-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в presviteros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.03.2006
«аписей: 2533
 омментариев: 18846
Ќаписано: 23544



ћетодологи€

—реда, 25 »юн€ 2008 г. 14:12 + в цитатник

современных —ћ» в освещении церковных событий.

Ќе будет большим преувеличением сказать, что освещение первого дн€ јрхиерейского —обора –усской ѕравославной ÷еркви российскими средствами массовой информации разделило —ћ» на две группы – те, дл€ кого на первом месте шум и скандал, а значит,   большой трафик и хороша€ продажа издани€, и тех, кого интересует суть, смысл событи€, его причины и последстви€, а сторонний шум так и остаетс€ второстепенным новостным шумом. –азделение это по€вилось не вчера – именно так и дел€тс€ издани€ на качественную и желтую прессу. ј наблюдение за освещением первого дн€ работы —обора стало своеобразной пробой на верность традици€м издани€.



„асть —ћ» на первый план вывела пикет в поддержку епископа ƒиомида, выступающего с критикой действи€ св€щенноначали€, выступающего новых электронных способов коммуникации (хот€ в сети »нтернет действи€ „укотской епархии освещаютс€ хорошо), и не приехавшего на —обор, сославшись на плохое самочувствие.  азалось бы, в чем смысл так подробно и многословно писать о небольшой группе женщин и нескольких мужчин в подр€сниках, не отвечающих на вопрос, из какой они епархии и кто архиерей этой епархии. ѕредставл€ет ли хоть сколько-нибудь значимый информационный повод перепалка, в процессе которой кого-то несильно толкнули?   Ќо раз крупномасштабного скандала не получилось, приходитс€ писать о мелких неур€дицах, пыта€сь представить их «акцией протеста».

 ак сказал на пресс-конференции второго дн€ работы —обора владыка ёвеналий, большинство средств массовой информации писали не о том, что происходило на —оборе, а о том, что происходило за стенами храма ’риста —пасител€. ƒействительно, посмотрим на динамику освещени€ первого дн€ собора в —ћ», выбрав несколько изданий.

»здание

Ќовости

 оличество аналитических материалов

 оличество новостей, посв€щенных пикет «диомидовцев»

¬сего материалов

«√азета»

1

1

3

5

Lenta.ru

0

0

3

3

Newsru.com

2

0

2

 

ѕравда

7

0

0

 

¬згл€д

5

0

2

7

Ќовые »звести€

0

0

1

1

»“ј–-“ј——

11

0

1

12

Regions.ru

19

2

1

21

  сожалению, издани€, которые отвели пикету совсем небольшую нишу в информационном поле и сосредоточились на смысле происход€щего, на действительно важных решени€х —обора, можно пересчитать по пальцам.

—обственно, подобное соотношение информационных материалов напомнило еще об одной печальной особенности современной журналистики: нежелание осмысл€ть факты и работать над серьезной аналитикой и справочным аппаратом. ѕрактически ни в одном издании, писавшем о пикете «диомидоцев» не была предприн€та хоть сколько-нибудь последовательна€ попытка разобратьс€ в сути конфликта: напомнить о процессе, результатах обсуждени€ проблемы, скажем, »ЌЌ, о цел€х и услови€х дл€ созыва ѕоместного —обора итд. јудитории интересны действа, а не их глубинный смысл, поэтому зачем тратить врем€ на серьезное осмысление? »ли именно такой стрем€тс€ —ћ» воспитать свою аудиторию?

»з общей картины выдел€ютс€ информационные партнеры —обора: –»ј Ќовости, подготовившие помимо значительного количества публикаций несколько справок и инфографик и организовавшие пресс-конференцию накануне открыти€ —обора, и «»звести€», опубликовавшие содержательное интервью владыки  лимента "¬с€кое врем€ благопри€тно дл€ совершени€ добрых дел".   ¬ интервью с владыкой затрагиваютс€ основные темы собора – о церковном суде, о ходе собора, молодежь, €зык богослужени€. ќсобенно стоит отметить интервью ¬ладыки ћарка Ѕерлинского «–оссийской газете», в котором подробно рассказываетс€ о соборе и представл€ет собой один из редких качественных материалов о ходе работы —обора.

¬ первый соборный день не приходитс€ ожидать аналитических очерков, все публикации о ходе работы —обора преимущественно были сведены к изложению основных положений докладов ѕатриарха, владыки ‘иларета и владыки  ирилла. ќднако

основные положени€ каждое издание определ€ло самосто€тельно. —кажем, портал «Regions.ru» преимущественно интересовал вопрос увеличени€ количества выходных за счет объ€влени€ церковных праздников государственными, единственное аналитическое обозрение «—в€щеннослужители о причинах панических настроений в ÷еркви» было целиком заимствовано с сайта јрхиерейского собора, хоть в графе автор и значилс€ портал –егионы. ѕервый канал, в свою очередь, в кратком репортаже сосредоточилс€ на осуждении ѕатриархом культа денег, свед€ колоссальное по масштабу и значению событие –усской ÷еркви до уровн€ второстепенной церковной конференции.

“иражируемыми темами стали напоминание ѕатриарха о греховности блудного сожительства и абортов, тема межконфессионального диалога, прав человека, прославлени€ новых св€тых. ¬ызывает недоумение   тот факт, что многие важнейшие темы остались практически без медийного освещени€. Ќапример, о предложении ѕатриарха сделать пам€ть св€того кн€з€ ¬ладимира, крестившего  иевскую –усь, государственным праздником во всех трех слав€нских странах, а также открыть в ћоскве подворье  иево-ѕечерской лавры, а в  иеве - ѕатриаршее подворье написали только –»ј Ќовости.

ѕри прочтении новостной ленты не могло не броситьс€ в глаза колоссальное искажение основой мысли, вплоть до провокационного ее характера. ѕриведем несколько примеров:

√е€м нет места в православной –оссии, уверен архиепископ —тавропольский ‘еофан (NEWSru.com). ѕодобное название сделало эту новость одной из самых попул€рных, она бала быстро переведена на английский €зык. ѕровокационность заголовка состоит в том, что владыка ‘еофан говорил о недопустимости подобного греха в жизни человека, а не о том, в какой стране могут жить гомосексуалисты.

ѕатриарх объ€вил грехами аборт и гражданский брак (ѕравда.ру). ѕодобный заголовок предполагает, что до обращени€ ѕатриарха аборт и гражданский брак грехами не считались, однако в данном случае речь идет всего лишь о напоминании позиции ÷еркви по данному вопросу.

¬стречаютс€ и подзаголовки, дезинформирующие о событи€х, вроде «¬ерующие дрались иконами». ’от€ данна€ информаци€ может в статье опровергатьс€, подзаголовок создает у аудитории вполне определенное стойкое впечатление.

«јрхиерейский собор началс€ с массовой драки верующих» –   такой заголовок газеты « оммерсант» фактически представл€ет драку запланированной частью программы —обора.

Ќе обойдем вниманием и тот факт, что некоторые светские издани€ содействуют возможному расколу и внедр€ют в сознание своих читателей соответствующие мысли, так, газета «Ќовые извести€», выстраивает два полюса, на одном автор располагает представленных в отрицательном свете архиереев, на другом искренних и усердных пикетчиков. ќ —оборе говоритс€, что его участники приезжают на лимузинах (искажение фактов), шествуют мимо переживающего народа (подтекстово предполагаетс€ равнодушие к проблемам, волнующим народ), и максимально далеки от народа – не праздных зевак, а людей «пришедших к архиере€м с конкретными, порой весьма жесткими требовани€ми». √рустно, что многие будут воспринимать —обор именно по таким стать€м.

≈ще более интересную интерпретацию предлагает –егнум: «24 июн€, в день рождени€ епископа јнадырского и „укотского ƒиомида и открыти€ јрхиерейского —обора, у зала церковных соборов храма ’риста —пасител€ состо€лось два пикета и две массовых драки», т.е. день рождени€ епископа представл€етс€ важным церковным событием, превосход€щим по значимости —обор, который в интерпретации автора заголовка получаетс€ приуроченным к дню рождени€.

»так, на основе проанализированных публикаций можно составл€ть пособие о том, как добитьс€ «много шума из ничего» и из малочисленного пикета сделать событие, которое затмит по уровню информационного шума действительно значимые дела. ќстаетс€ наде€тьс€, что последующие публикации будут более грамотно отражать ход работы јрхиерейского —обора –усской ѕравославной ÷еркви.

јнна ƒанилова, главный редактор портала "ѕравославие и мир" специально дл€ ѕресс-службы јрхиерейского —обора 2008.

 

 



© Copyright 2004 ѕравославие и ћир

–убрики:  Ќаблюдаю за жизнью


ѕроцитировано 1 раз



Mary_Shadow   обратитьс€ по имени —реда, 25 »юн€ 2008 г. 14:50 (ссылка)
ƒа, мен€ тоже поразило, что в яндекс-почте под первым номером висит новость о "диомидчиках". ¬роде как этот конфликт - актуальна€ тема, а —обор - элитарна€, интересна€ только определенному кругу людей.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬иктор_—олнцев   обратитьс€ по имени —реда, 25 »юн€ 2008 г. 15:46 (ссылка)
—ћ» "внедр€ют в сознание своих читателей соответствующие мысли", как написано... ћне кажетс€ это происходит по нескольким причинам. Ќо главна€ - люди вер€т —ћ». Ёто очень прискорбно... ¬едь знают, что есть социальна€ психологи€, знают, как работают журналисты. «начит, хот€т верить. Ќикто им не запретит.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
protvladimir   обратитьс€ по имени —реда, 25 »юн€ 2008 г. 17:10 (ссылка)
„тобы получить чистое золото, его нагревают, и расплавив, очищают от шлака. √осподь мудрый ѕлавильщик. ¬се промыслительно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Vasiliy571   обратитьс€ по имени —реда, 25 »юн€ 2008 г. 21:02 (ссылка)
ƒанное высказывание портала "ѕравославие и мир" надо рассматривать как очередную попытку не замечать серьезных проблем в де€тельности руководства –ѕ÷. Ёто попытка представить в виде мелкого скандала реальную проблему несоответстви€ нынешнего устава –ѕ÷ требовани€м законодательства. јрхиерейский собор 2000 года изменил ранее существовавший устав, хот€, в соответствии с последним, изменение устава относилось к компетенции собора поместного.
Ќе надо забывать, что владыка ƒиомид €вл€етс€ полновластным и законным главой епархии со всеми вытекающими отсюда каноническими полномочи€ми и правами.
— моей точки зрени€, надо не замалчивать существующие проблемы, а давать им соответствующие оценки, не делать вид, что больной здоров, не замеча€ симптомов, а лечить его.
«.џ. —торонником »ЌЌистов и паспортоборцев € не €вл€юсь.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
presviteros   обратитьс€ по имени „етверг, 26 »юн€ 2008 г. 22:06 (ссылка)
¬асилий, главный вопрос этой статьи в нежелании —ћ» серъезно и последовательно вникать в суть процессов в ÷еркви, а освещение этих событий исход€ из побуждений не самого высого качества самой читательскогогй аудитории. ∆елтый подход.

ѕ.—. ¬ свое врем€, при прин€тии нового ”става вызвал большое см€тение среди св€щенства нашего благочини€ в частности вопрос о м€гко говор€ понижении значени€ ѕоместного собора.
¬опрос о ¬л. ƒиомиде не может рассматриватьс€ без его присутстви€.
— другой стороны за слова и ответ нужно держать, по чему бы не приехать на собор в любом состо€нии? Ёто только прибавило бы авторителта.
ј так все это не очень выгл€дит.
ѕоостите за ошибки, школьники пустили на 5 минут :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬иктор_—олнцев   обратитьс€ по имени „етверг, 26 »юн€ 2008 г. 22:37 (ссылка)
»сходное сообщение o_iliya
¬асилий, главный вопрос этой статьи в нежелании —ћ» серъезно и последовательно вникать в суть процессов в ÷еркви, а освещение этих событий исход€ из побуждений не самого высого качества самой читательскогогй аудитории. ∆елтый подход.


ѕоследнее врем€ мне кажетс€, что всЄ они прекрасно понимают, сознательно делают... 5-а€ колонна.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Vasiliy571   обратитьс€ по имени „етверг, 26 »юн€ 2008 г. 23:02 (ссылка)
o_iliya, батюшка.   великому сожалению, не самого высокого качества читательска€ аудитори€ хочет "хлеба и зрелищ". —уществующий информационный вакуум заполн€етс€ третьесортными новост€ми. Ёто дело пресс-службы –ѕ÷ адаптировать новостной материал дл€ широких масс, а не ограничиватьс€ казенными сводками.
«.џ. ѕравославные —ћ» дают казенщину, а от "либерастов" кроме "жаренных" новостей ничего ждать не приходитс€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Vasiliy571   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 27 »юн€ 2008 г. 13:35 (ссылка)
»сходное сообщение o_iliya
¬опрос о ¬л. ƒиомиде не может рассматриватьс€ без его присутстви€.


≈ще как может !
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
smbr   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 27 »юн€ 2008 г. 13:46 (ссылка)
Vasiliy571, ему дали срок, не понимаю, почему »нтерфакс так написал... как € пон€ла, его еще не лишили сана. »ли € чего-то не пон€ла.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Vasiliy571   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 27 »юн€ 2008 г. 14:58 (ссылка)
smbr, п. 2 ќпределени€ —обора пр€мо указывает: "епископ ƒиомид извергаетс€ из св€щенного сана", а п.5 того же ќпределени€ указывает, что решение вступает в силу, если епископ ƒиомид не принесет пока€ние. “ак что, решение прин€то. Ќо под условием.
“аким образом обсуждение и решение вопроса состо€лись в отсутствие владыки. ≈сли, гипотетически, предположить, что на ближайшем заседании —инода он докажет свою правоту, но не принесет пока€ние, то —инод все равно не сможет отменить ќпределение вышесто€щего јрхиерейского —обора. » пункт 2 последнего вступит в силу.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
smbr   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 27 »юн€ 2008 г. 15:14 (ссылка)
Vasiliy571, да, написано заковыристо. ¬роде еще не лишили, а вроде уже и лишили.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
smbr   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 27 »юн€ 2008 г. 15:17 (ссылка)
Vasiliy571, нет, все-таки вы не правы:
5. –ешение ќсв€щенного јрхиерейского —обора об извержении из сана епископа ƒиомида вступает в силу в случае его отказа выполнить указани€, содержащиес€ в пункте 3 насто€щего определени€.

—ледовательно, в силу оно еще Ќ≈ вступило.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Vasiliy571   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 27 »юн€ 2008 г. 15:28 (ссылка)
smbr, ≈щЄ не лишили. я говорил только о том, что рассмотрение вопроса состо€лось, вопреки мнению o_iliya, в отсутствие владыки ƒиомида. –ешение прин€то без заслушивани€ его мнени€. —обор оставил ¬ладыке один выбор: пока€тьс€ или нет.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку