-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в presviteros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.03.2006
Записей: 2533
Комментариев: 18846
Написано: 23544


XVI Рождественские Чтения. Заметки на полях

Вторник, 11 Марта 2008 г. 13:51 + в цитатник

Говорят: «Большое видится только издалека». В полной мере это устойчивое выражение относится и к прошедшим в конце января 2008 года очередным XVI Международным Рождественским образовательным Чтениям. Они вполне соответствовали нашей неоднозначной современности, чем и вызвали столь же неоднозначные оценки. И характеризуют этот солидный форум, а в нём, по разным оценкам, приняли участие от 12 до 20 тысяч человек из разных регионов России и из разных стран, две бросающиеся в глаза черты:

первая, неустанное замалчивание в средствах массовой информации этого значительного ежегодного события, а вторая, перманентное обсуждение введения светского курса «Основы православной культуры» в средней общеобразовательной школе.
Однако, с первым фактом всё более-менее ясно: представители СМИ побаиваются прослыть «отсталыми» и религиозными, это понизит рейтинг канала или станции. Бизнес и ничего личного, в личном общении это как раз довольно приятные и обаятельные люди, «для себя» всё правильно понимающие, но никогда не путающие «личное» и работу. Поэтому, если десяток извращенцев выйдет на Пушкинскую площадь Москвы с транспарантами требовать «свободной любви» во всех, только им известных вариантах, то СМИ просто взорвутся от восторга. Но когда десятки тысяч православных христиан, обеспокоенные будущим наших детей, соберутся в Кремлёвском Дворце съездов, в лучшем случае, упомянут, что религиозное «меньшинство» требует «непонятно чего». Так формируется пресловутое «общественной мнение».
Это же «мнение» играет свою трагическую, порой с элементами фарса, роль и в затянувшихся на годы, а теперь можно говорить и на десятилетия, обсуждении вопросов связанных с преподаванием «Основ православной культуры». Дискуссии, особенно в последнее время, проходят довольно вяло, хотя иногда и можно наблюдать, некоторую сезонную активизацию на этом поле. Это связано, прежде всего с тем, что аргументация всех сторон уже хорошо известна. Друг другом изучена, оценена, контраргументирована. Возникает вполне резонный вопрос – а что же дальше?
Проблема столь долгого позиционного противостояния вовсе не в равновесии сил между сторонниками и противниками введения ОПК в школе, как это может показаться поверхностному взору. Проблема кроется гораздо глубже, она коренится в перманентном кризисе всей системы образования от дошкольных учреждений до высшей школы и после вузовского образования. Казалось бы, о каком кризисе образовательной системы можно говорить, когда до 85% выпускников средней школы поступают в ВУЗы? Ах, если бы это было всерьёз! Ну да, наша страна стремительно движется ко «всеобщему высшему образованию», однако столь же стремительно падает уровень этого образования. Оказавшись «впереди планеты всей» по количеству юристов и экономистов российское общество не преодолеет ни правового нигилизма своих членов, ни экономического псевдо-рыночного чиновно-бюрократического беспредела.
Образовательная система стремительно утрачивает главно что всегда составляло богатство российского просвещения: Учителя. На смену стареющим, уходящим учителям приходят новые «менеджеры образовательного процесса», для которых приоритетным становится не просвещение детей и юношества, а достижение прибыли. Главными становятся вопросы не образования и воспитания, а рентабельности. В этом контексте очевидно, что выделение 2-х учебных часов в школьном учебном плане на преподавание предмета «Православная культура», формирующего российскую гражданскую и культурную идентичность детей (как русская литература, история России), затрагивает идеологические и финансовые интересы ряда групп в органах власти и в системе образования. Ведь за последние 5-7 лет наблюдается явная тенденция занять как можно больше учебного времени школьников на изучение иных дисциплин, которые не «работают» на воспитание российской гражданской и культурной идентичности детей (иностранные языки, а ныне, возможно, и секулярная история религий).
Из школы, как средней, так и высшей, уходит, а впрочем уже ушла, всякая абстрактность, всякая отвлечённость высокой мысли, всё подчинено конкретике достижения утилитарной задачи. Тоталитарная диктатура утилитаризма и прагматизма. Так что же предмет «Основы православной культуры»? Да он просто не вписывается в нынешнюю образовательную систему, т.к. заставляет оторвать взгляд от земли и посмотреть на Небо, т.е. в противоположную сторону.
Один из участников образовательного форума как-то задал риторический вопрос: «А можно ли крестить труп?». В этом, казалось бы, наивном вопросе скрыта вся проблематика дискуссий по поводу введения ОПК. Ведь вся философичность человеческой личности, открывающая человеку метафизический взор в трансцендентное, должна являться запросом всего общества, всеми участниками единого образовательно-воспитательного процесса, – детьми, студентами, учителями, преподавателями, родителями, работодателями, руководителями образовательных структур и прочая, прочая... Но не тут то было, всё гуманитарное знание третируется и выдавливается, как не нужное. Но таковы неформируемые, брошенные на произвол утилитарности запросы общества.
Вот яркий пример. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в начале сентября 2007г. провел исследования в ходе которого, респондентам были заданы 8 вопросов из демонстрационного варианта единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2007г. по истории России для 11 класса школы. Правильно ответили на все восемь вопросов только 2% респондентов (в группе с высшим и незаконченным высшим образованием - 5%). Еще 4% опрошенных верно ответили на 7 вопросов и 8% - на 6 вопросов. Не дали ни одного верного ответа 14% респондентов. Большинство наших соотечественников (54%) не интересуются историей родной страны. Среди них 36% опрошенных отмечают, что в школе (институте) интересовались отечественной историей, но теперь для этого нет ни времени, ни особого желания. Еще 18% заявили, что никогда не интересовались историей страны. И лишь 7% опрошеных интересуются историей. А кроме истории к пострадавшим гуманитарным дисциплинам можно отнести и филологию (прежде всего литературу), и многострадальную философию, и др. Горько и жутковато наблюдать как вчершний выпускник средней школы – нынешний студент ВУЗа, с довольно приличным аттестатом мучительно пытается вербализовать смутные мыслеобразы своего ничем неформатированного сознания.
Наше время даёт всему российскому обществу шанс преодолеть этот культурный, гуманитарный разрыв. Но готово ли общество принять и использовать этот шанс?
Ещё один крайне важный аспект проблемы. Сегодня противники введения ОПК открыто аппелируют к тезису о мультиэтничности (в российской терминологии многонациональности) и поликонфессиональности российского общества, указывая при этом, в качестве аргумента, на исламское сообщество, составляющее по разным оценкам от 8% до 20% населения России. Однако этот «аргумент» не выдерживает никакой критики, хотя бы потому, что мусульмане, в отличие от православных христиан, имеют законное право обеспечиваемое Российским государством на исламское религиозное образование в государственных светских школах. При чём, на эти цели, как сообщает Интерфакс-религия 14 февраля 2008 года выделены около 800 млн. рублей при участии властей на развитие исламской общины в России в 2007 году (более $30 млн.). Исламский банк развития в 2008-2009 гг. перечислит в российский Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования $1,5 млн. на гуманитарные проекты. На поддержку исламского образования выделены значительные средства как по линии фонда, так и по линии специально созданной государственной Программы поддержки исламского религиозного образования на общую сумму 400 млн. рублей. На решение вопросов подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама выделено 15 миллионов рублей. Московским исламским университетом (МИУ) в 2007 г. подготовлены 26 учебников и пособий. Разработаны учебные программы по дисциплинам: регионоведение, культурология, социология, искусства и гуманитарные науки. Принята Концепция развития исламского образования в России , согласована с Управлением внутренней политики Президента РФ. Задача Концепции: выстроить системную и полноценную структуру исламского образования, в которую органично вплетаются все виды обучения (как собственно профессионального религиозного, так и светского всех уровней): начальные и воскресные школы, средние и средние профессиональные медресе и учреждения высшего профессионального образования вплоть до магистратуры и аспирантуры, а также научно-исследовательские подразделения. Правительством РФ принято специальное распоряжение, предусматривающее конкретные меры по поддержке исламского образования. Финансирование государственной программы развития исламского образования включено в систему финансирования Приоритетного национального проекта «Образование».
За последние два года на уровне Правительства РФ и Министерства образования и науки предпринят ряд шагов для оказания помощи развитию исламского образования.
По решению Министерства образования и науки РФ пять исламских вузов прикреплены соответственно к пяти государственным вузам. Недавно создан консорциум вузов по исламскому образованию при Министерстве образования и науки РФ. Реализуется комплексная программа по содействию развитию сферы религиозного мусульманског образования. Она нацелена на оказание помощи духовным управлениям мусульман в подготовке их представителей по светским программам, связанным с историей культуры ислама. Такая подготовка на бюджетной основе идет в шести российских государственных вузах. Правительство недавно одобрило представленный Минобрнауки план по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в светских вузах, а также по оказанию методического содействия в информационно-технической помощи высшим учебным исламским заведениям.
Что ж, «заботникам» о судьбе ислама в России можно успокоиться. Не пора ли проявить теперь беспокойство о православном христианстве, которое исповедуют подавляющее большинство граждан нашего государства? Хотя впрочем и это вопрос скорее риторический...
В итоге. Два противоположных чувства вызвали прошедшие XVI Рождественские Чтения января 2008 года. С одной стороны, унылое чувство досады от повторяющихся из года в год вялотекущих дискуссий по поводу введения ОПК, при всей очевидности путей решения данного вопроса, а также от непременных наивных парадно-оптимистических реляций. И в тоже время, с другой стороны,шевельнувшаяся ниточка надежды на то, что дегуманизация постмодернистской культуры современного общества находит себе камень преткновения в лице живой русской православной культуры, представители которой, несмотря на уговоры и замалчивания СМИ, ежегодно собираются на международный образовательный форум, где с упорством и стойкостью медленно, но верно, вырабатывают стратегию движения к цели.

Взято с благодарностью у protopop_Alexiy

Рубрики:  Наблюдаю за жизнью

Егор_Прокудин   обратиться по имени Вторник, 11 Марта 2008 г. 14:18 (ссылка)
Замалчивают - и слава Богу. Меньше позора на нашу голову, чем если бы на всю страну начали смаковать темы, которые иногда подымаются на секциях. Анафесы всякие, и тп
Ответить С цитатой В цитатник
penpub   обратиться по имени Re: XVI Рождественские Чтения. Заметки на полях Вторник, 11 Марта 2008 г. 22:50 (ссылка)
Эх... православное образование... рождественские чтения... пленарные заседания... Не напоминает политэкономию? и прочие науки маркистско-ленинских тенденций...
Я лично считаю что все это туфта и ядовитые плоды демократии в действии... Дело священника - служить и молиться о нас, грешеных мирянах... Дело мирянина - работать на благо государства, творить заботу о своей семье и молиться о нас грешных, вопрошая помощи Божие священнослужителю...
Как-то в новостях и суете повседневной жизни забывается об этом...

Простите, если кого обидел резкостью суждения... Но, если бы каждый делал бы на благо Родине, а не рассуждал о ее благе с высокой трибуны, то мы бы не в 80-х, а в 30 годах коммунизму построили, и каждая семья имела бы в качестве квартиры к 2000 годы не 2 кубических метра на отрицательному уровне, но все 200 кубометров пригодной к проживанию рукотворной секции возведенного здания.... "Разговорчики в строю", - так бы сказал классик...

LI 5.09.15
Ответить С цитатой В цитатник
presviteros   обратиться по имени Четверг, 13 Марта 2008 г. 00:00 (ссылка)
Евгений, то о чем вы рассуждаете, относиться к монашескому служению.
Порассуждали с трибуны, поделились опытом, послушали других, работаем и молимся дальше. Что не так?
П.С. А вы были на РЧ?
Ответить С цитатой В цитатник
penpub   обратиться по имени Re: Ответ в o_iliya; XVI Рождественские Чтения. Заметки на полях Четверг, 13 Марта 2008 г. 08:36 (ссылка)
Приходилось бывать-с... По долгу службы... и до сих пор прослушиваю все чтения в записи начиная с девятых... Но, я простите, о. Илия, не рассуждаю... У меня нет времени рассуждать, а тем более с высокой трибуны... И еще меньше времени на то, чтобы эти рассуждения слушать...

LI 5.09.15
Ответить С цитатой В цитатник
presviteros   обратиться по имени Четверг, 13 Марта 2008 г. 22:09 (ссылка)
Ну, раз в году можно других послушать... Мне очень помогает.
Ответить С цитатой В цитатник
penpub   обратиться по имени Re: Ответ в o_iliya; XVI Рождественские Чтения. Заметки на полях Четверг, 13 Марта 2008 г. 22:45 (ссылка)
Я не знаю че там теперь слушать... Повторов очень много стало...

LI 5.09.15
Ответить С цитатой В цитатник
protopop_Alexiy   обратиться по имени Суббота, 15 Марта 2008 г. 07:26 (ссылка)
Исходное сообщение dikoobras
Эх... православное образование... рождественские чтения... пленарные заседания... Не напоминает политэкономию? и прочие науки маркистско-ленинских тенденций...
Я лично считаю что все это туфта и ядовитые плоды демократии в действии... Дело священника - служить и молиться о нас, грешеных мирянах... Дело мирянина - работать на благо государства, творить заботу о своей семье и молиться о нас грешных, вопрошая помощи Божие священнослужителю...
Как-то в новостях и суете повседневной жизни забывается об этом...

Простите, если кого обидел резкостью суждения... Но, если бы каждый делал бы на благо Родине, а не рассуждал о ее благе с высокой трибуны, то мы бы не в 80-х, а в 30 годах коммунизму построили, и каждая семья имела бы в качестве квартиры к 2000 годы не 2 кубических метра на отрицательному уровне, но все 200 кубометров пригодной к проживанию рукотворной секции возведенного здания.... "Разговорчики в строю", - так бы сказал классик...
LI 5.09.15

"Кто сам о себе не молится, тому и молитвы праведника не помогут"
А то, вишь-ты, мы за него молится должны, а он комунизьму будет строить... нет уж спасибо... будем молиться чтоб без комунизмы обойтись)))
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 29 Июня 2008 г. 00:42 (ссылка)
кстати вот тут про исламские банки хорошо сказано
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку