-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в presviteros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.03.2006
«аписей: 2533
 омментариев: 18846
Ќаписано: 23544



ќ православной педагогике

¬оскресенье, 23 Ќо€бр€ 2008 г. 19:09 + в цитатник

 

¬ыступление диакона јндре€  ураева
перед учител€ми на пленарном заседании ќбразовательных чтений —ибирского федерального округа,
посв€щенных региональному этапу ¬сероссийского конкурса работ
на соискание премии  "«а нравственный подвиг учител€".
г. “омск (29 окт€бр€ 2008 года)

 

—егодн€ 29 окт€бр€. ƒень создани€ ¬Ћ —ћ… Ќадо заменить, что покойник в юности был редкостным хамом, и под конец стал лицемерным карьеристом. » все же от него была польза. ќн исполн€л функцию социального лифта, которого €вно не хватает сегодн€. —ейчас у  парнишки из глубинки есть только два пути – дл€ того чтобы потом урвать кусочек городской жизни и власти – пойти в бандиты или менты, что, впрочем, почти одно и тоже…

ѕрежде чем преступить к обсуждению современных вопросов педагогики вообще и православной педагогики в частности, считаю нужным сделать небольшой исторический экскурс.

 —лово "школа" - греческое. » означает оно "отдых, досуг".

¬ античности в школах занимались в основном риторикой и гимнастикой. —лово "гимнаст" в переводе с древнегреческого означает голыш, поскольку юноши занимались гимнастикой в обнаженном виде, после известного приключени€ на олимпиаде, когда нека€ женщина решила прин€ть участие в мужских сост€зани€х. Ўкола – роскошь, которую можно себе позволить, когда дело сделано: козы уже выгнаны на  пастбище, а поле вспахано…

“акое отношение к школе и образованию просуществовало довольно долго.

¬ богословии и этике есть такое пон€тие как "адиафора" (греч.), под которым понимаютс€ нравственно безразличные де€ни€ или поступки. ѕредельно €сной иллюстрацией к тому, что считаетс€ в христианской этике "адиафорой", может послужить легенда про католического св€того Ћюдовика де √онзаго: однажды во врем€ перемены во дворе семинарии Ћюдовик играл в м€ч. –еб€та решили "подколоть" своего благочестивого однокашника: "«ачем ты тут играешь с нами? “ы же слышал, как преподаватель сказал, что жить надо так, как если бы завтра был конец света! «ачем же ты играешь, а не готовишьс€ к кончине?". Ѕудущий св€той задумалс€ и ответил: "≈сли игра в м€ч – это грех, то этому зан€тию не надо предаватьс€ и за сто лет до конца света. ј если это не грех, то почему бы не делать это за день до кончины?". » продолжил играть в м€ч.

“ак вот, св€титель ¬асилий ¬еликий в свое врем€ относил к нравственно-безразличным поступкам обучение юношей к ремеслу  (»сточник: св. ¬асилий ¬еликий. ѕисьмо 225 (233) јмфилохию // т. 3. —-ѕб., 1911, с. 281). Ќе могу согласитьс€ в этом со св. ¬асилием. я склонен считать, что обучение детей знани€м и тем более ремеслу - это подвиг и добродетель, а не нечто нравственно или социально нейтральное. Ќо св. ¬асилий высказал не свою личную позицию. Ёто был голос эпохи, котора€ умела детей рожать, но еще не умела всерьез обращать внимани€ на их психологию и воспитание..

ƒл€ античности и средневековь€, к сожалению, характерно отсутствие интереса к личности ребенка. –ебенок тогда понималс€ как полюс недостатков, минусов,  -  ребенок это тот, кто "Ќ≈ умеет". ¬от слова блаж. јвгустина, столь же показательные дл€ средневековой культуры, сколь и непон€тные дл€ культуры современной: " то не пришел бы в ужас и не предпочел бы умереть, если бы ему предложили на выбор или смерть претерпеть или снова пережить детство?" (»сточник: бл. јвгустин. ќ граде Ѕожием. 21,14).

–ебенок интересен дл€ античных писателей доэпического сознани€ только когда это вундеркинд, чудо-ребенок. Ќу, скажем спартанский мальчик, который терпит по-мужски, не по-детски боль, когда лисенок под туникой терзает его грудь. Ёто признак взрослого мужского поведени€. »ли скажем, отрок »исус,  который в »ерусалимском храме выдерживает докторский диспут с книжниками – фарисе€ми, - это также не детское поведение, поэтому это надо запомнить. “огда как на все обычные про€влени€ детского поведени€ внимани€ не обращалось. ƒаже в жити€х св€тых про детство св€тых говоритс€ только одна фраза, - мол, св€той и в детстве не играл со сверстниками. »ли в среду и п€тницу грудь у мамки не брал, т.е. с младенчества вел себ€ не по-детски, что и стало достойным агиографической пам€ти.

¬от, видимо, именно с этим невниманием к ребенку св€зано то, что в ≈вангелие ничего не сказано о детстве ’риста. » не потому, что это секрет. » не потому что, как треплютс€ нынешние рериховцы, что, дескать, в это врем€ ’ристос √ималаи ходил Ўамбалу учить у Ѕудды. јнтична€ и средневекова€ культуры вообще не интересовались ребенком, рассматрива€ дит€ как маленького взрослого. ƒаже детство ’риста осталось за рамками ≈вангелий. Ёто молчание неудивительно: античные историки вообще не считали нужным рассказывать о детских годах своих героев. ѕлутарх в "—равнительных жизнеописани€х" так начинает повествование о ÷езаре: " огда —улла захватил власть, он не смог побудить ÷езар€ к разводу с  орнелией".  ак видим, о детстве ÷езар€ просто ни слова. Ѕыло ли детство ÷езар€ таинственно? —екретно? Ќеизвестно? ѕровел ли он детские годы в гималайском ашраме? ƒа нет – просто антична€ литература не умеет описывать "негероическое", бессобытийное врем€.

 стати, в учительской среде сейчас модны всевозможные эзотерические реконструкции истории, вроде "попы специально скрывают, где ’ристос юность провел". ” мен€ есть, как говорит товарищ ѕутин, асимметричный ответ: "ј буддийские ламы нарочно скрывают, где Ѕудда провел старость". », действительно, нет ни одной строчки, где их Ѕудда был от 60-ти до 80-ти лет. ” мен€ есть эзотерическа€ информаци€ о том, что он в это врем€ ходил в “омск, на пока€ние в —в€то-јлексеевский монастырь.

»так, именно ’ристос, о детстве которого даже евангелисты ничего и не сказали, и произвел главную педагогическую революцию, сказав: "…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в ÷арство Ќебесное" (ћф.18:3).

Ёто первое выдвижение ребенка, детскости в качестве идеала. ћы благодарны евангелистам за то, что они не объ€снили этой фразы, тем самым оставив нам простор дл€ толкований. ћне хочетс€ верить, что ’ристос имел в виду детскую незлопам€тность. –ебенок гневаетс€, кричит: "ћама € теб€ не люблю". ј через 5 минут подходит и снова ластитс€, все забыто, гроза прошла, солнышко снова улыбаетс€. ¬от эта незлопам€тность так была бы хороша и в мире взрослых отношений.  (»сточник: авва ƒорофей. ѕоучение 1. "Ќадеваем мы и куколь, который есть символ смирени€.  уколи нос€т малые и незлобивые младенцы, а человек совершеннолетний куколи не носит: мы же носим оный дл€ того, чтобы младенчествовать злобою, как сказал јпостол: не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте (1  ор. 14:20). „то же значит младенчествовать злобою? Ќезлобивый младенец, если будет обесчещен, не гневаетс€, и если почтЄн будет, не тщеславитс€. ≈сли кто возьмЄт принадлежащее ему, он не печалитс€: ибо младенчествует злобою и не мстит за оскорблени€, и не ищет славы" ).

√овор€ о сотрудничестве детских педагогов и ÷еркви, стоит честно признать, что педагогические "закрома" ÷еркви пусты. ÷ерковна€ средневекова€ культура ребенка не замечала. ѕервый церковный учебник дл€ детей вышел в 1868 году. ƒо этого времени в XIX веке «акон Ѕожий преподавалс€ по книге митрополита ‘иларета ƒроздова " атехизис",  ранее же грамоту по ѕсалтырю учили…

ѕредставл€ете, перва€ книга, которую ÷ерковь написала дл€ своих детей, по€вилась на исходе XIX  столети€ церковной истории! Ќе стоит строить иллюзий, что у нас есть в ÷еркви педагогические премудрости и их свободно  можно брать.

≈вангельское доброе слово о дет€х долго прорастало через пласты эпической культуры, к тому же чаще всего нам приходилось заимствовать на «ападе.

 оллеги, у мен€ дл€ вас, пренепри€тнейшее известие! ¬ы обречены на творчество, как и любой православный педагог. Ќельз€ просто вз€ть тетрадку с пропис€ми и оттуда перерисовать каллиграфическим почерком св€тоотеческие педагогические советы.

¬торое мое предостережение от излишних начальных очарований св€зано с отношением к св€щеннику в школе. Ќе надо к дерматологу обращатьс€ с зубной болью. ¬от точно также надо пон€ть, зачем нужно обращатьс€ к батюшке, а какие вопросы – не дл€ него .

ƒа, к современному св€щеннику можно обратитьс€ за педагогическими советами, и они могут быть очень точны, если сам этот батюшка получил добротное гуманитарное образование. Ќо если вы обратитесь к творени€м »оанна «латоуста за советом, как строить семейную жизнь, то уйдете с пустыми руками. ќн рассуждал о других проблемах.

—реди лакун (ѕримечание ћ—. Ћакуна - пробел, пропуск, недостающее место в каком-нибудь тексте), которые есть в православной педагогике, может быть сама€ серьезна€ - это проблема воспитани€ мальчиков. ƒело в том, что ключевое слово в православной педагогике,  этике, аскетике  - это смирение.

ѕомню, когда 10 лет назад € устраивалс€ на работу в —в€то-“ихоновский богословский институт в ћоскве, и беседу€ с проректором, спросил: " ак устроены семинаристы, € знаю, а что такое девушка, изучающа€ богословие, объ€сните мне, как с ними общатьс€?" (¬ этом заведении большинство студентов - девушки). Ќа что проректор мне сказал: "¬идите ли, отец јндрей, лексикон Ёллочки-людоедки состо€л из 12 слов, а наши барышни предпочитают обходитьс€ четырьм€ – смирение, искушение, послушание, благословение".

Ќо на  этом лексиконе парн€ не воспитаешь.

≈сть великие слова јввы ƒорофе€, св€того VI века: "ƒело смирени€ - не сравнивать себ€ ни с каким другим человеком". —мирение это нека€ внутренн€€ атмосфера, но внешне, феноменологически, оно про€вл€ет себ€ именно так, через не-превозношение себ€ над другим человеком.

ќднако попробуйте пацанов на этом воспитать. ” мальчишек же все в соревновании - кто первый кашу съест, кто первым до подъезда добежит, кто первый нарисует и т.д. ≈сли их за это бить по рукам, говорить, не смей, не соревнуйс€ и т.д., мы вырастим импотентов, от которых не будет радости никому, ни им самим, ни вам. — моей эгоистической конфессионально-национальной колокольни этот вопрос звучит так: " ак из православного мальчика воспитать русского воина?". ј не воспитаем  - кирдык всем нам!

¬ —аратове один мужик, прошедший јфганистан, офицер, как-то говорит мне: "ќтец јндрей, у мен€ есть друзь€ татары, есть друзь€  русские. я бываю в храмах православных, бываю в мечет€х. —ам € не религиозный человек, но что € вижу – в мечет€х сто€т мужики и молодежь, у нас в храмах женщины и бабушки. ћы проиграем".

¬оспитать русского воина из православного мальчика, чтобы он не обабилс€, чтобы он не усвоил стереотипы большинства прихожан, то есть прихожанок - это очень трудно! ”читыва€, что у педагогики и светской и церковной сегодн€ женское лицо. Ёту лакуну нужно оп€ть же творчески заполн€ть.

ћы живем в постиндустриальном обществе, а постиндустриальное общество - это общество, которое пон€ло, что самое трудное производство – это производство человека человеком.  оммуникаци€, информирование друг друга друг о друге оказываетс€ труднее и важнее, чем ковка металла и добыча угл€. ” нас же в стране оплата труда еще из прошлой, индустриальной эпохи, хот€ труд учител€ должен сейчас оцениватьс€ почти наравне с оплатой труда шахтера. 

ƒл€ мен€ показатель моего личного благососто€ни€ страны - зарплата уборщицы московского метро. ¬о всех вагонах метро вис€т объ€влени€ "“ребуетс€" и указываютс€ цифры,  так что всегда легко узнать, сколько получает уборщица московского метро. ƒл€ мен€ это ориентир. ¬ иные годы мо€ профессорска€ зарплата приближаетс€ к указанной в метро, но обычно безнадежно отстает (на сегодн€ разрыв в 10 раз: 2 500 и 25 000 р.)… ѕоэтому € храню дома документ, который со временем станет одним из самых позорных документов в истории нашей ÷еркви – это справка о моей зарплате, как профессора ћосковской духовной академии.

»так, же можно вз€ть у ÷еркви? “о, ради чего она создана - духовность. ѕокойный комсомол кроме того, что он был хамом, был еще и вором. ќн спер у нас слово "духовность".

ƒо сих пор у мен€ хранитс€ брошюрка, в которой мен€ впечатлила така€ фраза: "огромное внимание повышению уровн€ духовности советской молодежи удел€ет такой-то горком комсомола. “ак, в таком районе города недавно был построен новый плавательный бассейн".

Ќынешн€€ красна€ дата понуждает мен€ вспомнить и еще один комсомольский эпизод. ћы только что поступили в семинарию, знакомимс€  друг с  другом.  урс у нас был необычный, практически все, включа€ вашего владыку –остислава, пришли в семинарию после университетов. –одились мы все в атеистических семь€х,  в 14 вступили в комсомол, по окончанию школы пошли в университет, там обрели веру и после этого развернулись в семинарию. » вдруг вы€сн€етс€, один из нас был комсомольцем. ћы дружно возмущались. " ак ты посмел?!"

¬едь он в отличие от нас был попович, сын св€щенника. »з верующей семьи. » все же вступил в комсомол. " ак ты мог вступить в комсомол?" - говорил € ему. "ј, что такое?" - "¬едь комсомол атеистическа€ организаци€!", - "— чего ты вз€л?".

“огда €, как бывший член комитета комсомола ћ√”, привожу ему первый пункт устава ¬Ћ —ћ – " омсомолец должен вести борьбу с религиозными предрассудками". ј ќн соглашаетс€: "ѕравильно! Ёто же мо€ первейша€ об€занность в качестве христианина".

“ут не поспоришь – и в самом деле важнейша€ задача богослови€ и аскетики это борьба с религиозными предрассудками, суевери€ми.

‘ормула "я верю во ’риста" это ведь формула освобождающа€.

я верю в ’риста – и, значит, мне наплевать, что мне ѕредсказамус настрадал на следующей неделе.

 я верю в ’риста - и, значит, € могу наступить на хвосты черным кошкам независимо от их траектории передвижени€ по моей планете.

я верю в ’риста и - значит, могу назначать встречу с шефом на тринадцатую п€тницу…

»так, попробуем зан€тьс€ реституцией духовных ценностей  и вернем этому украденному слову его принадлежность и происхождение. —лово "духовный" принадлежит не только христианскому богословию, оно имело хождение и в €зыческом мире, например, у гностиков люди делились на три класса:

- "илики", люди материи, обреченные ко злу и погибели, в которых нет ничего духовного;

- "психики" (душевные)– это те, в которых попал кусочек демона ƒемиурга, равно способных и ко злу и к добру;

 - "пневматики" (духовные) это те, в которых попал кусочек матери материи —офии јхамот. Ёти последние обладают совершенным знанием (gnosis) и спасаютс€ тем духовным семенем, которое в них вложено. »з одного класса перейти нельз€, единственно возможно пробуждение забывчивого пневматика. Ќо если ты нас понимаешь и с нами соглашаешьс€, если ты готов признать, что ты часть —офии јхамот то ты наш, ты – пневматик.

¬ Ќовом «авете слово духовность как и у гностиков – обозначает то, что в человеке сверх-человеческого. ƒуховность – это то, что во мне, но не мое. ƒуховность – это, что устремл€ет человека за горизонты собственного человеческого быти€.  ѕервое про€вление духовности дивно описано в стихотворении јрсени€ “арковского "¬от и лето прошло...":

¬от и лето прошло,
—ловно и не бывало,
Ќа пригреве тепло,
“олько этого мало.
 
¬се, что сбытьс€ могло,
ћне как лист п€типалый
ѕр€мо в руки легло.
“олько этого мало.
 
ѕонапрасну ни зло,
Ќи добро не пропало -
¬се горело светло.
“олько этого мало.
 
∆изнь брала под крыло,
Ѕерегла и спасала -
ћне и вправду везло.
“олько этого мало.
 
Ћистьев не обожгло,
¬еток не обломало,
ƒень промыт как стекло.
“олько этого мало.
 
¬се, что сбытьс€ могло,
ћне как лист п€типалый
ѕр€мо в руки легло.
“олько этого мало.

„увство тоски… ¬се вроде бы хорошо, хата упакована, джакузи урчит, а чего то не хватает, душа тоскует по иному, высшему. Ёто и есть первое про€вление духовности.

” јндре€ ¬ознесенского были дивные строчки в стихотворении "¬асильки Ўагала":

“ех васильков голубые зазубрины –
— чисто готической т€гою вверх.
ѕоле любимо, но небо возлюблено.
Ќебом единым жив человек.

» в ответ этой нашей тоске о высшем, —ам √осподь входит в человека…

Ћюбой человек, который знает истоки христианства, знает, что мир ¬изантии, мир св€тых ќтцов был готов к богословской дискуссии по любому поводу.  ќднако в ÷еркви практически не было полемики по такому, казалось бы, важному вопросу, как соотношение духа и души. „еловек двусоставен (душа и тело) или трехчастен (тело, душа и дух)? „то такое "дух", упоминаемый в апостольских послани€х? ƒух Ѕожий или дух человеческий? ƒискуссии на эту тему никогда не было, потому что правильно и то и другое.

¬от, € вз€л в руки компас, сн€л с фиксатора, стрелка повертелась и показала на северный полюс «емли. Ёто ведь правильное описание? Ќо этот же процесс можно описать иначе: мол, магнитное поле «емли повернуло стрелку этого компаса в северном направлении.

Ћюбой верующий человек может сказать "€ пришел к Ѕогу", а может сказать "Ѕог привел мен€ к —ебе". ƒух – это то, чем € стремлю себ€ к Ѕогу, к Ќебу, или ƒух – это энерги€ Ѕога, которой ќн прит€гивает мен€ к —ебе? ¬ерным, думаю, будет и то и другое.

ѕри этом в любом случае "дух" - это движение ввысь, когда человек оправдывает свое им€, им€ человека. ¬ греческой античной культуре человек – это antropos, т.е. устремленный ввысь, и св€тые отцы с этим согласились. —лав€нска€ народна€ этимологи€ слова "человек" раскрывало его значение, как чело, обращенное к вечности.

¬ латинской культуре человек обозначаетс€ словом human (человек, человечество, человеческий), что имеет один корень со словом humus (земл€, глина, область, страна). »менно это в еврейском €зыке означает им€ јдам -  адомá (земл€). »звестна€ фраза ћаксима √орького "„еловек – это звучит гордо", на латыни, и следственно, на всех романских €зыках звучит глупо, дословно получитс€: "“уземец – это звучит гордо!".

≈врейско-латинское мышление акцентирует происхождение человека – "ибо прах ты и в прах возвратишьс€" (Ѕыт. 3:19), а греко-слав€нское акцентирует на конечное призвание человека. ¬асилий ¬еликий говорил, что человек – это животное, которое получило повеление стать богом.

÷ерковь и создана Ѕогом дл€ того, чтобы помочь нам пройти путь от земли к небу.  ак обрести духовность и веру, как избежать катастроф на взлете к небу – обо всем об этом нужно и можно спрашивать ÷ерковь. ј как выйти из финансового кризиса – это не по адресу. ’от€ в ÷еркви есть прекрасные экономисты, например, московский игумен ‘илипп, авторитетный биржевой эксперт. ÷ерковь – это собрание самых разных людей, имеющих всевозможные специфические знани€, но это не значит, что каждый св€щенник должен разбиратьс€ в экономических вопросах. “акже в ÷еркви есть хорошие педагоги, в том числе и нос€щие р€су, поэтому сейчас можно получить совет у некоторых св€щенников и по различным педагогическим вопросам. Ќо все-таки это личные наработки отдельных людей, а не всей ÷еркви в целом, эти знани€ не есть собственно церковное учение, ѕредание.

Ўкола не может учить духовности. —лово "духовность" должно быть табуировано дл€ школы. ≈сли духовность – это путь к небу, к Ѕогу, то не дело светскому заведению быть путеводителем на этом пути, и подмен€ть собою ÷ерковь, и брать на себ€ религиозные функции.

„то может делать школа? Ўкола может рассказать о духовности в пор€дке "экскурсии". Ќеобходимо различать религиозное просвещение, воспитание и просвещение на религиозную тему. “емой нашего меропри€ти€ €вл€етс€ нравственный подвиг учител€, так вот, один из аспектов этого подвига  учител€ в том, чтобы удержать себ€ от пропаганды православизма.

ќчень т€жело дл€ учител€, во-первых, советского, во-вторых, православного удержать себ€ от нравственного императива, от глубочайшего вторжени€ в жизнь ребенка. ќчень хочетс€ наставить, научить, призвать…

ќдин немец, изучающий русский €зык и  литератору, как-то сказал, что во всех €зыках есть три интонации: повествовательна€, вопросительна€ и восклицательна€, но в русском €зыке есть четверта€ интонаци€ – интонаци€ советской учительницы. ”паси √осподи, идти с этой интонацией к дет€м.

ѕримечание ћ—. ƒалее последовал возглас в гнусаво-менторском тоне, так знакомом в нашей школьной молодости: "Ќу-у-ка, скажите де-е-ети, ку-у-да пошел ’ристос с √еннисаретского озера?!"

ƒл€ православного педагога требуетс€ огромное самообладание.

¬от чисто аскетическа€ ситуаци€: Ќа уроке любима€ ученица ћашенька т€нет руку и спрашивает: "ћарь€ »вановна,  у мен€ вчера котенок заболел, мне какому боженьке нужно молитьс€, кому свечку ставить, чтобы он исцелилс€?" », конечно, душа православной ћарии »вановны, т€нетс€ сразу при всех на уроке объ€снить, как кушать песочек с могилки ћатроны ћосковской, какое осв€щенное маслице капать в блюдечко с молоком дл€ котенка и объ€снить всю инструкцию православного выживани€. Ќо этого делать нельз€! Ќельз€… ћожно только сказать, мила€ ћаша, подойди на переменке, мы с тобой по-девичьи пошепчемс€.

ƒл€ православного педагога т€жело перейти на интонацию постороннего аналитика, когда ты говоришь о самом дорогом дл€ теб€, о твоей св€тыне.  ак т€жело на школьном уроке не назвать ’риста —пасителем, √осподом! "Ќаш √осподь говорит нам…" Ёто в храме так можно сказать, а в светской школе:  "’ристос говорит своим ученикам", подчеркиваю, не нам, а ≈го ученикам. » вот это посто€нное дисциплинирование своей речи – это тоже подвиг учител€.

» если этого подвига не будет, то тогда мы не выйдем из православного гетто. »бо если будет пр€мое самоотождествление учител€ и учеников с излагаемой верой, то тогда будут протесты  от семей, у которых другие религиозные, национальные или мировоззренческие ценности (далеко не все русские - православные).

ќдно из двух:

»ли мы ведем уроки духовности в школе, но тогда нужно понимать, что это будут уроки дл€ своих, и тогда мы не выйдем из православного гетто.   тому же зачем нужны в школе  уроки ѕравослави€ дл€ уже православных детей, когда это можно им получить и более качественно в воскресной школе при храме?

»ли же церковные педагоги, вход€ в светскую школу, подчин€ютс€ законам светской школы, говор€т на €зыке культурологии и преподают "ќсновы православной культуры". » это нужно будет делать с интонацией экскурсовода – посмотрите  направо, посмотрите налево… "православные полагают, что это место в ≈вангелие имеет такой-то смысл"...

¬ ответ на вопрос: "ѕравда, что »исус ’ристос воскрес?", педагог в школе должен ответить "ѕравдой €вл€етс€ то, что православные христиане в это вер€т, и  из этого дл€ себ€ верующие делают такие-то выводы, и это потому-то и потому-то наполн€ет любовью их сердца".

„то такое культурологи€? Ёто попытка пон€ть мир другого человека, чужака, логику чужой веры.  стати, есть велика€ традици€ советской культурологической научной школы. "ќсновы православной культуры" как академического предмета создавались в советские времена: јлексей ‘едорович Ћосев, ƒмитрий —ергеевич Ћихачев, —ергей —ергеевич јверинцев, ћихаил ћихайлович Ѕахтин, јлександр ћихайлович ѕанченко, јарон яковлевич √уревич, ёрий ћихайлович Ћотман – эти великие люди и ученые создали эту научную дисциплину. ќни пытались помочь другим пон€ть мир христианской культуры, мир средневековой культуры.

"ќѕ " - это рассказ о православии дл€ комсомольцев и азербайджанцев. Ёто речь о "своем" дл€ "чужих".

–азличие между наци€ми – это не различие в антропометрии, цвете глаз и кожи. Ёто различие в "культурных сценари€х".

"¬се мужчины делаю это!". Ќо - как делают? „то считаетс€ само по себе разумеющимс€?  ак пеленают ребенка?  ак отец общаетс€ с сыном?  стати, в "ƒомострое" сказано очень жестко, - когда отец общаетс€ с сыном,  он не должен улыбатьс€, чтобы не потер€ть отцовский авторитет.  ак играют дети?  ак ухаживают за девушками? ƒалее как жен€тс€?   ак болеют?  ак торгуют?  ак умирают и хорон€т? ¬се это базовые сценарии жизни.

—кажем, православный арабский путешественник архидиакон ѕавел јлеппский побывал у нас на –уси в конце XVII века. ќн был в шоке от московских рынков: "что торговл€ московитов  - это торговл€ деспотична€, на всем рынке одна цена,  и никто не торгуетс€!". Ќа восточном базаре, если ты пришел на базар и не поторговалс€, ты оскорбил продавца. “ы во мне человека не видишь? ƒавай поговорим! –асскажи о своей жене, а расскажу о своей дочери? ј изюм так бери, он мне не нужен… ” нас наоборот: "я что – нищий, чтобы торговатьс€ и унижатьс€ из-за копейки?!". Ёто совершенно другой культурный сценарий.

я вижу, что собака мне машет хвостом, и понимаю: она мне рада. Ќо вот € подошел  коту и тот тоже замахал хвостом. Ќо это означает, что он едва сдерживаетс€, чтобы на царапнуть мен€… » если € напоролс€ на конфликт с котом – то не кот в этом виноват.  от не виновата, что он не собака. ¬иноват €, если не заметил, где кошка, а где собака, и в чем разница в их поведении.

¬от дл€ того, чтобы мы могли ориентироватьс€ среди наших "кошек" и "собак", нужно дать дет€м знани€ об их культурных сценари€х, и особенно это важно знать дет€м нерусских. "ќсновы православной культуры" - это адаптаци€ детей гастарбайтеров к услови€м жизни в –оссии. Ќужно попробовать объ€снить дл€ гастарбайтеров, куда они попали. ћы ¬ам рады, но у нас не пустын€, мы имеем свои традиции, свои культурные сценарии. ћы не нав€зываем свою культуру, но ходим, чтобы, например, таджикские дети понимали своих русских соседей.

—кажем, € купил квартиру на вторичной рынке, дому уже 40 лет и € там шестой хоз€ин. ѕредыдущий хоз€ин не дал мне схему электропроводки. » это значит, что каждый раз, когда € вбиваю гвоздь в стену, то рискую жизнью.

 огда эстонские нацисты сносили пам€тник ¬оину-ќсвободителю, совершенной неожиданностью оказалось, что наше поколение "pepsi" не осталось к этому равнодушным. ѕам€ть ¬еликой отечественной войны и наших павших предков оказалась важна даже дл€ детей дискотек!

“акие же взрывные неожиданности могут быть и в мире религии.

ƒва года назад правительство “урции выпустило рекламу турецких курортов. ѕафос рекламы был прост: “урци€ – это страна, где есть все: хайтек и античность, древние развалины амфитеатров, византийска€ мозаика, мечети, мы – мирна€ страна, в которой все уживаютс€. ћы будем рады вам, приезжайте, деньги ваши – солнце наше. ќднако ролик оказалс€ скандальным. —оздатели ролика сделали компьютерный монтаж: положили на пол стену византийского православного храма с мозаичным ликом ’риста, и пустили по нему танцевать дервишей. —амо по себе и то и другое прекрасно. ј вместе... ¬ исламе нет пон€ти€ св€щенного изображени€, но это есть у христиан, может, поэтому турки не осознали, что танцы на лице ’риста это кощунство. ќни €вно не хотели нас оскорбить, ибо глупо звать христиан в гости и при этом их оскорбл€ть!

Ёто оскорбление вышло от невежества. ≈сли человек подлец и желает оскорбить, он всегда это может сделать. "ќсновы православной культуры" - это лекарство от ненарочного оскорблени€.

≈сть замечательный анекдот раскрывающий значение культурных сценариев в жизни людей.

 ћаленький мальчик подходит к матери и спрашивает:

- ћама, кто € по национальности?

- ” нас, у евреев национальность передаетс€ по матери. я еврейка, поэтому и ты еврей.

ѕотом мальчик этот же вопрос задает пришедшему с работы отцу.

- —ын, у нас у чеченцев, национальность передаетс€ по отцу. я чеченец, и ты – чеченец!

» тут удивленные родители поинтересовались, почему это его стало интересовать?

- ѕонимаете, соседскому ћишке подарили новую машинку. » € думаю, обмен€ть ее у него или отн€ть?

ѕримечание ћ—. Ѕыл возглас с места:

- "ѕоломать!"

, на что о. јндрей ответил:

- "Ёто уже русский мальчик".

Ќам нужно объ€сн€ть, именно объ€сн€ть, а не доказывать, что у православных христиан есть право думать иначе, что у нас есть внутренн€€ логика. Ќельз€ завлекать в ѕравославие, призывать в духе "давайте, дети, станем православными". Ќужно провести такую "презентацию" ѕравослави€, чтобы ребенок сам в пор€дке "домашнего задани€", ночью, под оде€лом, сказал: "я хочу, чтобы это стало правдой, чтобы этот мир стал моим!"

»так, у православных педагогов на уроках "ќснов православной культуры" очень т€жела€ задача: влюбить в ѕравославие, не призыва€ к этой любви!

 

 

 

 ћатериал подготовил
ћаксим —тепаненко
руководитель ћиссионерского отдела “омской епархии
–усской ѕравославной ÷еркви

 

 

 

»сточник:

http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=198&Itemid=1

 

 

 

 

–убрики:  ƒорога домой
ќтцы и дети



 офейный_јромат   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 23 Ќо€бр€ 2008 г. 19:47 (ссылка)
ј ¬аше мнение, батюшка?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћил_–а   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 24 Ќо€бр€ 2008 г. 12:06 (ссылка)
Ќачало испугало.... как-то уж очень квадратно звучит.

ƒумаетс€, что в школе уроки православи€ нужны дл€ тех, кто сам в церковную школу не пошел, но еще способен отозватьс€ и проникнутьс€. ј остальные вопримут и впр€мь как культурологию....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку