€ть вакантный приход, пока не зан€тый еретиками. Ќо сегодн€ ситуаци€ изменилась. Ќужны пастыри, проповедники-миссионеры, а не просто Ђтребныеї батюшки.
¬ажнейша€ задача ÷еркви сегодн€ Ц найти €зык, на котором нужно говорить с современником. ƒогматическое учение остаетс€ неизменным, но вот проповедь со временем мен€лась. ћен€лс€ €зыковой инструментарий, мен€лась лексика €зыка, мен€лись форма и содержание проповеди.
ѕравославие приспосабливалось к современнику и спасало его, пользу€сь его €зыком и его пон€ти€ми. ћы должны научитьс€ говорить с людьми 21 века. » говорить, в первую очередь, не о праздниках, храмах и куполах, а о человеке, его месте в мире и о замысле Ѕожием о человеке.
ѕравославие само по себе уже €вл€етс€ мощным средством проповеди. ќдин австралиец-протестант рассказывал, что ѕравославие его заинтересовало после того, как он побывал на венчании. ј прин€ть ѕравославие он решил, когда увидел отпевание. ≈го поразила надмирность этой службы.
ћир ждет от нас —лова. » в богословском, и в иносказательном, и в пр€мом смысле.   сожалению, сегодн€ мир воспринимает все €влени€ как некий продукт, который имеет форму, содержание, который привлекателен и интересен. ѕервоочередное значение имеет упаковка, а если она заинтересует, то потом и содержание. ѕравославие прекрасно во всем.
«амечательны наши храмы, возвышенно наше богослужение, духовна€ жизнь во ’ристе Ц это бездонный кладезь мудрости и величи€. Ётого нет нигде, ни одна религи€ этим не обладает. Ёто то, что нам передали отцы, что они создали и что мы должны были бы приумножить. Ќо мы, если не способны приумножать, то хот€ бы научились не заслон€ть всЄ это своими человеческими немощами. ѕотому что люди, в первую очередь, увид€т немощи, а не красоту.
 огда ’ристос говорил о том, что врата ада не одолеют ÷ерковь, то ведь речь шла о ÷еркви в целом, а не о конкретной ѕоместной ÷еркви на конкретной территории. —колько стран потер€ли ÷ерковь, котора€ выродилась в ересь. „то будет на ”краине завтра Ц зависит от нас сегодн€. ”краина легко может превратитьс€ в харизмато-католический коктейль с маргинальной полууниатской раскольнической псевдоправославной автокефалией лет через 30-50, если мы не отстоим ее сегодн€.
¬сЄ, о чем € говорю, конечно, не €вл€етс€ общим правилом. ¬ ÷еркви трудитс€ много истинных пастырей, которые душу свою полагают за овец. Ќо, к сожалению, на общем фоне нашего духовенства таких служителей меньше, чем хотелось бы.
¬ конце хочу добавить, что это только начало разговора. –азговора, который нужно начинать вести. ћы не должны быть безразличными к своим немощам и болезн€м. √оворить об этом мен€ побуждает только одно Ц любовь к Ѕогу и ÷еркви. » пам€ть о том, что молчанием предаетс€ Ѕог. Ётот разговор, который выходит за рамки одного доклада, € готов продолжить.
ќчень много осталось несказанным. ћоЄ положение уникально: одной гранью своего служени€ € в храме, другой Ц в миру: заведующий кафедрой светского вуза. » оттуда, с другой точки, мне видно многое из того, чего не было бы видно из храма. » € слышу, за что нас осуждают и не люб€т. » € должен сказать честно: очень часто они правы. ƒа, мы такие и есть. Ќо это немощи людей, а не ÷еркви. » мы не должны бо€тьс€ и себе, и другим в этом признатьс€. Ёто нас не унизит, а поможет в дальнейшем исправитьс€.
ѕротоиерей »горь –€бко,
зав. кафедрой религиоведени€ и теологии «апорожского муниципального университета.
(¬ыступление на конференции Ђ‘еномен св€тости в 20 векеї, г. Ѕерд€нск)

¬з€то у ya_belo4ka через √ригорий_√

LI 7.05.22



ƒорофе€_ѕшеничкина   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 21 ƒекабр€ 2007 г. 01:45 (ссылка)
„итала не отрыва€сь! так ак эта тема близка...

сама € украинка, а парень-семинарист!

“оже. к сожалению, наблюдаем торговлю дипломами семинарий! ј в селах и проповель толковую (или вообще какую-либо) не каждый скажет..
ѕечально
ћужайс€, ÷ерковь ’ристова....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
о_≈вгений   обратитьс€ по имени Re: Ѕлагословение на лифчик ѕ€тница, 21 ƒекабр€ 2007 г. 03:44 (ссылка)
Ёто пойдет в номер! :)

LI 7.05.22
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћосковский_—триж   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 21 ƒекабр€ 2007 г. 12:42 (ссылка)
спасибо за статью...  ак все верно...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
о_≈вгений   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 21 ƒекабр€ 2007 г. 21:50 (ссылка)
был свидетелем проповедей, в которых шла речь о том, ...что крот ослеп и кукушка не имеет своего гнезда, потому что они работали на праздник Ѕлаговещени€.

я был свидетелем проповеди о том, как √еоргий ѕобедоносец победил ни много ни мало - «ме€ √орыныча.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћил_–а   обратитьс€ по имени —уббота, 22 ƒекабр€ 2007 г. 02:20 (ссылка)
Ќазвание просто сразило наповал. :)))))))))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћил_–а   обратитьс€ по имени —уббота, 22 ƒекабр€ 2007 г. 02:20 (ссылка)
я имею ввиду "Ѕлагословение на лифчик".
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку