-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в presviteros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.03.2006
«аписей: 2524
 омментариев: 18803
Ќаписано: 23485

XVI –ождественские „тени€. «аметки на пол€х

¬торник, 11 ћарта 2008 г. 13:51 + в цитатник

√овор€т: «Ѕольшое видитс€ только издалека». ¬ полной мере это устойчивое выражение относитс€ и к прошедшим в конце €нвар€ 2008 года очередным XVI ћеждународным –ождественским образовательным „тени€м. ќни вполне соответствовали нашей неоднозначной современности, чем и вызвали столь же неоднозначные оценки. » характеризуют этот солидный форум, а в нЄм, по разным оценкам, прин€ли участие от 12 до 20 тыс€ч человек из разных регионов –оссии и из разных стран, две бросающиес€ в глаза черты:

перва€, неустанное замалчивание в средствах массовой информации этого значительного ежегодного событи€, а втора€, перманентное обсуждение введени€ светского курса «ќсновы православной культуры» в средней общеобразовательной школе.
ќднако, с первым фактом всЄ более-менее €сно: представители —ћ» побаиваютс€ прослыть «отсталыми» и религиозными, это понизит рейтинг канала или станции. Ѕизнес и ничего личного, в личном общении это как раз довольно при€тные и оба€тельные люди, «дл€ себ€» всЄ правильно понимающие, но никогда не путающие «личное» и работу. ѕоэтому, если дес€ток извращенцев выйдет на ѕушкинскую площадь ћосквы с транспарантами требовать «свободной любви» во всех, только им известных вариантах, то —ћ» просто взорвутс€ от восторга. Ќо когда дес€тки тыс€ч православных христиан, обеспокоенные будущим наших детей, соберутс€ в  ремлЄвском ƒворце съездов, в лучшем случае, упом€нут, что религиозное «меньшинство» требует «непон€тно чего». “ак формируетс€ пресловутое «общественной мнение».
Ёто же «мнение» играет свою трагическую, порой с элементами фарса, роль и в зат€нувшихс€ на годы, а теперь можно говорить и на дес€тилети€, обсуждении вопросов св€занных с преподаванием «ќснов православной культуры». ƒискуссии, особенно в последнее врем€, проход€т довольно в€ло, хот€ иногда и можно наблюдать, некоторую сезонную активизацию на этом поле. Ёто св€зано, прежде всего с тем, что аргументаци€ всех сторон уже хорошо известна. ƒруг другом изучена, оценена, контраргументирована. ¬озникает вполне резонный вопрос – а что же дальше?
ѕроблема столь долгого позиционного противосто€ни€ вовсе не в равновесии сил между сторонниками и противниками введени€ ќѕ  в школе, как это может показатьс€ поверхностному взору. ѕроблема кроетс€ гораздо глубже, она коренитс€ в перманентном кризисе всей системы образовани€ от дошкольных учреждений до высшей школы и после вузовского образовани€.  азалось бы, о каком кризисе образовательной системы можно говорить, когда до 85% выпускников средней школы поступают в ¬”«ы? јх, если бы это было всерьЄз! Ќу да, наша страна стремительно движетс€ ко «всеобщему высшему образованию», однако столь же стремительно падает уровень этого образовани€. ќказавшись «впереди планеты всей» по количеству юристов и экономистов российское общество не преодолеет ни правового нигилизма своих членов, ни экономического псевдо-рыночного чиновно-бюрократического беспредела.
ќбразовательна€ система стремительно утрачивает главно что всегда составл€ло богатство российского просвещени€: ”чител€. Ќа смену стареющим, уход€щим учител€м приход€т новые «менеджеры образовательного процесса», дл€ которых приоритетным становитс€ не просвещение детей и юношества, а достижение прибыли. √лавными станов€тс€ вопросы не образовани€ и воспитани€, а рентабельности. ¬ этом контексте очевидно, что выделение 2-х учебных часов в школьном учебном плане на преподавание предмета «ѕравославна€ культура», формирующего российскую гражданскую и культурную идентичность детей (как русска€ литература, истори€ –оссии), затрагивает идеологические и финансовые интересы р€да групп в органах власти и в системе образовани€. ¬едь за последние 5-7 лет наблюдаетс€ €вна€ тенденци€ зан€ть как можно больше учебного времени школьников на изучение иных дисциплин, которые не «работают» на воспитание российской гражданской и культурной идентичности детей (иностранные €зыки, а ныне, возможно, и секул€рна€ истори€ религий).
»з школы, как средней, так и высшей, уходит, а впрочем уже ушла, вс€ка€ абстрактность, вс€ка€ отвлечЄнность высокой мысли, всЄ подчинено конкретике достижени€ утилитарной задачи. “оталитарна€ диктатура утилитаризма и прагматизма. “ак что же предмет «ќсновы православной культуры»? ƒа он просто не вписываетс€ в нынешнюю образовательную систему, т.к. заставл€ет оторвать взгл€д от земли и посмотреть на Ќебо, т.е. в противоположную сторону.
ќдин из участников образовательного форума как-то задал риторический вопрос: «ј можно ли крестить труп?». ¬ этом, казалось бы, наивном вопросе скрыта вс€ проблематика дискуссий по поводу введени€ ќѕ . ¬едь вс€ философичность человеческой личности, открывающа€ человеку метафизический взор в трансцендентное, должна €вл€тьс€ запросом всего общества, всеми участниками единого образовательно-воспитательного процесса, – детьми, студентами, учител€ми, преподавател€ми, родител€ми, работодател€ми, руководител€ми образовательных структур и проча€, проча€... Ќо не тут то было, всЄ гуманитарное знание третируетс€ и выдавливаетс€, как не нужное. Ќо таковы неформируемые, брошенные на произвол утилитарности запросы общества.
¬от €ркий пример. ¬сероссийский центр изучени€ общественного мнени€ (¬÷»ќћ) в начале сент€бр€ 2007г. провел исследовани€ в ходе которого, респондентам были заданы 8 вопросов из демонстрационного варианта единого государственного экзамена (≈√Ё) 2007г. по истории –оссии дл€ 11 класса школы. ѕравильно ответили на все восемь вопросов только 2% респондентов (в группе с высшим и незаконченным высшим образованием - 5%). ≈ще 4% опрошенных верно ответили на 7 вопросов и 8% - на 6 вопросов. Ќе дали ни одного верного ответа 14% респондентов. Ѕольшинство наших соотечественников (54%) не интересуютс€ историей родной страны. —реди них 36% опрошенных отмечают, что в школе (институте) интересовались отечественной историей, но теперь дл€ этого нет ни времени, ни особого желани€. ≈ще 18% за€вили, что никогда не интересовались историей страны. » лишь 7% опрошеных интересуютс€ историей. ј кроме истории к пострадавшим гуманитарным дисциплинам можно отнести и филологию (прежде всего литературу), и многострадальную философию, и др. √орько и жутковато наблюдать как вчершний выпускник средней школы – нынешний студент ¬”«а, с довольно приличным аттестатом мучительно пытаетс€ вербализовать смутные мыслеобразы своего ничем неформатированного сознани€.
Ќаше врем€ даЄт всему российскому обществу шанс преодолеть этот культурный, гуманитарный разрыв. Ќо готово ли общество прин€ть и использовать этот шанс?
≈щЄ один крайне важный аспект проблемы. —егодн€ противники введени€ ќѕ  открыто аппелируют к тезису о мультиэтничности (в российской терминологии многонациональности) и поликонфессиональности российского общества, указыва€ при этом, в качестве аргумента, на исламское сообщество, составл€ющее по разным оценкам от 8% до 20% населени€ –оссии. ќднако этот «аргумент» не выдерживает никакой критики, хот€ бы потому, что мусульмане, в отличие от православных христиан, имеют законное право обеспечиваемое –оссийским государством на исламское религиозное образование в государственных светских школах. ѕри чЄм, на эти цели, как сообщает »нтерфакс-религи€ 14 феврал€ 2008 года выделены около 800 млн. рублей при участии властей на развитие исламской общины в –оссии в 2007 году (более $30 млн.). »сламский банк развити€ в 2008-2009 гг. перечислит в российский ‘онд поддержки исламской культуры, науки и образовани€ $1,5 млн. на гуманитарные проекты. Ќа поддержку исламского образовани€ выделены значительные средства как по линии фонда, так и по линии специально созданной государственной ѕрограммы поддержки исламского религиозного образовани€ на общую сумму 400 млн. рублей. Ќа решение вопросов подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама выделено 15 миллионов рублей. ћосковским исламским университетом (ћ»”) в 2007 г. подготовлены 26 учебников и пособий. –азработаны учебные программы по дисциплинам: регионоведение, культурологи€, социологи€, искусства и гуманитарные науки. ѕрин€та  онцепци€ развити€ исламского образовани€ в –оссии , согласована с ”правлением внутренней политики ѕрезидента –‘. «адача  онцепции: выстроить системную и полноценную структуру исламского образовани€, в которую органично вплетаютс€ все виды обучени€ (как собственно профессионального религиозного, так и светского всех уровней): начальные и воскресные школы, средние и средние профессиональные медресе и учреждени€ высшего профессионального образовани€ вплоть до магистратуры и аспирантуры, а также научно-исследовательские подразделени€. ѕравительством –‘ прин€то специальное распор€жение, предусматривающее конкретные меры по поддержке исламского образовани€. ‘инансирование государственной программы развити€ исламского образовани€ включено в систему финансировани€ ѕриоритетного национального проекта «ќбразование».
«а последние два года на уровне ѕравительства –‘ и ћинистерства образовани€ и науки предприн€т р€д шагов дл€ оказани€ помощи развитию исламского образовани€.
ѕо решению ћинистерства образовани€ и науки –‘ п€ть исламских вузов прикреплены соответственно к п€ти государственным вузам. Ќедавно создан консорциум вузов по исламскому образованию при ћинистерстве образовани€ и науки –‘. –еализуетс€ комплексна€ программа по содействию развитию сферы религиозного мусульманског образовани€. ќна нацелена на оказание помощи духовным управлени€м мусульман в подготовке их представителей по светским программам, св€занным с историей культуры ислама. “ака€ подготовка на бюджетной основе идет в шести российских государственных вузах. ѕравительство недавно одобрило представленный ћинобрнауки план по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в светских вузах, а также по оказанию методического содействи€ в информационно-технической помощи высшим учебным исламским заведени€м.
„то ж, «заботникам» о судьбе ислама в –оссии можно успокоитьс€. Ќе пора ли про€вить теперь беспокойство о православном христианстве, которое исповедуют подавл€ющее большинство граждан нашего государства? ’от€ впрочем и это вопрос скорее риторический...
¬ итоге. ƒва противоположных чувства вызвали прошедшие XVI –ождественские „тени€ €нвар€ 2008 года. — одной стороны, унылое чувство досады от повтор€ющихс€ из года в год в€лотекущих дискуссий по поводу введени€ ќѕ , при всей очевидности путей решени€ данного вопроса, а также от непременных наивных парадно-оптимистических рел€ций. » в тоже врем€, с другой стороны,шевельнувша€с€ ниточка надежды на то, что дегуманизаци€ постмодернистской культуры современного общества находит себе камень преткновени€ в лице живой русской православной культуры, представители которой, несмотр€ на уговоры и замалчивани€ —ћ», ежегодно собираютс€ на международный образовательный форум, где с упорством и стойкостью медленно, но верно, вырабатывают стратегию движени€ к цели.

¬з€то с благодарностью у protopop_Alexiy

–убрики:  Ќаблюдаю за жизнью



≈гор_ѕрокудин   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 ћарта 2008 г. 14:18 (ссылка)
«амалчивают - и слава Ѕогу. ћеньше позора на нашу голову, чем если бы на всю страну начали смаковать темы, которые иногда подымаютс€ на секци€х. јнафесы вс€кие, и тп
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
penpub   обратитьс€ по имени Re: XVI –ождественские „тени€. «аметки на пол€х ¬торник, 11 ћарта 2008 г. 22:50 (ссылка)
Ёх... православное образование... рождественские чтени€... пленарные заседани€... Ќе напоминает политэкономию? и прочие науки маркистско-ленинских тенденций...
я лично считаю что все это туфта и €довитые плоды демократии в действии... ƒело св€щенника - служить и молитьс€ о нас, грешеных мир€нах... ƒело мир€нина - работать на благо государства, творить заботу о своей семье и молитьс€ о нас грешных, вопроша€ помощи Ѕожие св€щеннослужителю...
 ак-то в новост€х и суете повседневной жизни забываетс€ об этом...

ѕростите, если кого обидел резкостью суждени€... Ќо, если бы каждый делал бы на благо –одине, а не рассуждал о ее благе с высокой трибуны, то мы бы не в 80-х, а в 30 годах коммунизму построили, и кажда€ семь€ имела бы в качестве квартиры к 2000 годы не 2 кубических метра на отрицательному уровне, но все 200 кубометров пригодной к проживанию рукотворной секции возведенного здани€.... "–азговорчики в строю", - так бы сказал классик...

LI 5.09.15
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
presviteros   обратитьс€ по имени „етверг, 13 ћарта 2008 г. 00:00 (ссылка)
≈вгений, то о чем вы рассуждаете, относитьс€ к монашескому служению.
ѕорассуждали с трибуны, поделились опытом, послушали других, работаем и молимс€ дальше. „то не так?
ѕ.—. ј вы были на –„?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
penpub   обратитьс€ по имени Re: ќтвет в o_iliya; XVI –ождественские „тени€. «аметки на пол€х „етверг, 13 ћарта 2008 г. 08:36 (ссылка)
ѕриходилось бывать-с... ѕо долгу службы... и до сих пор прослушиваю все чтени€ в записи начина€ с дев€тых... Ќо, € простите, о. »ли€, не рассуждаю... ” мен€ нет времени рассуждать, а тем более с высокой трибуны... » еще меньше времени на то, чтобы эти рассуждени€ слушать...

LI 5.09.15
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
presviteros   обратитьс€ по имени „етверг, 13 ћарта 2008 г. 22:09 (ссылка)
Ќу, раз в году можно других послушать... ћне очень помогает.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
penpub   обратитьс€ по имени Re: ќтвет в o_iliya; XVI –ождественские „тени€. «аметки на пол€х „етверг, 13 ћарта 2008 г. 22:45 (ссылка)
я не знаю че там теперь слушать... ѕовторов очень много стало...

LI 5.09.15
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
protopop_Alexiy   обратитьс€ по имени —уббота, 15 ћарта 2008 г. 07:26 (ссылка)
»сходное сообщение dikoobras
Ёх... православное образование... рождественские чтени€... пленарные заседани€... Ќе напоминает политэкономию? и прочие науки маркистско-ленинских тенденций...
я лично считаю что все это туфта и €довитые плоды демократии в действии... ƒело св€щенника - служить и молитьс€ о нас, грешеных мир€нах... ƒело мир€нина - работать на благо государства, творить заботу о своей семье и молитьс€ о нас грешных, вопроша€ помощи Ѕожие св€щеннослужителю...
 ак-то в новост€х и суете повседневной жизни забываетс€ об этом...

ѕростите, если кого обидел резкостью суждени€... Ќо, если бы каждый делал бы на благо –одине, а не рассуждал о ее благе с высокой трибуны, то мы бы не в 80-х, а в 30 годах коммунизму построили, и кажда€ семь€ имела бы в качестве квартиры к 2000 годы не 2 кубических метра на отрицательному уровне, но все 200 кубометров пригодной к проживанию рукотворной секции возведенного здани€.... "–азговорчики в строю", - так бы сказал классик...
LI 5.09.15

" то сам о себе не молитс€, тому и молитвы праведника не помогут"
ј то, вишь-ты, мы за него молитс€ должны, а он комунизьму будет строить... нет уж спасибо... будем молитьс€ чтоб без комунизмы обойтись)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 29 »юн€ 2008 г. 00:42 (ссылка)
кстати вот тут про исламские банки хорошо сказано
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку